г. Чита |
|
20 апреля 2023 г. |
Дело N А10-5212/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 апреля 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Будаевой Е.А.,
судей Сидоренко В.А., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия и акционерного общества "Теплоэнерго" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 25 октября 2022 года по делу N А10-5212/2022 по заявлению муниципального предприятия "БВК" (ОГРН 1210300015738, ИНН 0300000690) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (ОГРН 1020300966256, ИНН 0323057082) о признании недействительным и отмене решения и предписания от 10 августа 2022 года, вынесенных по результатам рассмотрения жалобы АО "Теплоэнерго" N003/07/3-659/2022,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, акционерного общества "Теплоэнерго" (ОГРН 1093818001375, ИНН 3818026815),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Сергеевой Т.В., представителя по доверенности от 05 августа 2022 года,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное предприятие "БВК" (далее - заявитель, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее - заинтересованное лицо, антимонопольный орган) о признании недействительным и отмене решения и предписания от 10 августа 2022 года, вынесенных по результатам рассмотрения жалобы АО "Теплоэнерго" N 003/07/3-659/2022.
В деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, участвует акционерное общество "Теплоэнерго" (далее - третье лицо).
Решением суда от 25 октября 2022 года требование удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, антимонопольный орган и третье лицо обжаловали его в апелляционном порядке, указав, что закупка на поставку угля в 2022 году должна была осуществляться в рамках положения Закона о контрактной системе, поскольку заявитель является муниципальным предприятием и Положение о закупке не размещено в ЕИС до начала 2022 года; заказчик определил срок оплаты поставленного товара с нарушением требований Закона о контрактной системе.
В отзывах на апелляционные жалобы заявитель выразил согласие с решением суда первой инстанции.
Определением суда от 12 января 2023 года на основании пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в составе суда произведена замена председательствующего судьи Сидоренко В.А. на судью Будаеву Е.А.
Определением суда от 10 апреля 2023 года на основании пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в составе суда произведена замена судьи Басаева Д.В. на судью Сидоренко В.А.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционных жалоб оспорил по мотивам, приведенным в отзывах.
Антимонопольный орган и третье лицо, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Судом первой инстанции установлены следующие фактические обстоятельства.
16 ноября 2021 года МП "БВК" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1210300015738.
Постановлением Главы администрации муниципального образования "Город Северобайкальск" от 05.05.2022 N 403 МП "БВК" с 05 мая 2022 года присвоен статус единой теплоснабжающей организации на территории муниципального образования "город Северобайкальск".
27 июля 2022 года в единой информационной системе опубликовано извещение о проведении МП "БВК" на основании Положения о закупках и Закона о закупках запроса предложений на поставку угля марки 3 БР на 2022-2023 (извещение N 32211578170).
02 августа 2022 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия поступила жалоба ООО "Теплоэнерго" (от 02 августа 2022 года вх. N 4795, 4801) на действия заказчика - МП "БВК".
Рассмотрение жалобы состоялось 10 августа 2022 года.
По результатам рассмотрения жалобы Бурятским УФАС России вынесено решение от 10 августа 2022 года N 003/07/3-659/2022, в соответствии с которым Комиссия Бурятского УФАС России решила:
1. признать жалобу ООО "Теплоэнерго" обоснованной.
2. признать МП "БВК" нарушившим требования части 1 и 2 статьи 2 Закона о закупках.
3. выдать МП "БВК" обязательное для исполнения предписание.
5. передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Бурятского УФАС России для возбуждения административного производства.
Комиссией Бурятского УФАС России на основании указанного решения от 10 августа 2022 года в адрес МП "БВК" выдано предписание от 10 августа 2022 года об устранении нарушения, согласно которому в срок до 25 августа 2022 года предписано аннулировать запрос предложений на поставку угля марки 3БР на 2022-2023 (извещение N 32211578170).
Не согласившись с указанными решением и предписанием Бурятского УФАС, МП "БВК" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев материалы дела, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив приведенные лицами, участвующими в деле, доводы, не установил оснований для отмены судебного акта.
В силу статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов (часть 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Суд апелляционной инстанции признает обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемые решение и предписание не соответствуют положениям Закона о закупках, нарушают права и законные интересы заявителя, основанные на правильном применении следующих правовых норм и установлении фактических обстоятельств дела.
Основанием принятия оспариваемого решения послужил вывод Комиссии Бурятского УФАС о нарушении МП "БВК" части 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), статьи 15 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Антимонопольный орган указал, что в силу пункта 2 части 2.1 статьи 15 Закона о контрактной системе, Положение о закупке, размещенное предприятием в ЕИС 27 июля 2022 года, не могло являться правовой основой проведения спорной закупки по Закону о закупках, поскольку заявитель является муниципальным предприятием, а Положение о закупках не опубликовано в ЕИС до начала 2022 года, в связи с чем спорная закупка должна осуществляться по Закону о контрактной системе.
Суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции, признавшим данную позицию антимонопольного органа ошибочной, исходя из следующего.
Статьей 15 Закона о контрактной системе регулируются особенности закупок, осуществляемых бюджетными, автономными учреждениями, государственными, муниципальными унитарными предприятиями и иными юридическими лицами.
В соответствии с частью 2.1 статьи 15 Закона о контрактной системе, государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением:
1) закупок федеральных государственных унитарных предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации, осуществляемых без использования субсидий, предоставленных из федерального бюджета на осуществление на территории Российской Федерации капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и (или) на приобретение на территории Российской Федерации объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации;
2) закупок, осуществляемых в соответствии с правовым актом, предусмотренным частью 3 статьи 2 Закона о закупках, принятым государственным, муниципальным унитарными предприятиями и размещенным до начала года в единой информационной системе:
а) за счет средств, полученных в качестве дара, в том числе пожертвования, по завещанию, грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
б) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;
в) без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Из положений пункта 2 части 2.1 указанной статьи следует, что исключение для применения положений Закона о контрактной системе при осуществлении государственными, муниципальными унитарными предприятиями закупок действует при осуществлении закупок, осуществляемых в соответствии с правовым актом, предусмотренным частью 3 статьи 2 Закона о закупках, принятым государственным, муниципальным унитарными предприятиями и размещенным до начала года в единой информационной системе.
Судом первой инстанции установлено, что Положение о закупках опубликовано МП "БВК" в единой информационной системе 19 мая 2022 года, то есть не до начала 2022 года, что свидетельствует о несоблюдении предприятием порядка размещения Положения о закупках, установленного статьей 15 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Закона о закупках, настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с твердыми коммунальными отходами, автономными учреждениями.
Согласно части 7 статьи 8 Закона о закупках, организации, осуществляющие виды деятельности, относящиеся к сфере деятельности естественных монополий, и (или) регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, обращения с твердыми коммунальными отходами, в случае, если общая выручка от указанных видов деятельности составляет не более чем десять процентов общей суммы выручки за 2011 год от всех видов деятельности, осуществляемых такими организациями, а также дочерние хозяйственные общества, более пятидесяти процентов уставного капитала которых в совокупности принадлежит государственным корпорациям, государственным компаниям, субъектам естественных монополий, организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с твердыми коммунальными отходами, государственным унитарным предприятиям, государственным автономным учреждениям, хозяйственным обществам, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации превышает пятьдесят процентов, дочерним хозяйственным обществам этих дочерних хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля этих дочерних хозяйственных обществ в совокупности превышает пятьдесят процентов, за исключением организаций, которые указаны в части 2.1 статьи 1 настоящего Федерального закона и разместили в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, информацию, предусмотренную частью 2.1 статьи 1 настоящего Федерального закона, применяют положения настоящего Федерального закона с 1 января 2013 года.
В пункте 5 статьи 8 Закона о закупках указано, что заказчики, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона и созданные после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, утверждают в течение трех месяцев с даты их регистрации в едином государственном реестре юридических лиц положение о закупке.
Согласно пункту 5.1 указанной статьи, если в течение срока, предусмотренного настоящим Федеральным законом, заказчик в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона не разместил утвержденное им положение о закупке или принятое им решение о присоединении к положению о закупке, на такого заказчика до дня размещения им в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона утвержденного положения о закупке или решения о присоединении к положению о закупке, распространяются положения Закона о контрактной системе в части определения поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с параграфами 2 и 3 главы 3 Закона о контрактной системе.
Таким образом, законодателем определено, что организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, обращения с твердыми коммунальными отходами, и созданные после вступления в силу настоящего Федерального закона, применяют положения Закона о закупках, после утверждения и размещения в ЕИС Положение о закупках в установленном порядке.
При указанном правовом регулировании, ввиду присвоения МП "БВК" статуса единой теплоснабжающей организации на территории муниципального образования "город Северобайкальск" с 5 мая 2022 года Постановлением администрации МО "город Северобайкальск" от 5 мая 2022 года N 403, и установлением Приказами Республиканской Службы по тарифам Республики Бурятия N 2/11, N 3/13, N 3/14 от 17 июня 2022 года тарифов на тепловую энергию (мощность), на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) и на горячую воду в закрытой системе водоснабжения для потребителей МИ "БВК", суд первой инстанции пришел к правильному выводу о соблюдении заявителем порядка размещения Положения о закупках, установленного статьей 8 Закона о закупках.
На основании изложенного, судом первой инстанции обоснованно признано правомерным применение заявителем при проведении закупки в форме запроса предложений на поставку угля марки 3 БР па 2022-2023 года для собственных нужд, за счет собственных средств, положений Закона о закупках.
При установленных по делу обстоятельствах, у суда имелись основания для удовлетворения требований заявителя.
Приведенные заявителями апелляционных жалоб доводы подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании и применении норм права.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены судебного акта судом апелляционной инстанции не установлены.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 25 октября 2022 года по делу N А10-5212/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.А. Будаева |
Судьи |
В.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-5212/2022
Истец: АО Теплоэнерго, Муниципальное предприятием БВК
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия