город Иркутск |
|
10 июля 2023 г. |
Дело N А33-18659/2021 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Рудых А.И.,
судей: Ананьиной Г.В., Кореневой Т.И.,
при ведении помощником судьи Слободчиковой О.А. протокола открытого судебного заседания, проводимого с использованием видеоконференц-связи Арбитражного суда Красноярского края, с участием судьи Горбатовой А.А., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем Оганесян А.С.,
при участии представителей: Службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края - Казимировской Н.П. (доверенность от 09.01.2023), краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Красноярский краевой центр охраны материнства и детства N 2" - Трифоновой Е.А. (доверенность от 04.07.2021),
рассмотрев кассационную жалобу краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Красноярский краевой центр охраны материнства и детства N 2" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 04 октября 2022 года по делу N А33-18659/2021, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 21 марта 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Красноярский краевой центр охраны материнства и детства N 2" (ИНН 2443047354, ОГРН 1162468075472, далее - КГБУЗ "ККЦОМД N 2", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края (ИНН 2466230780, ОГРН 1102468030290, далее - контролирующий орган, Служба) о признании незаконным и отмене предписания от 21.06.2021 N 101-1851.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Рустика".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 04 октября 2022 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 21 марта 2023 года, в удовлетворении требования отказано.
Учреждение в кассационной жалобе, ссылаясь на нарушение норм материального права, несоблюдение норм процессуального права, просит решение и постановление отменить, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении требования.
По мнению заявителя кассационной жалобы: судами не учтено, что услуги по стирке белья за июль, август, сентябрь 2020 года в сумме 3 918 817 рублей 06 копеек оплачены из 55 000 000 рублей бюджетных ассигнований, выделенных учреждению в декабре 2020 года на погашение кредиторской задолженности по принятым обязательствам в рамках соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания на оказание государственных услуг N 158-и от 09.01.2020 (далее - соглашение N 158-и) (код субсидии 710 23 0130017450 03); указанные расходы являются дополнительными расходами учреждения и оплата спорной суммы санкционирована распоряжением Правительства Красноярского края от 10.12.2020 N 895-р (далее - распоряжение N 895-р) по показателю "Финансирование (возмещение) расходов, связанных с проведением мероприятий по устранению последствий распространения новой короновирусной инфекции"; судами не дана соответствующая оценка указанным выше документам, подтверждающим выделение Правительством края дополнительного непланового финансирования; судами в расчете неверно указана итоговая сумма излишне оплаченных услуг за стирку белья (3 918 817 рублей 06 копеек - полная стоимость оказанных услуг за три месяца с июля по сентябрь 2020 года), тогда как 1 577 019 рублей 54 копейки оплачены учреждением правомерно и объем указанных услуг на эту сумму подтвержден, а излишне выставленными являются только 2 341 797 рублей 74 копейки; субсидия в рамках распоряжения N 895-р учреждению выделена не на оплату медицинской помощи пациентам с короновирусной инфекцией, а на устранение последствий, вызванных распространением этой инфекцией.
Служба в отзыве на кассационную жалобу против её доводов возразила, ссылаясь на их несостоятельность.
Присутствующие в судебном заседании представители учреждения и службы поддержали доводы и возражения, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на неё.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 121-123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) (почтовые уведомления о вручении первичных извещений о судебных заседаниях, информация о рассмотрении кассационной жалобы размещена в установленном порядке (в сети "Интернет" на сайтах fasvso.arbitr.ru, kad.arbitr.ru)), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в порядке главы 35 АПК РФ правильность применения арбитражными судами норм материального и соблюдение норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно неё, суд округа приходит к следующим выводам.
22.04.2021 в рамках проведения выездной проверки за период с 01.01.2020 по 09.04.2021 Службой составлен акт и выдано предписание от 21.06.2021 N 101-1851, которым учреждение обязано, в том числе, принять меры по возмещению в краевой бюджет 4 341 476 рублей 09 копеек (422 695 рублей 03 копейки оплата невыполненных работ по капитальному ремонту детской поликлиники обществами с ограниченной ответственностью (ООО) "Галикон" и "Рустика" и 3 918 817 рублей 28 копеек оплата неоказанных услуг по стирке белья обществу с ограниченной ответственностью (ООО) "Экосервис") ущерба, причиненного Красноярскому краю.
Основанием для принятия предписания послужили выводы Службы о нецелевом расходовании бюджетных средств в указанной сумме, оплаченных, в том числе за излишне выставленные услуги по стирке белья за счет субсидии Правительства Красноярского края, выделенной на иные цели.
Полагая указанное предписание незаконным и необоснованным, учреждение обратилось в суд с рассматриваемым требованием.
Доводов относительно выводов судов по эпизоду оплаты 422 695 рублей 03 копеек невыполненных работ по капитальному ремонту детской поликлиники учреждение не приводит, в связи с чем суд округа рассматривает судебные акты в части указанного в кассационной жалобе эпизода нецелевого использования средств на стирку белья, в том числе по объемам оказанной услуги.
Отказывая в удовлетворении требования по данному эпизоду, арбитражные суды исходили из доказанности фактов нецелевого расходования бюджетных средств, оплаты услуги стирки белья в завышенных объемах, чем фактически подтверждено.
Суд округа оснований для отмены судебных актов не усматривает на основании следующего.
Под нецелевым использованием бюджетных средств в силу статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
В силу части 1 статьи 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества. Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
Постановлением Правительства Красноярского края от 28.06.2011 N 375-п утвержден Порядок определения объема и условий предоставления из краевого бюджета краевым государственным бюджетным и автономным учреждениям субсидий на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) (далее - Порядок N 375-п), действовавший в 2020 году.
В силу пункта 2 Порядка N 375-п субсидии на иные цели предоставляются для возмещения расходов бюджетных и автономных учреждений, не связанных с оказанием ими в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ), включая расходы на: приобретение основных средств и (или) материальных запасов для осуществления видов деятельности бюджетных или автономных учреждений, предусмотренных учредительными документами; осуществление работ по разработке проектно-сметной документации, проведению государственной экспертизы проектно-сметной документации, капитальному ремонту имущества, закрепленного за бюджетным или автономным учреждением на праве оперативного управления; осуществление иных расходов, не относящихся к расходам, осуществляемым за счет средств субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Красноярского края и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Красноярского края.
Пунктом 4 Порядка N 375-п предусмотрен заявительный порядок предоставления субсидии на иные цели, согласно которому учреждение в срок до 1 августа текущего финансового года направляет в уполномоченный орган заявку, содержащую финансово-экономическое обоснование размера субсидии на иные цели.
Предоставление субсидии на иные цели в течение финансового года осуществляется на основании соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели, заключаемого между бюджетным или автономным учреждением и уполномоченным органом (пункт 8 Порядка N 375-п).
Согласно пункту 11 Порядка N 375-п неиспользованные в текущем финансовом году остатки субсидии на иные цели, предоставленной бюджетным и автономным учреждениям (в случае осуществления операций с указанными средствами на лицевых счетах автономных учреждений, открытых им в казначействе Красноярского края), подлежат перечислению в краевой бюджет. Остатки субсидии на иные цели могут использоваться бюджетными и автономными учреждениями в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением уполномоченного органа, принимаемым в форме приказа (распоряжения) в срок до 1 апреля очередного финансового года, согласованным с Министерством финансов Красноярского края.
Анализ вышеперечисленных норм свидетельствует о том, что средства субсидии на иные цели могут направляться на погашение кредиторской задолженности, существующей на момент формирования заявки.
Согласно положениям пункта 186 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н (далее - Правила N 108н) тариф на оплату медицинской помощи включает в себя, в том числе, расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу в соответствии с частью 7 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ).
Приказом Минздрава России от 20.10.2020 N 1130н утверждены Правила организации деятельности перинатального центра, согласно которым в структуре перинатального центра предусмотрены, помимо прочего, акушерский стационар, неонатологический стационар, гинекологическое отделение с операционными и в его структуре также дополнительно могут быть предусмотрены иные отделения, указанные в пункте 14.
Правильно применив указанные нормы права, арбитражные суды, оценив доводы сторон и представленные им доказательства, установили следующее.
09.01.2020 между Министерством здравоохранения Красноярского края и учреждением заключено соглашение N 158-и, предметом которого является определение порядка и условий предоставления учреждению субсидии на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в 2020 году в размере 142 606 200 рублей, в том числе, 38 034 200 рублей на осуществление иных расходов, не относящихся к расходам, осуществляемым за счет средств субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Красноярского края и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Красноярского края: краевыми бюджетными учреждениями здравоохранения (подпрограмма 3, пункт 1.5) (доп. расходы для погашения кредиторской задолженности учреждений здравоохранения системы ОМС).
При проведении проверки Службой установлено, что в рамках контракта от 27.03.2020 учреждением оплачены завышенные объемы оказанной услуги по стирке белья за счет завышения веса с июля по сентябрь 2020 года, а также в апреле - июне, октябре - декабре 2020 года, январе, феврале 2021 года на общую сумму 5 767 661 рубль 06 копеек за 2020 год (средства ТФОМС - 1 848 843 рублей 78 копеек, субсидии на иные цели - 3 918 817 рублей 28 копеек).
Поскольку из смысла и содержания положений Порядка N 375-п следует, что средства субсидии на иные цели могут направляться на погашение кредиторской задолженности, существующей на момент формирования заявки, то правовые основания для направления средств субсидии на иные цели, полученной учреждением в 2020 году, на оплату текущей задолженности 2020 года, отсутствуют.
Ущерб Красноярскому краю в сумме 3 918 817 рублей 28 копеек причинен как оплатой услуг по стирке белья в завышенном объеме, так и нецелевым расходованием учреждением средств субсидии, предоставленной на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания.
Поскольку на момент проведения проверки учреждением не представлены документы (накладные с указанием ассортимента, количества и веса принятого белья), суды, оценив содержащийся в акте расчет, посчитали обоснованным установление Службой фактического объема переданного в стирку белья расчетным путем на основании восстановленных учреждением документов. Доказательств, опровергающих данный расчет, материалы дела не содержат, о наличии таких доказательств учреждением не заявлено.
Оплата услуг по стирке белья относится к расходам на содержание имущества, входит в состав тарифа на оплату медицинской помощи и источником финансирования данных расходов являются средства ТФОМС.
Стирка белья в медицинском учреждении осуществляется, независимо от наличия или отсутствия в медицинском учреждении пациентов с коронавирусной инфекцией.
Доказательства более частой смена белья и его стирки для пациентов с коронавирусной инфекцией, в деле отсутствуют, о наличии таких доказательств учреждением до принятия решения судом первой инстанции не заявлено.
Установив данные обстоятельства, которые заявителем кассационной жалобы по существу не оспорены и не опровергнуты, суды пришли к обоснованным выводам: о доказанности факта нецелевого расходования учреждением бюджетных средств по эпизоду стирки белья; о законности и обоснованности оспариваемого предписания в данной части и, как следствие, о наличии оснований для удовлетворения требования.
Данные выводы соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств, при оценке которых и распределении бремени доказывания необходимых для правильного разрешения спора обстоятельств, требования главы 7, статьи 200 АПК РФ судами не нарушены.
Доводы об указании в платежном поручении N 1897081 от 24.12.2020 кода, относящегося к субсидии, о невозможности предусмотреть в 2019 году расходы по стирке белья, связанные с распространением новой короновирусной инфекции, не могут быть приняты во внимание, поскольку не изменяют и не опровергают установленных судами фактов недоказанности наличия иного режима смены и стирки белья для пациентов с указанной инфекцией и отнесения расходов про стирке белья к расходам на содержание имущества, входящих в состав тарифа на оплату медицинской помощи, источником финансирования для которых являются средства ТФОМС.
Ссылка учреждения на распоряжение Правительства Красноярского края N 895-р от 10.12.2020 отклоняется, поскольку оплата услуг по стирке белья относится к расходам на содержание имущества, входит в состав тарифа на оплату медицинской помощи и источником финансирования данных расходов являются средства ТФОМС, а доказательства увеличения периодичности смены и стирки белья и, как следствие, возникновения в этой части непредвиденных расходов в период распространения новой короновирусной инфекции, в деле отсутствуют, о наличии таких доказательств при рассмотрении дела учреждением не заявлено.
Иные доводы кассационной жалобы, несмотря на ссылку на нарушение норм материального и процессуального права, по существу выражают несогласие с результатами оценки доказательств, направлены на их переоценку и установление иных фактических обстоятельств, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, определенных в главе 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Приведенные в кассационной жалобе примеры судебной практики кассационным судом не могут быть приняты во внимание, как основанные на иных отличных от настоящего дела доказательствах и обстоятельствах.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права и на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела (платежное поручение от 06 июня 2023 года N 705258) на основании статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
Поскольку при подаче кассационной жалобы учреждением платежными поручениями от 10 мая 2023 года N 551266 и от 01 июня 2023 года N 682252 уплачено по 1500 рублей, при этом допущено неправильное заполнение реквизитов указанных платежных поручений, 3000 рублей подлежат возврату.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа. По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 104, 110, 274, 286-289 АПК РФ, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 04 октября 2022 года по делу N А33-18659/2021, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 21 марта 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Красноярский краевой центр охраны материнства и детства N 2" из федерального бюджета 3 000 рублей государственной пошлины, уплаченной по платежным поручениям N 551266 от 10 мая 2023 года и N 682252 от 01 июня 2023 года.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Рудых |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно положениям пункта 186 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н (далее - Правила N 108н) тариф на оплату медицинской помощи включает в себя, в том числе, расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу в соответствии с частью 7 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ).
Приказом Минздрава России от 20.10.2020 N 1130н утверждены Правила организации деятельности перинатального центра, согласно которым в структуре перинатального центра предусмотрены, помимо прочего, акушерский стационар, неонатологический стационар, гинекологическое отделение с операционными и в его структуре также дополнительно могут быть предусмотрены иные отделения, указанные в пункте 14."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10 июля 2023 г. N Ф02-3314/23 по делу N А33-18659/2021