город Иркутск |
|
17 июля 2023 г. |
Дело N А58-4784/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июля 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Железняк Е.Г.,
судей: Клепиковой М.А., Курочкиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства науки и высшего образования Российской Федерации на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 06 марта 2023 года по делу N А58-4784/2022 Арбитражного суда Республики Саха (Якутия),
УСТАНОВИЛ:
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (ОГРН 1187746579690, ИНН 9710062939, далее - Минобрнауки России, Министерство, истец) обратилось в арбитражный суд с иском к акционерному обществу "Ючюгейское" (ОГРН 1211400014077, ИНН 1400003551, правопреемник федерального государственного унитарного предприятия "Ючюгейское", далее - АО "Ючюгейское", ответчик) о взыскании 926 000 рублей части чистой прибыли за 2020 год.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 14 декабря 2022 года иск удовлетворен.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 06 марта 2023 года решение суда первой инстанции отменено, принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Не согласившись с принятым апелляционным судом постановлением, истец обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой со ссылкой на нарушение судом норм материального и процессуального права просит его отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Заявитель кассационной жалобы указывает на наличие оснований для взыскания денежных средств, поскольку на ответчика не распространяются положения статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации, считает, что полученные ответчиком субсидии должны учитываться при определении размера чистой прибыли.
Ответчик в отзыве просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
В судебном заседании 06.07.2023 на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 09 часов 45 минут 13.07.2023.
Участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания до и после перерыва извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, согласно пункту 111 раздела II Перечня организаций, подведомственных Минобрнауки России, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации N 1293-р от 27.06.2018, федеральное государственное унитарное предприятие "Ючюгейское" (ФГУП "Ючюгейское") являлось предприятием, подведомственным Министерству.
30.12.2021 ФГУП "Ючюгейское" реорганизовано в форме преобразования в АО "Ючюгейское".
Приказом истца N 348 от 29.04.2021 "О перечислении федеральными государственными унитарными предприятиями, подведомственными Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, части прибыли в федеральный бюджет в 2021 году" (далее - Приказ N 348) утвержден реестр начислений части прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет в 2021 году федеральными государственными унитарными предприятиями, подведомственными Министерству, в размере не менее 50 процентов прибыли, остающейся в распоряжении предприятий после уплаты налогов и иных обязательных платежей.
На основании Приказа N 348 ответчик обязан был в срок до 15.06.2021 перечислить в федеральный бюджет часть прибыли за 2020 год, уменьшенной на сумму расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, утвержденных в составе программы деятельности предприятия на 2021 год, но не менее 50 процентов прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размере, указанном в реестре.
Из представленной бухгалтерской отчетности за 2020 год чистая прибыль предприятия составила 1 852 000 рублей.
Неисполнение обязательства по перечислению в федеральный бюджет 50% прибыли за 2020 год в размере 926 000 рублей послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
Возражая против удовлетворения иска, ответчик (в том числе в судебных заседаниях 13.09.2022, 08.12.2022) ссылался на то, что финансовый результат деятельности общества формировался с учетом субсидий, предоставленных на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Суд первой инстанции, удовлетворяя иск, исходил из доказанности факта получения чистой прибыли за 2020 год в размере 1 852 000 рублей и отсутствия доказательств перечисления 50% прибыли истцу в предусмотренный Приказом N 348 срок.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из того, что при определении размера чистой прибыли, средства, перечисленные ответчику из бюджетов всех уровней на реализацию целевых программ, не могут быть приняты во внимание. Установив, что чистая прибыль ответчика за 2020 год сформирована с учетом предоставленных субсидий, суд не нашел оснований для удовлетворения иска.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции.
Согласно статье 11 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ) имущество унитарного предприятия формируется за счет имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества; доходов унитарного предприятия от его деятельности; иных не противоречащих законодательству источников.
В соответствии с пунктом 1 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 17 Закона N 161-ФЗ собственник имущества государственного или муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия.
Государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления (часть 2 статьи 17 Закона N 161-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.2002 N 228 "О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий" утверждены Правила разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий (далее - Правила N 228).
Согласно пункту 6 Правил N 228 часть прибыли предприятий, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется решением федерального органа исполнительной власти не позднее 1 мая на основании отчета о деятельности предприятия за прошедший год и утвержденной программы деятельности предприятия.
При этом часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, определяется как часть прибыли федерального государственного унитарного предприятия, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей (без учета доходов и расходов от переоценки обращающихся на рынке ценных бумаг акций обществ и относящегося к указанным доходам и расходам налога на прибыль организаций), уменьшенной на сумму расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, утвержденных в составе программы деятельности предприятия на текущий финансовый год, осуществляемых за счет чистой прибыли, но не менее 50 процентов прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей (без учета доходов и расходов от переоценки обращающихся на рынке ценных бумаг акций обществ и относящегося к указанным доходам и расходам налога на прибыль организаций), если иное не установлено актами Правительства Российской Федерации. Перечисление в федеральный бюджет части прибыли осуществляется предприятием до 15 июня.
По смыслу данной нормы, при определении размера части прибыли, которая подлежит перечислению в доход федерального бюджета, средства, перечисленные предприятию из бюджетов всех уровней на реализацию целевых программ, не учитываются. Данный вывод соответствует положениям статей 38, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, где указано, что предоставляемые за счет бюджетных средств субсидии носят адресный и целевой характер, являются формой безвозвратного использования бюджетных средств, при условии их целевого и своевременного использования. Получатели субсидий несут ответственность за целевое использование средств бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации и в случае нарушения условий предоставления субсидий, субсидии подлежат возврату в бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Как установил суд апелляционной инстанции по результатам оценки имеющихся в деле доказательств по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с Приказом N 348 ответчик обязан в срок до 15.06.2021 перечислить в федеральный бюджет часть прибыли за 2020 год, уменьшенной на сумму расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, утвержденных в составе программы деятельности предприятия на 2021 год, но не менее 50 процентов прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размере, указанном в реестре. Согласно бухгалтерской отчетности за 2020 год (л.д. 89 т.1) чистая прибыль АО "Ючюгейское" составила 1 852 000 рублей; указанный финансовый результат деятельности АО "Ючюгейское" сформирован с учетом средств, перечисленных ответчику из бюджетов всех уровней на реализацию целевых программ (в частности, на обеспечение части затрат на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных, на модернизацию и обновление материально-технической базы оленеводства). Финансово-хозяйственная деятельность общества "Ючюгейское" за 2020 год являлась убыточной, что отражено в отчете о финансовых результатах за 2020 год. В этой связи, с учетом положений пункта 6 Правил N 228, статей 38, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии у ответчика обязанности оплатить заявленные ко взысканию денежные средства.
К выводам об отсутствии у ответчика чистой прибыли, сформированной без учета средств, перечисленных ответчику из бюджетов всех уровней на реализацию целевых программ, суд апелляционной инстанции пришел по результатам оценки всех имеющихся в деле доказательств, которые он оценил по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств; оценил в совокупности их относимость, допустимость, достоверность, достаточность и взаимную связь, что соответствует требованиям статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Каких-либо нарушений указанной нормы процессуального права при оценке доказательств судом не допущено.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам (отчету о финансовых результатах за 2020 год), основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем доводы заявителя кассационной жалобы об обратном отклоняются судом округа как направленные на переоценку доказательств и установление по делу иных фактических обстоятельств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в силу положений статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и не может служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Доводы заявителя со ссылкой на статью 251 Налогового кодекса Российской Федерации не свидетельствуют о наличии оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции, поскольку не влияют на выводы суда о том, что чистая прибыль ответчика сформирована исключительно за счет средств субсидий, предоставленных ему на развитие сельского хозяйства и увеличение производства сельскохозяйственной продукции.
Доводы о нарушении судом апелляционной инстанции статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не нашли подтверждения, поскольку какие-либо дополнительные доказательства апелляционным судом при рассмотрении апелляционной жалобы не принимались.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу требований части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что постановление апелляционного суда основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 06 марта 2023 года по делу N А58-4784/2022 Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Железняк |
Судьи |
М.А. Клепикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как установил суд апелляционной инстанции по результатам оценки имеющихся в деле доказательств по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с Приказом N 348 ответчик обязан в срок до 15.06.2021 перечислить в федеральный бюджет часть прибыли за 2020 год, уменьшенной на сумму расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, утвержденных в составе программы деятельности предприятия на 2021 год, но не менее 50 процентов прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размере, указанном в реестре. Согласно бухгалтерской отчетности за 2020 год (л.д. 89 т.1) чистая прибыль АО "Ючюгейское" составила 1 852 000 рублей; указанный финансовый результат деятельности АО "Ючюгейское" сформирован с учетом средств, перечисленных ответчику из бюджетов всех уровней на реализацию целевых программ (в частности, на обеспечение части затрат на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных, на модернизацию и обновление материально-технической базы оленеводства). Финансово-хозяйственная деятельность общества "Ючюгейское" за 2020 год являлась убыточной, что отражено в отчете о финансовых результатах за 2020 год. В этой связи, с учетом положений пункта 6 Правил N 228, статей 38, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии у ответчика обязанности оплатить заявленные ко взысканию денежные средства.
...
Доводы заявителя со ссылкой на статью 251 Налогового кодекса Российской Федерации не свидетельствуют о наличии оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции, поскольку не влияют на выводы суда о том, что чистая прибыль ответчика сформирована исключительно за счет средств субсидий, предоставленных ему на развитие сельского хозяйства и увеличение производства сельскохозяйственной продукции."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17 июля 2023 г. N Ф02-3474/23 по делу N А58-4784/2022