г. Чита |
|
6 марта 2023 г. |
Дело N А58-4784/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 марта 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей В.С. Ниникиной, В.Л. Каминского, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Подойницыной М.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Ючюгейское" на решение Арбитражного суда Республики (Саха) Якутия от 14 декабря 2022 года по делу N А58-4784/2022 по иску Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (ИНН 9710062939, ОГРН 1187746579690) к Акционерному обществу "Ючюгейское" (ИНН 1400003551, ОГРН 1211400014077) о взыскании 926 000 рублей
при участии в судебном заседании:
от истца: не было;
от ответчика: не было
УСТАНОВИЛ:
Истец, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, обратился в арбитражный суд с иском к ответчику, акционерному обществу "Ючюгейское", правопредшественник ФГУП "Ючюгейское", о взыскании 926 000 рублей части чистой прибыли за 2020 год.
Решением суда первой инстанции от 14 декабря 2022 года требования истца удовлетворены полностью.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции сослался на положения ч. 1 ст. 295 ГК РФ, пункты 1 и 2 статьи 17 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных предприятиях", ст. 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации РФ.
Ответчик, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявил апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и отказать заявителю в удовлетворении требований.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Из апелляционной жалобы следует, что суд первой инстанции не принял во внимание, что прибыль общества в 2020 году сформирована за счет субсидий в полученных в рамках государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в размере 13 782 984, 16 руб. на обеспечение части затрат на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных и модернизации и обновления материально-технической базы оленеводства.
Представитель истца в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представленным отзывом на апелляционную жалобу истец просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 21.01.2023.
Согласно пункту 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам частей 1, 6 статьи 121, статей 122, статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, включая документы, представленные участниками в электронном виде, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
В соответствии с положением ч. 5 и 6 ст. 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения в пределах доводов апелляционной жалобы, а также вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Как установил суд и не оспаривается в апелляционной жалобе, из представленной бухгалтерской отчетности за 2020 год чистая прибыль предприятия составила 1 852 000 рублей.
Во исполнение Постановления Правительства РФ от 10.04.2002 N 228 "О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий", Постановления Правительства РФ от 03.12.2004 N 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия" истцом издан приказ N 348 от 29.04.2021 "О перечислении федеральными государственными унитарными предприятиями, подведомственными Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, части прибыли в федеральный бюджет в 2021 году".
Данным приказом был утвержден реестр начислений части прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет в 2021 году федеральными государственными унитарными предприятиями, подведомственными Министерству, в размере не менее 50 процентов прибыли, остающейся в распоряжении предприятий после уплаты налогов и иных обязательных платежей.
В соответствии с приказом N 348 ФГУП "Ючюгейское" было обязано в срок до 15.06.2021 перечислить в федеральный бюджет часть прибыли, остающуюся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей по итогам деятельности за 2020 год, уменьшенную на сумму расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, утвержденных в составе программы деятельности предприятия на 2021 год, но не менее 50 процентов прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размере, указанном в реестре.
Ответчик, оспаривая выводы суда первой инстанции, указывает, что финансовый результат, показанный в утвержденном приказом Министерства от 29.04.2021 N 348 годовом отчете и бухгалтерской отчетности за 2020 год, сформирован вследствие получения обществом субсидий на общую сумму 13 782 945 рублей 16 копейки, выделяемых из федерального бюджета и бюджета Республики Саха (Якутия) на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей: на обеспечение части затрат на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных и модернизацию и обновления материально-технической базы оленеводства.
Поскольку основным назначением средств государственной поддержки, полученной ФГУП "Ючюгейское" является содействие развитию производственного комплекса в сельском хозяйстве, изъятие их из производственного процесса и направление на выплату части прибыли является незаконным.
Оценив материалы дела суд апелляционной инстанции усматривает, что истец не оспаривает того факта, что финансовый результат, показанный в утвержденном приказом Министерства от 29.04.2021 N 348 годовом отчете и бухгалтерской отчетности за 2020 год, сформирован вследствие получения обществом субсидий на общую сумму 13 782 945 рублей 16 копейки, выделяемых из федерального бюджета и бюджета Республики Саха (Якутия) на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей: на обеспечение части затрат на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных и модернизацию и обновления материально-технической базы оленеводства.
С учетом указанного суд апелляционной инстанции в соответствии со ст. 70 АПК РФ, считает установленным фактом, что по итогам 2020 чистая прибыль сформирована исключительно за счет представленных обществу субсидий, направленных на развитие сельского хозяйства и увеличение производства сельскохозяйственной продукции, тогда как без учета прочих доходов и расходов производственная деятельность ответчика за 2020 год явилась убыточной.
Доказательств иного в суд не представлено, судом первой инстанции не установлено.
В соответствии с пунктами 6, 8 Правил часть прибыли предприятий, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, за исключением предприятий, включенных в перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.06.2011 N 1060-р, определяется решением федерального органа исполнительной власти не позднее 1 мая на основании отчета о деятельности предприятия за прошедший год и утвержденной программы деятельности предприятия. При этом часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, определяется как часть прибыли федерального государственного унитарного предприятия, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, уменьшенной на сумму расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, утвержденных в составе программы деятельности предприятия на текущий финансовый год, осуществляемых за счет чистой прибыли, но не менее 25 процентов прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, если иное не установлено актами Правительства Российской Федерации.
Согласно абзацу 1 пункта 6 Правил часть прибыли предприятия за предыдущий год, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется решением федерального органа исполнительной власти не позднее 1 мая на основании отчета о деятельности предприятия за прошедший год и утвержденной программы деятельности предприятия. При этом часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, рассчитывается путем уменьшения суммы чистой прибыли (нераспределенной прибыли) предприятия за прошедший год на сумму утвержденных в составе программы деятельности предприятия на текущий год расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, осуществляемых за счет чистой прибыли.
По смыслу данной нормы при определении размера чистой прибыли, которая подлежит перечислению в доход федерального бюджета, средства, перечисленные предприятию из бюджетов всех уровней на реализацию целевых программ, не могут быть приняты во внимание.
Статьей 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, что означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
По смыслу статей 38, 78 БК РФ предоставляемые за счет бюджетных средств субсидии носят адресный и целевой характер, являются формой безвозвратного использования бюджетных средств, при условии их целевого и своевременного использования. Получатели субсидий несут ответственность за целевое использование средств бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации и в случае нарушения условий предоставления субсидий, субсидии подлежат возврату в бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 14 ч. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при определении налоговой базы при исчислении налога на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами.
Из изложенного следует, что перечисление денежных средств в счет обязательств Российской Федерации и субъекта Российской Федерации по поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей нельзя признать прибылью в том смысле, который вкладывается истцом, при предъявлении требования о взыскании части прибыли с ответчика.
Учитывая целевой характер использования бюджетных средств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что понятие субсидий не позволяет квалифицировать такие средства как чистую прибыль для целей определения суммы прибыли подлежащей перечислению в бюджет.
Руководствуясь вышеназванными нормами права, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ все представленные в материалы дела доказательства, установив, что полученная ФГУП "Ючюгейское" по итогам 2020 чистая прибыль сформирована исключительно за счет представленных обществу субсидий, направленных на развитие сельского хозяйства и увеличение производства сельскохозяйственной продукции, тогда как без учета прочих доходов и расходов производственная деятельность ответчика за 2020 год явилась убыточной, исходя из принципов адресности и целевого характера использования бюджетных средств (статья 38 БК РФ), суд апелляционной инстанции считает обоснованным вывод апелляционной жалобы о том, что понятие субсидий, имеющих строго целевое назначение, не позволяет квалифицировать такие средства как чистую прибыль для целей определения суммы прибыли перечисляем собственнику, а следовательно направление субсидий как средств целевого финансирования из бюджетов на выплату части прибыли неправомерно.
Учитывая указанное суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 270 АПК РФ, как принятого при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильном применение норм материального.
В удовлетворении требований следует отказать.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от "14" декабря 2022 года по делу N А58-4784/2022 отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований отказать.
Взыскать с Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (ИНН 9710062939, ОГРН 1187746579690) в пользу акционерного общества "Ючюгейское" (ИНН 1400003551, ОГРН 1211400014077) судебные расходы в размере 3 000 руб.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
В.С. Ниникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-4784/2022
Истец: Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Ответчик: АО "Ючюгейское"