город Иркутск |
|
18 июля 2023 г. |
Дело N А19-13714/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 июля 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Железняк Е.Г.,
судей: Клепиковой М.А., Соколовой Л.М.,
при участии представителя Министерства экономического развития и промышленности Иркутской области Калиниченко А.А. (доверенность от 10.01.2023, паспорт, диплом), представителя Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области Дзёган Е.О. (доверенность от 27.01.2023, паспорт, диплом),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства экономического развития и промышленности Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 февраля 2023 года по делу N А19-13714/2022 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 02 мая 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Министерство экономического развития и промышленности Иркутской области (ОГРН 1083808000980, ИНН 3808172140, далее - истец, Министерство) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Гарантия" (ОГРН 1113850054603, ИНН 3810323083, далее - ООО "Гарантия", ответчик) о расторжении соглашения N 05-62-219/20 от 26.12.2020, взыскании 5 072 230 рублей субсидии, представленной по соглашению от 26.12.2020.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области (ОГРН 1143850004627, ИНН 3812153253, далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 20 февраля 2023 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 02 мая 2023 года, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Министерство обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой со ссылкой на нарушение судами норм материального и процессуального права просит их отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что в связи с нарушением обществом "Гарантия" условий предоставления субсидии в части соответствия критериям, установленным подпунктом 3 пункта 6 Положения о предоставлении субсидий из областного бюджета в целях возмещения части затрат на реализацию инвестиционных проектов по модернизации и развитию промышленных предприятий, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области N 595-пп от 11.09.2017 (далее - Положений N 595-пп), у ответчика возникла обязанность возвратить полученную субсидию.
Третье лицо в отзыве отклонило доводы кассационной жалобы, просило оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Представитель истца в судебном заседании 11.07.2023 поддержала доводы кассационной жалобы, представитель третьего лица возражала против удовлетворения жалобы.
Ответчик о времени и месте судебного заседания извещен по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направил, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается без его участия.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 26.12.2020 между истцом и ответчиком заключено соглашение N 05-62-219/20 о предоставлении субсидий из областного бюджета в целях возмещения части затрат на реализацию инвестиционных проектов по модернизации и развитию промышленных предприятий, по которому Министерство предоставляет получателю в 2020 году субсидии в целях возмещения части затрат на реализацию инвестиционного проекта "Изготовление готовых металлических конструкций для прокладки кабельных линий" со сроком реализации в период 2019 - 2023 годов, по направлению деятельности - модернизация и техническое перевооружение производственных мощностей.
Согласно пункту 2.1 соглашения размер субсидии составляет 5 072 230 рублей.
В соответствии с пунктом 3.2.2.3 соглашения субсидия предоставляется на приобретение в рамках инвестиционного проекта оборудования, устройств, механизмов, транспортных средств (за исключением легковых автомобилей и воздушных судов), станков, приборов, аппаратов, установок, машин, год выпуска которых должен быть не ранее трех лет, предшествующих году представления документов, и относящихся ко второй и выше амортизационным группам классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1.
ООО "Гарантия" в 2019 году приобретено оборудование. Министерство, проверив предоставленные ответчиком документы, приняло решение о предоставлении субсидии в размере 5 072 230 рублей.
Достижение ответчиком результата предоставления субсидий не оспаривается (отчеты за 2020, 2021 годы).
Как указывает истец, часть оборудования (перфораторы Bosch; шуруповерт "Вихрь" (батарея и зарядное устройство к нему); аккумуляторные перфораторы ТЕ 6-А22; аккумуляторные УШМ AG 125-А22; аккумуляторные дрели/шуруповерты SF 6-А22; аккумуляторный дрель/шуруповерты SF 6-А22, зарядное устройство) на сумму 750 000 рублей не относится ко второй и выше амортизационным группам Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1. В этой связи в соответствии с пунктом 4.1.6 соглашения истец направил получателю требование о возврате субсидии, которое осталось без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Возражая против удовлетворения иска, ответчик и третье лицо указали на то, что недобросовестных действий со стороны общества "Гарантия" при направлении заявки для участия в конкурсе на предоставление субсидии не имеется, все документы, подтверждающие наличие затрат на приобретение оборудования, с указанием наименования оборудования, были предоставлены истцу до принятия решения о предоставлении субсидии, условия соглашения исполняются.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из отсутствия оснований для взыскания с ответчика в бюджет спорных денежных средств.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. В случае нарушения получателями предусмотренных названной статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Установленная Бюджетным кодексом Российской Федерации необходимость возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий их предоставления направлена, прежде всего, на стимулирование добросовестного исполнения получателями субсидий условий предоставления средств из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также на обеспечение восстановления средств бюджета в размере, эквивалентном выявленному нарушению, в этой связи для возврата субсидии необходимо установить, в том числе факт недобросовестного поведения получателя бюджетных средств, негативные последствия такого поведения.
11.09.2017 постановлением Правительства Иркутской области утверждено Положение N 595-пп, которое устанавливает порядок и условия предоставления субсидий из областного бюджета в целях возмещения части затрат на реализацию инвестиционных проектов по модернизации и развитию промышленных предприятий, категории лиц, имеющих право на получение субсидий, а также порядок возврата субсидий (пункт 1).
Субсидии предоставляются при соблюдении условий, изложенных в пункте 6 Положения N 595-пп, в частности за приобретение в рамках инвестиционного проекта оборудования, устройств, механизмов, транспортных средств (за исключением легковых автомобилей и воздушных судов), станков, приборов, аппаратов, установок, машин, год выпуска которых должен быть не ранее трех лет, предшествующих году представления документов, и относящихся ко второй и выше амортизационным группам классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1.
В соответствии с пунктом 9 Положения N 595-пп для участия в конкурсе представляется пакет документов, в том числе: информация о показателях финансово-хозяйственной деятельности получателя и инвестиционном проекте (включая информацию о сроке, стоимости реализации инвестиционного проекта, размере фактических затрат на его реализацию) по форме, установленной правовым актом уполномоченного органа; копии договоров на приобретение оборудования (в случае предоставления субсидии по направлениям деятельности, установленным подпунктами 1 - 4 пункта 4 Положения; копии платежных документов, подтверждающих оплату приобретенного оборудования (в случае предоставления субсидии по направлениям деятельности, установленным подпунктами 1 - 4 пункта 4 настоящего Положения); копии документов, подтверждающих получение оборудования и принятие его к налоговому и бухгалтерскому учету (в случае предоставления субсидии по направлениям деятельности, установленным подпунктами 1 - 4 пункта 4 настоящего Положения); копии договоров на выполнение работ по доставке, монтажу и (или) вводу в эксплуатацию оборудования (при наличии); копии платежных документов, подтверждающих выполнение работ по доставке, монтажу и (или) вводу в эксплуатацию оборудования, заверенные российской кредитной организацией (при наличии).
В соответствии с пунктом 14 Положения N 595-пп уполномоченный орган в течение 15 рабочих дней со дня окончания срока представления документов, установленного в извещении, а в случае направления межведомственных запросов - в течение 10 рабочих дней со дня поступления соответствующих документов (сведений, содержащихся в них), принимает решение о допуске получателя к участию в конкурсе либо об отказе в допуске получателя к участию в конкурсе.
Согласно пункту 19 Положения N 595-пп уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней со дня подведения итогов заседания конкурсной комиссии с учетом протокола заседания конкурсной комиссии принимает решение о предоставлении субсидий либо об отказе в предоставлении субсидий в форме правового акта уполномоченного органа и размещает его на сайте. Решение о предоставлении субсидий принимается в отношении получателей, занявших первое место.
Результатами предоставления субсидии по направлению деятельности, установленному подпунктом 2 пункта 4 Положения N 595-пп, являются доля созданных рабочих мест от общей численности занятых у получателя; объем привлеченных инвестиций в основной капитал при реализации инвестиционного проекта; прирост объема продукции; объем налоговых платежей, уплаченных в консолидированный бюджет Иркутской области в связи с реализацией инвестиционного проекта; освоение выпуска новых видов продукции (подпункт 2 пункта 23 Положения N 595-пп).
Возврат субсидий осуществляется в случае установления фактов нарушения получателем условий, установленных пунктом 6 Положения, выявленного по фактам проверок, проведенных уполномоченным органом и органами государственного финансового контроля; недостижение результатов предоставления субсидии, указанных в пункте 23 Положения (пункт 28 Положения N 595-пп).
Правильно применив указанные нормы права, исследовав и оценив по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, в том числе: заявку ООО "Гарантия" на предоставление субсидии с приложенными к ней документами о приобретении оборудования, распоряжение о предоставлении субсидии, соглашение о предоставлении субсидии, отчеты о достижении результатов предоставления субсидии за 2020, 2021 годы, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для возврата ответчиком субсидии, поскольку установили, что Министерство, проверив предоставленные обществом документы для предоставления субсидии, приняло решение о предоставлении субсидии и произвело перечисление субсидии. Каких-либо замечаний и возражений от Министерства на момент рассмотрения документов и принятия решения о предоставлении субсидии, относительно документов, подтверждающих выполнение условий, предусмотренных соглашением, в том числе относительно приобретения ответчиком в рамках инвестиционного проекта оборудования, в адрес общества "Гарантия" не поступало. Какой-либо недобросовестности со стороны ответчика при получении субсидии, равно как и предоставления недостоверных сведений, судами не установлено. Принимая во внимание установленные обстоятельства дела, а также то, что предоставленная субсидия использована по целевому назначению, арбитражные суды обоснованно отказали в удовлетворении требований истца.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования доказательств, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем доводы заявителя кассационной жалобы о наличии оснований для возврата предоставленной субсидии отклоняются судом округа.
Иное толкование заявителем кассационной жалобы положений примененных судами норм материального права, а также иная оценка обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права и не являются основанием к отмене законных и обоснованных судебных актов по делу, поскольку суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных арбитражными судами первой и апелляционной инстанций.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые решение и постановление основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 февраля 2023 года по делу N А19-13714/2022 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 02 мая 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Железняк |
Судьи |
М.А. Клепикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 19 Положения N 595-пп уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней со дня подведения итогов заседания конкурсной комиссии с учетом протокола заседания конкурсной комиссии принимает решение о предоставлении субсидий либо об отказе в предоставлении субсидий в форме правового акта уполномоченного органа и размещает его на сайте. Решение о предоставлении субсидий принимается в отношении получателей, занявших первое место.
Результатами предоставления субсидии по направлению деятельности, установленному подпунктом 2 пункта 4 Положения N 595-пп, являются доля созданных рабочих мест от общей численности занятых у получателя; объем привлеченных инвестиций в основной капитал при реализации инвестиционного проекта; прирост объема продукции; объем налоговых платежей, уплаченных в консолидированный бюджет Иркутской области в связи с реализацией инвестиционного проекта; освоение выпуска новых видов продукции (подпункт 2 пункта 23 Положения N 595-пп).
Возврат субсидий осуществляется в случае установления фактов нарушения получателем условий, установленных пунктом 6 Положения, выявленного по фактам проверок, проведенных уполномоченным органом и органами государственного финансового контроля; недостижение результатов предоставления субсидии, указанных в пункте 23 Положения (пункт 28 Положения N 595-пп)."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18 июля 2023 г. N Ф02-3516/23 по делу N А19-13714/2022