г. Чита |
|
02 мая 2023 г. |
Дело N А19-13714/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 мая 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Луценко О.А., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства экономического развития и промышленности Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 февраля 2023 года по делу N А19-13714/2022 по заявлению Министерства экономического развития и промышленности Иркутской области (ОГРН 1083808000980, ИНН 3808172140) к обществу с ограниченной ответственностью "Гарантия" (ОГРН 1113850054603, ИНН 3810323083) о расторжении соглашения от 26.12.2020 N05-62-219/20, взыскании 5 072 230 руб.,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области,
при участии в судебном заседании:
от ООО "Гарантия": Смирнова М.В.- представитель по доверенности от 17.04.2023, представлен диплом о наличии высшего юридического образования,
УСТАНОВИЛ:
Министерство экономического развития и промышленности Иркутской области (далее - истец, министерство) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Гарантия" (далее - ответчик, ООО "Гарантия", общество) о расторжении соглашения от 26.12.2020 N 05-62-219/20 о предоставлении субсидий из областного бюджета в целях возмещения части затрат на реализацию инвестиционных проектов по модернизации и развитию промышленных предприятий от 26 декабря 2020 года N 05-62-219/20, взыскании в доход областного бюджета субсидии в размере 5 072 230 руб.
Определением суда от 19.09.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 20 февраля 2023 года по делу N А19-13714/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 февраля 2023 года по делу N А19-13714/2022 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Как следует из апелляционной жалобы, суд первой инстанции применил нормы, не подлежащие применению, а именно положения Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Вместе с тем, финансовая поддержка в виде субсидии предоставлялась в 2020 году на основании постановления Правительства Иркутской области от 11 сентября 2017 года N 595-пп.
В материалы дела поступил письменный отзыв, в котором ответчик выводы суда первой инстанции поддержал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области также представил письменный отзыв, в котором считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 30.03.2023.
Истец, третье лицо представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных истца и третьего лица.
Представитель ответчика в судебном заседании, возражая доводам апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между ООО "Гарантия" (получатель) и Министерством экономического развития и промышленности Иркутской области 26.12.2020 года заключено Соглашение о предоставлении субсидий из областного бюджета в целях возмещения части затрат на реализацию инвестиционных проектов по модернизации и развитию промышленных предприятий N 05-62-219/20 (далее - Соглашение).
В соответствии с указанным Соглашением Министерство предоставляет получателю в 2020 году субсидии в целях возмещения части затрат на реализацию инвестиционного проекта "Изготовление готовых металлических конструкций для прокладки кабельных линий" со сроком реализации в период 2019 - 2023 годов, по направлению деятельности - модернизация и техническое перевооружение производственных мощностей.
Согласно пункту 2.1 Соглашения субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству, как получателю средств областного бюджета по коду классификации расходов областного бюджета на цели указанные в разделе 1 настоящего Соглашения, в размере 5 072 230 руб.
В соответствии с пунктом 3.2.2.3 Соглашения, условием предоставления субсидии является: приобретение в рамках инвестиционного проекта оборудования, устройств, механизмов, транспортных средств (за исключением легковых автомобилей и воздушных судов), станков, приборов, аппаратов, установок, машин, год выпуска которых должен быть не ранее трех лет, предшествующих году представления документов, и относящихся ко второй и выше амортизационным группам классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 года N 1.
Согласно пункту 4.1.6. в случае установления Министерством или получения от органа государственного финансового контроля информации о факте(ах) нарушения получателем условий предоставления субсидии, предусмотренных Положением и настоящим Соглашением, в том числе указания в документах, представленных получателем в соответствии с настоящим Соглашением, недостоверных сведения, а также в случае если получателем не достигнуты результаты использования субсидии, Министерство обязано направить получателю требование о возврате субсидии в областной бюджет в течение 30 рабочих дней со дня установления фактов нарушения.
Во исполнение условий соглашения Министерством получателю перечислена субсидия в размере 5 072 230 руб.
Полагая, что ООО "Гарантия" нарушены условия, установленные пунктом 3.2.2.3 Соглашения, истец направил в адрес Общества требование от 09.03.2022 исх. N 02-62- 828/22 о возврате субсидии.
Требование от 09.03.2022 Общество не исполнило.
Неисполнение ООО "Гарантия" требования от 09.03.2022 N 02-62-828/22 о возврате субсидии из областного бюджета в целях возмещения части затрат на реализацию инвестиционных проектов по модернизации и развитию промышленных предприятий явилось основанием для обращения Министерства экономического развития и промышленности Иркутской области в суд с настоящим исковым заявлением о взыскании с ответчика 5 072 230 руб.
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзывов, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции правильно руководствовался следующими нормами права.
В силу пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
На основании части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставление субсидий допускается из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов; из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
Согласно п. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий индивидуальным предпринимателям, в том числе должны определять: цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
По смыслу ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ возврат субсидии возможен при использовании средств нецелевым образом как мера бюджетного принуждения.
Последствием подобного использования средств является их изъятие у неисправного получателя.
Таким образом, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.
Согласно сформировавшейся практике Конституционного суда Российской Федерации право на судебную защиту оказывается существенно ущемленным, а рассмотрение судами дел не может признано объективным, если суды при рассмотрении дела не исследуют его фактические обстоятельства по существу, ограничиваясь установлением формальных условий применения нормы (постановления от 06.06.1995 N 7-П, от 13.06.1996 N 14-П, от 28.10.1999 N 14-П, от 22.11.2000 N 14-П и от 14.07.2003 N 12-П, определение от 05.03.2004 N 82-О).
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Соответствующее правовое регулирование согласуется с принципами бюджетной системы Российской Федерации, определенными статьей 28 БК РФ, в том числе принципами эффективности использования бюджетных средств, а также адресности и целевого характера бюджетных средств, и позволяет осуществить возврат бюджетных средств в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26.01.2017 N 134-О).
Особенности предоставления и возврата субсидии определяются уполномоченным органом, в том числе исходя из приоритетов и целей конкретных государственных программ, в рамках которых предусмотрено предоставление такой субсидии. При этом последствия различных нарушений получателем субсидии условий ее предоставления определяются с учетом характера таких нарушений, их влияния на достижение целей предоставления субсидии и могут выражаться, в частности, в расторжении соглашения о предоставлении субсидии, необходимости возврата всей суммы предоставленной субсидии или ее части, уплате штрафа (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 09.06.2022 N 1451-О).
В целом установленная БК РФ необходимость возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий их предоставления направлена, прежде всего, на стимулирование добросовестного исполнения получателями субсидий условий предоставления средств из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также на обеспечение восстановления средств бюджета в размере, эквивалентном выявленному нарушению, в этой связи для возврата субсидии необходимо установить, в том числе факт недобросовестного поведения получателя бюджетных средств, негативные последствия такого поведения.
В силу ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, бюджетные средства, предоставленные обществу в качестве субсидии, использованы по целевому назначению, основная часть обязательств ответчиком исполнена, условия соглашения в части расходования денежных средств, связанных с модернизацией и развитием промышленных предприятий в части создания рабочих мест, прироста объема продукции, исполняются.
По результатам проведенного Министерством конкурса обществу по соглашению от 26.12.2020 N 05-62-219/20 о предоставлении субсидии из областного бюджета в целях возмещения части затрат на реализацию инвестиционных проектов по модернизации и развитию промышленных предприятий была предоставлена субсидия в размере 5 072 230 рублей.
В целях освоения предоставленной субсидии ООО "Гарантия" приобрело 36 единиц оборудования: перфораторы Bosch; шуруповерт "Вихрь" (батарея и зарядное устройство к нему); аккумуляторные перфораторы ТЕ 6-А22; аккумуляторные УШМ AG 125-А22; аккумуляторные дрели/шуруповерты SF 6-А22; аккумуляторный дрель/шуруповерты SF 6-А22, зарядное устройство, которое не относится ко второй и выше амортизационным группам Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1
Порядок и условия предоставления субсидий из областного бюджета в целях возмещения части затрат на реализацию инвестиционных проектов по модернизации и развитию промышленных предприятий регулируется Положением о предоставлении субсидий из областного бюджета в целях возмещения части затрат на реализацию инвестиционных проектов по модернизации и развитию промышленных предприятий, утвержденным Постановлением Правительства Иркутской области от 11.09.2017 N 595- п.
В соответствии с пунктом 9 Положения для участия в конкурсе представляется пакет документов, в том числе: информация о показателях финансово-хозяйственной деятельности получателя и инвестиционном проекте (включая информацию о сроке, стоимости реализации инвестиционного проекта, размере фактических затрат на его реализацию) по форме, установленной правовым актом уполномоченного органа; копии договоров на приобретение оборудования (в случае предоставления субсидии по направлениям деятельности, установленным подпунктами 1 - 4 пункта 4 Положения; копии платежных документов, подтверждающих оплату приобретенного оборудования (в случае предоставления субсидии по направлениям деятельности, установленным подпунктами 1 - 4 пункта 4 настоящего Положения); копии документов, подтверждающих получение оборудования и принятие его к налоговому и бухгалтерскому учету (в случае предоставления субсидии по направлениям деятельности, установленным подпунктами 1 - 4 пункта 4 настоящего Положения); копии договоров на выполнение работ по доставке, монтажу и (или) вводу в эксплуатацию оборудования (при наличии); копии платежных документов, подтверждающих выполнение работ по доставке, монтажу и (или) вводу в эксплуатацию оборудования, заверенные российской кредитной организацией (при наличии).
В соответствии с пунктом 14 Положения уполномоченный орган в течение 15 рабочих дней со дня окончания срока представления документов, установленного в извещении, а в случае направления межведомственных запросов - в течение 10 рабочих дней со дня поступления соответствующих документов сведений, содержащихся в них), принимает решение о допуске получателя к участию в конкурсе либо об отказе в допуске получателя к участию в конкурсе.
Согласно пункту 19 Положения уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней со дня подведения итогов заседания конкурсной комиссии с учетом протокола заседания конкурсной комиссии принимает решение о предоставлении субсидий либо об отказе в предоставлении субсидий в форме правового акта уполномоченного органа и размещает его на сайте. Решение о предоставлении субсидий принимается в отношении получателей, занявших первое место.
Судом первой инстанции также установлено, что Министерство, проверив предоставленные обществом документы для предоставления субсидии, приняло решение о предоставлении субсидии и согласно пункту 4.1.3 Соглашения произвело перечисление субсидии. Каких-либо замечаний и возражений от Министерства на момент рассмотрения документов и принятия решения о предоставлении субсидии, относительно документов, подтверждающих выполнение условий, предусмотренных Соглашением, в том числе относительно приобретения обществом в рамках инвестиционного проекта оборудования, не относящегося ко второй и выше амортизационным группам Классификации, в адрес общества не поступало.
Какой-либо недобросовестности со стороны ответчика при получении субсидии не установлено, равно как и предоставления недостоверных сведений.
Согласно подпункту 1 пункта 28 Положения основанием возврата субсидии является факт нарушения со стороны получателя субсидии.
Поскольку ответчик представил все необходимые документы, на основании которых он был допущен истцом к участию в конкурсе, то в действиях ответчика факт нарушения отсутствует.
При этом материалами дела подтверждается, что предоставленная субсидия использована по целевому назначению.
Недостижение целевых показателей или недостоверность представленных ответчиком сведений также не установлено.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 02.07.2020 N 32-П, согласно правовым позициям, сформулированным Конституционным Судом Российской Федерации, положения Конституции Российской Федерации о равенстве всех перед законом и судом, равной защите государственной и частной форм собственности во взаимосвязи с критериями справедливости и соразмерности при установлении условий реализации того или иного права и его возможных ограничений (статья 8, часть 2; статья 17, часть 3; статья 19, часть 1; статья 55) подразумевают в том числе, что участники соответствующих правоотношений должны в разумных пределах иметь возможность предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты (Постановление от 20 июля 2011 года No 20-П).
Принципы правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантируют гражданам, что решения принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательной и ответственной оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение, изменение, прекращение прав (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 года No 1-П).
Таким образом, как верно отмечено судом первой инстанции, возложение на ответчика обязанности возвратить денежные средства, которые были предоставлены ему в установленном нормативными правовыми актами порядке, при отсутствии данных о недобросовестности с его стороны или счетной ошибки, а также с учетом представления доказательств использования субсидии по целевому назначению, не согласуется с вышеприведенными общепризнанными правовыми принципами.
Указанный правовой подход подтвержден правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.05.2001 N 8-П, определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.04.2006 N 89-О.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований Министерства о расторжении Соглашения о предоставлении субсидий из областного бюджета в целях возмещения части затрат на реализацию инвестиционных проектов по модернизации и развитию промышленных предприятий от 26.12.2020 N 05-62-219/20 и взыскании в доход областного бюджета Иркутской области субсидии, использованной обществом для достижения целей, на которые она была предоставлена.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 февраля 2023 года по делу N А19-13714/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Ломако |
Судьи |
О.А.Луценко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-13714/2022
Истец: Министерство экономического развития и промышленности Иркутской области
Ответчик: ООО "Гарантия"
Третье лицо: УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ