город Иркутск |
|
27 июля 2023 г. |
Дело N А19-18723/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 июля 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Клепиковой М.А.,
судей: Железняк Е.Г., Курочкиной И.А.,
при участии в судебном заседании представителей: Центрального банка Российской Федерации Золотаревой О.А. (доверенность от 15.06.2022, паспорт), общества с ограниченной ответственностью "РТ-НЭО Иркутск" Деткова И.В. (доверенность от 09.01.2023, паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Центрального банка Российской Федерации на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 апреля 2023 года по делу N А19-18723/2022 Арбитражного суда Иркутской области,
УСТАНОВИЛ:
Центральный банк Российской Федерации (ОГРН 1037700013020, ИНН 7702235133, г. Москва) в лице Отделения по Иркутской области Сибирского главного управления (далее - Банк России, истец) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с иском, уточенным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "РТ-НЭО Иркутск" (ОГРН 1023801748948, ИНН 3812065046, г. Иркутск, далее - ООО "РТ-НЭО Иркутск", ответчик) о взыскании 142 919 рублей 68 копеек, составляющих сумму излишне уплаченных по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 14.02.2019 N 15-2018/ТКО денежных средств, о внесении изменений указанный договор.
Третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Служба по тарифам Иркутской области (ОГРН 1033801025092, ИНН 3808023928, г. Иркутск, далее - служба по тарифам), Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 22 по Иркутской области (ОГРН 1043801767338, ИНН 3812080809, г. Иркутск).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 17 января 2023 года иск удовлетворен частично, с ответчика в пользу истца взыскано 142 919 рублей 68 копеек, в удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 апреля 2023 года решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении иска отказано полностью.
Истец в кассационной жалобе просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального и процессуального права. Заявитель жалобы полагает, что тариф на услуги ответчика установлен без учета налога на добавленную стоимость (далее также - НДС), поэтому ООО "РТ-НЭО Иркутск" необоснованно включало в стоимость своих услуг данный налог.
Служба по тарифам в отзыве на кассационную жалобу выражает согласие с выводами суда апелляционной инстанции.
В судебном заседании представитель истца доводы кассационной жалобы поддержала, представитель ответчика возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение о принятии кассационной жалобы к производству и назначении судебного заседания по ее рассмотрению выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов арбитражного суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как установлено апелляционным судом и следует из материалов дела, ООО "РТ-НЭО Иркутск" является региональным оператором на территории Иркутской области, оказывает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - ТКО).
Во владении Банка России находятся нежилые здания, расположенные в городе Иркутске по адресам: ул. Степана Разина д. 14, ул. Ленина, д. 16.
14.02.2019 между сторонами был подписан договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 14.02.2019 N 15-2018/ТКО.
В период с января 2020 года по июнь 2022 года истец как потребитель оплачивал стоимость услуг по обращению с ТКО с учетом НДС в размере 20%.
Далее Банк России обратился к ООО "РТ-НЭО Иркутск" с предложением изменить положения подписанного сторонами договора, полагал, что тариф на услуги ответчика установлен без учета НДС. Ответчик с позицией истца не согласился.
В связи с изложенным Банк России обратился в суд с иском о взыскании излишне уплаченных денежных средств в виде НДС за период с января 2020 года по июнь 2022 года; о внесении изменений в договор от 14.02.2019 N 15-2018/ТКО о том, что услуги регионального оператора должны оплачиваться без учета НДС.
Суд первой инстанции, удовлетворяя иск частично, исходил из того, что ответчик необоснованно предъявлял истцу для оплаты НДС в составе платы за оказанные услуги.
Суд апелляционной инстанции, полностью отказывая в удовлетворении иска, исходил из того, что к тарифу для ответчика должна применяться ставка НДС.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметом залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
В силу пункта 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в пунктах 4 и 5 статьи 161 Кодекса) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.
На основании подпункта 36 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации операции по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость.
В целях указанного подпункта к услугам по обращению с твердыми коммунальными отходами относятся услуги, в отношении которых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов, либо органом местного самоуправления, осуществляющим регулирование тарифов (в случае передачи ему соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации), утвержден предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами без учета налога на добавленную стоимость.
Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 26.07.2019 N 211-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" установлено, что вышеуказанное освобождение от НДС применяется в отношении операций по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, по предельным единым тарифам, вводимым в действие с 01.01.2020.
Таким образом, операции по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляемые региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость только при установлении предельного единого тарифа на услуги регионального оператора без учета НДС.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в действующей в спорный период редакции приказа службы по тарифам от 20.12.2019 N 375-спр имеется указание, что тарифы для ответчика для всех категорий потребителей применяются с НДС (с учетом неприменения подпункта 36 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации). Из содержания приказа от 20.12.2019 N 375-спр в ранее действующей редакции следует, что размеры тарифов не изменились.
При таких обстоятельствах, с учетом сведений службы по тарифам со ссылкой на методику формирования тарифа, апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о том, что органом исполнительной власти Иркутской области, осуществляющим государственное регулирование тарифов, утвержден предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами с учетом налога на добавленную стоимость.
В данном ситуации последующее внесение уточнений органом регулирования тарифов в целях недопущения правовой неопределенности в нормативный акт об установлении тарифа указания о применении тарифа для всех категорий потребителей с учетом НДС и неприменении положений подпункта 36 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации подтверждает факт изначального установления им предельного единого тарифа с учетом НДС.
Материалы дела исследованы судом апелляционной инстанции полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, каких-либо нарушений требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при оценке доказательств не допущено. Изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу требований части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемое постановление основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 апреля 2023 года по делу N А19-18723/2022 Арбитражного суда Иркутской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Клепикова |
Судьи |
Е.Г. Железняк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом апелляционной инстанции установлено, что в действующей в спорный период редакции приказа службы по тарифам от 20.12.2019 N 375-спр имеется указание, что тарифы для ответчика для всех категорий потребителей применяются с НДС (с учетом неприменения подпункта 36 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации). Из содержания приказа от 20.12.2019 N 375-спр в ранее действующей редакции следует, что размеры тарифов не изменились.
При таких обстоятельствах, с учетом сведений службы по тарифам со ссылкой на методику формирования тарифа, апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о том, что органом исполнительной власти Иркутской области, осуществляющим государственное регулирование тарифов, утвержден предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами с учетом налога на добавленную стоимость.
В данном ситуации последующее внесение уточнений органом регулирования тарифов в целях недопущения правовой неопределенности в нормативный акт об установлении тарифа указания о применении тарифа для всех категорий потребителей с учетом НДС и неприменении положений подпункта 36 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации подтверждает факт изначального установления им предельного единого тарифа с учетом НДС."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27 июля 2023 г. N Ф02-3619/23 по делу N А19-18723/2022