город Иркутск |
|
28 июля 2023 г. |
Дело N А33-29092/2022 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе судьи Шелёминой М.М.,
рассмотрев кассационную жалобу государственного учреждения - Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Красноярскому Краю на постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 14 апреля 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю (ИНН 2466001885, ОГРН 1022402648718, далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Монолитпроект" (ИНН 2465271470, ОГРН 1122468024931, г. Красноярск; далее - ООО "Монолитпроект", Общество) финансовых санкций в сумме 36 500 рублей.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 27 января 2023 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 14 апреля 2023 года решение суда первой инстанции отменено. Принят новый судебный акт. Требования Фонда удовлетворены частично. С Общества взыскано в доход Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю 29 500 рублей финансовых санкций за нарушения при предоставлении сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М (исходная) за ноябрь 2021 года и март 2022 года на основании решений от 13.04.2022 N 205S19220007583, от 14.06.2022 N 205S19220013827. В удовлетворении требований в остальной части отказано.
Фонд обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятый по делу судебный акт в части отказа в удовлетворении требований по мотивам неправильного применения судом апелляционной инстанции Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), Порядка электронного документооборота между страхователями и Пенсионным фондом Российской Федерации при представлении сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, утвержденного постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.03.2020 N 178п (далее - Порядок N 178-п), нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя кассационной жалобы, Законом N 27-ФЗ и Порядком N 178-п предусмотрено представление сведений для индивидуального (персонифицированного) учета в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной подписью; за несоблюдение данного порядка представления сведений применяются финансовые санкции; материалами дела не подтверждено отсутствие у страхователя возможности представления сведений в электронном виде, подписанных усиленной квалифицированной подписью; выводы суда апелляционной инстанции, послужившие основанием для отмены в части решения суда первой инстанции, являются противоречивыми; до признания юридического лица ликвидированным оно считается действующим и должно исполнять возложенные действующим законодательством обязанности.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В соответствии с частью 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение арбитражного суда первой инстанции по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 настоящего Кодекса.
На основании части 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктов 53, 55 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" кассационная жалоба рассматривается судьей единолично без вызова сторон и проведения судебного заседания.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, проверив законность и обоснованность судебных актов с учетом требований части 4 статьи 229, статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Фондом в отношении Общества проведена проверка, по результатам которой установлено, что Общество в нарушение пунктов 2-2.4 статьи 11 Закона N 27-ФЗ представило сведения по форме СЗВ-М (исходная) за ноябрь, декабрь 2021 года, январь 2022 года на 31 застрахованное лицо, за март 2022 года на 28 застрахованных лиц; по форме СЗВ-ТД за декабрь 2021 года на 1 застрахованное лицо, за январь 2022 года на 2 застрахованных лица лично либо Почтой России, чем нарушило порядок представления сведений в форме электронных документов.
Данные нарушения зафиксированы актами проверки от 03.03.2022 N 205S182200004154, N205S18220004157, N205S18220004183, от 26.01.2022 N205S18220001691, от 04.03.2022 N 205S18220004318, N 205S18220004306, от 11.05.2022 N 205S18220011205.
Кроме того, актами от 03.03.2022 N 205S18220004193, от 11.05.2022 N205S18220011201 установлено, что в нарушение пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь представил отчет по форме СЗВ-М "Исходная" за ноябрь 2021 года на 31 застрахованное лицо и за март 2022 года на 28 застрахованных лиц с нарушением срока представления сведений.
Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения Фондом решений о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушении в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, соответственно, от 13.04.2022 N 205S19220007584, N 205S19220007581, N 205S19220007582, от 11.03.2022 N 205S19220005198, от 14.04.2022 N 205S19220007693, N 205S19220007691, от 14.06.2022 N 205S19220013828 о применении к страхователю финансовых санкций в соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в общей сумме 7 000 рублей (1 000 рублей за каждое представление сведений с нарушением установленного порядка).
Решениями от 13.04.2022 N 205S19220007583 и от 14.06.2022 N 205S19220013827 Общество привлечено к ответственности на основании части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в сумме 15 500 рублей и 14 000 рублей, соответственно.
В целях добровольной уплаты примененных финансовых санкций Обществу были выставлены требования об уплате финансовых санкций.
Неисполнение ООО "Монолитпроект" требований послужило основанием для обращения Фонда в Арбитражный суд Красноярского края с указанным заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что необходимые сведения представлены Обществом в пределах установленных сроков; Обществом были совершены все необходимые действия, направленные на представление сведений; вина страхователя в совершении вменяемого ему Фондом правонарушения не доказана, страхователь находится в процедуре банкротства, отсутствуют сведения о передаче ЭЦП.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя требования в части взыскания финансовых санкций в размере 29 500 рублей, пришел к выводу о наличии факта нарушения Обществом срока представления сведений. Данный вывод не оспаривается сторонами.
Вместе с тем, апелляционный суд признал обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что Фонд, привлекая Общество к ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, не доказал наличие в этой части его действий вины.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 8 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей до 10.01.2022) сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения (за исключением сведений, предусмотренных пунктом 2.3 статьи 11 настоящего Федерального закона) о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. Документы в электронной форме, содержащие указанные сведения, должны быть подписаны электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (пункт 1).
Сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, представляемые в соответствии с настоящим Федеральным законом в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации. Указанные сведения могут представляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме (на магнитных носителях или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг) при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений. Страхователь представляет сведения на 25 и более работающих у него застрахованных лиц (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, который устанавливается Пенсионным фондом Российской Федерации (пункт 2 статьи 8 Закона N 27-ФЗ).
Согласно статье 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) сведения, указанные в данном пункте (пункт 2).
Страхователь представляет о работающих у него зарегистрированных лицах в случаях приема на работу, переводов на другую постоянную работу и увольнения, подачи зарегистрированными лицами заявлений о продолжении ведения страхователем трудовых книжек в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации либо о предоставлении страхователем зарегистрированным лицам сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя, отчество; 3) сведения о трудовой деятельности, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 6 настоящего Федерального закона (пункт 2.4).
Страхователь в случае, если численность работающих у него зарегистрированных лиц за предшествующий отчетный период - месяц составляет 25 и более лиц, представляет указанные в пункте 2.4 настоящей статьи сведения в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (пункт 2.6 в редакции, действующей до 10.01.2022).
Пунктом 2 статьи 8 и пунктом 2.6 статьи 11, действующими с 10.01.2022, предусмотрено представление страхователем сведений для индивидуального (персонифицированного) учета в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи", в случае, если численность работающих у него застрахованных лиц, включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за предшествующий отчетный период превышает 10 человек.
Статьей 17 Закона N 27-ФЗ за несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 1000 рублей.
В рассматриваемом конкретном случае суды, руководствовались правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 Постановления от 14.07.2003 N 12-П, позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной, в том числе, в Определении от 22.07.2019 N 305-ЭС19-2960, о недопустимости формального подхода к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа; о том, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности. Принимая во внимание представление Обществом необходимых сведений по форме СЗВ-ТД и СЗВ-М на бумажном носителе, что было обусловлено нахождением Общества на момент совершения нарушений в процедуре банкротства и отсутствием сведений о передаче усиленной квалифицированной электронной подписи, а также, что недостоверность представленных сведений Фондом не установлена, суды обоснованно и мотивированно отказали в удовлетворении этой части заявленных требований.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Таким образом, в рассматриваемом случае не установлены существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов, в связи с чем предусмотренные частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 14 апреля 2023 года по делу N А33-29092/2022 Арбитражного суда Красноярского края, рассмотренному в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и не подлежит обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в силу части 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручено им под расписку.
Судья |
М.М. Шелёмина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Отделение СФР считает, что страхователь правомерно привлечен к ответственности за нарушение порядка предоставлении сведений персонифицированного учета, т. к. представил сведения по форме СЗВ-ТД и СЗВ-М на бумажном носителе, чем нарушил порядок представления сведений в форме электронных документов.
Суд, исследовав материалы дела, с доводами фонда не согласился.
Установлено, что страхователь представил в фонд необходимые сведения по форме СЗВ-ТД и СЗВ-М на бумажном носителе по причине нахождения его на момент совершения нарушений в процедуре банкротства и отсутствия сведений о передаче усиленной квалифицированной электронной подписи.
Поэтому оснований для привлечения к ответственности нет
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 июля 2023 г. N Ф02-2902/23 по делу N А33-29092/2022