город Иркутск |
|
02 августа 2023 г. |
Дело N А10-1647/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 августа 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кореневой Т.И.,
судей: Ананьиной Г.В., Рудых А.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Агаевым М.М.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи представителя публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14" Брылевой Н.В (доверенность от 01.01.2023, паспорт, диплом), представителя муниципального казенного учреждения "Управление муниципальной жилищной инспекции Администрации г. Улан-Удэ" Бадмаевой Н.А. (доверенность от 09.01.2023), Андроновой А.Г. (паспорт), Цыбиковой М.Г. (паспорт),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14" на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 апреля 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 14" (ОГРН 1047550031242, ИНН 7534018889, далее - ПАО "ТГК N 14", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к муниципальному казенному учреждению "Управление муниципальной жилищной инспекции Администрации г. Улан-Удэ" (ОГРН 1130327008459, ИНН 0323368514, далее - заинтересованное лицо, жилищная инспекция) о признании недействительным и отмене предписания от 29.12.2021 N 619-ПР.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Андронова Антонина Георгиевна (далее - Андронова А.Г.), Цыбикова Мария Гадляновна (далее - Цыбикова М.Г.).
постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 апреля 2023 года, в удовлетворении заявленного требования отказано.
ПАО "ТГК N 14" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемые судебные акты отменить и принять новый судебный акт о признании незаконным оспариваемого акта.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что в рассматриваемом случае положения Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034) и Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной Приказом Минстроя России от 17.03.2014 N 99/пр (далее - Методика N 99/пр), в части определения объема и стоимости тепловой энергии, поставленной в МКД не подлежат применению; считает, что суды необоснованно признали доказанным факт, что ПАО "ТГК N 14" в нарушение Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) взимается плата за тепловые потери в системе горячего водоснабжения, учитывая, что потери в их сетях не возникают.
В отзыве на кассационную жалобу жилищная инспекция указала на необоснованность доводов кассационной жалобы, просила оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статьей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ; определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
В судебном заседании представитель ПАО "ТГК N 14" поддержал доводы кассационной жалобы; представитель жилищной инспекции указал на необоснованность доводов, просил оставить в силе обжалуемые судебные акты; третьи лица поддержали позицию жилищной инспекции.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании приказа начальника от 09.12.2021 N 619-П/2267/21-О жилищной инспекцией проведена внеплановая документарная проверка по обращению Цыбиковой М.Г. (от 13.12.2021 вх. N 01542327) о неправильности начислении платы за услугу отопления по многоквартирному жилому дому, расположенному по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Тулаева, д. 142, в отношении ПАО "ТГК N 14".
По результатам проведенной проверки составлен акт от 29.12.2021 N 619-А, из которого следует, что многоквартирный жилой дом оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, который введен в эксплуатацию 28.02.2020 (акт допуска в эксплуатацию от 28.02.2020 N31-0000051, N32-0000017).
При этом отмечено, что в указанном многоквартирном доме отсутствуют помещения, оборудованные индивидуальными приборами учета тепловой энергии. В марте 2021 года ПАО "ТГК N 14" собственникам помещений дома произведена корректировка размера платы за услугу отопления по показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии за период с 01 марта 2020 года по 28 февраля 2021 года по формуле 3(4) Правил N 354 в сторону уменьшения.
В ходе проверки также установлено, что система горячего водоснабжения осуществляется при открытой системе теплоснабжения. Для определения объема тепловой энергии, необходимо от системы 1 (общий ввод) вычесть систему 2 (горячего водоснабжения). Согласно посуточным ведомостям учета параметров потребления тепловой энергии по системе 2 (горячего водоснабжения) с 01 марта 2020 года по настоящее время преобразователь расхода, учитывающий объем тепловой энергии на горячее водоснабжение, входящий в состав узла учета тепловой энергии дома производит учет массы и давления горячей воды, количество тепловой энергии (Гкал) не учитывается.
В связи с чем жилищная инспекция пришла выводу, что с 01 марта 2020 года по настоящее время преобразователь расхода на системе горячего водоснабжения производит некорректный учет, расчет потребленной тепловой энергии по нему не производится. Следствием отсутствия раздельного учета тепловой энергии, потребленной домом на услугу отопления и горячего водоснабжения, является то, что при корректировке платы за услугу отопления применяется расчетный способ определения объема тепловой энергии, затраченного на отопление. Тепловые потери в системе горячего водоснабжения фактически суммируются с объемом потребления тепловой энергии на отопление, как в отопительный, так и в межотопительный период. Тем самым, увеличивается действительный расход тепловой энергии, приходящейся на отопление в многоквартирном доме.
Со ссылкой на нарушение части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, частей 1, 9, 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении), жилищной инспекцией вынесено предписание от 29.12.2021 N 619-ПР, которым на ПАО "ТГК-14" возложена обязанность в срок до 28.01.2022 обеспечить учет тепловой энергии, предоставляемой на услугу горячего водоснабжения по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Тулаева, д. 142.
Не согласившись с указанным предписанием, ПАО "ТГК-14" оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций, пришли к выводу о том, что оспариваемое предписание жилищной инспекции является законными и не нарушает права заявителя.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Из положений статьи 13 Закона об энергосбережении следует, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (часть 1). С 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют (часть 9).
В соответствии с положениями части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении до 01.07.2013 ресурсоснабжающие организации обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 данной статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Как верно отмечено судами, ПАО "ТГК-14", являясь ресурсоснабжающей организацией, в силу указанных положений Закона об энергосбережении имеет обязанность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых оно осуществляет.
Согласно пункту 2 Правил N 354, коллективный (общедомовой) прибор учета представляет собой средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Положениями пункта 94 Правил N 1034, установлено, что коммерческому учету тепловой энергии, теплоносителя подлежат количество тепловой энергии, используемой в том числе в целях горячего водоснабжения, масса (объем) теплоносителя, а также значения показателей качества тепловой энергии при ее отпуске, передаче и потреблении.
В соответствии с пунктом 114 Правил N 1034 определение количества поставленной (полученной) тепловой энергии, теплоносителя в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (в том числе расчетным путем) производится в соответствии с Методикой N 99/пр.
Как верно указали суды из буквального смысла пунктов 36, 37 Методики N 99/пр следует, что при открытой системе теплоснабжения теплосчетчики узла учета потребителей должны регистрировать за каждый час (сутки, отчетный период) в том числе в системе горячего водоснабжения количество используемой тепловой энергии, иные параметры (масса, давление, температура горячей воды и циркуляционной воды (теплоносителя).
С учетом приведенного правового регулирования суды двух инстанций правомерно признали, что состав узла учета (совокупность средств измерений и устройств) должен обеспечивать учет количества тепловой энергии на общем вводе и в системе горячего водоснабжения при открытой системе теплоснабжения, их массы (объема), а также контроль и регистрацию параметров.
Судами обоснованно установлено, что МКД оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, на который разработана проектная документация в соответствии с техническими условиями, выданными ПАО "ТГК-14"; в нем отсутствуют помещения, оборудованные индивидуальными приборами учета тепловой энергии; в состав узла учета отопления и горячего водоснабжения, установленного в многоквартирном доме, в соответствии с технической документацией входят преобразователи расхода по горячему водоснабжению; горячее водоснабжение в спорном многоквартирном доме осуществляется по открытой системе теплоснабжения, то есть путем непосредственного отбора горячей воды (теплоносителя) из тепловой сети. Установленный на системе горячего водоснабжения преобразователь расхода, входящий в состав узла учета тепловой энергии МКД, не учитывает количество тепловой энергии (Гкал), используемой для горячего водоснабжения; производит только учет массы и давления горячего водоснабжения.
Таким образом, как верно указали суды двух инстанций, в настоящем случае, учет тепловой энергии предоставляемой на услугу горячего водоснабжения в указанном МКД не производится, что противоречит требованиям, предусмотренным для открытой системы теплоснабжения, пункту 94 Правил N 1034 и пунктам 36, 37 Методики N 99/пр.
Отсутствие измерения расхода теплоносителя в системе горячего водоснабжения, не позволяет определить количество тепловой энергии, израсходованной на предоставление коммунальной услуги в виде отопления (общий ввод минус система горячего водоснабжения); тепловые потери в системе горячего водоснабжения фактически суммируются с объемом потребления тепловой энергии на отопление, как в отопительный, так и в межотопительный период; тем самым, увеличивается действительный расход тепловой энергии, приходящейся на отопление в МКД. Соответственно, определение объема тепловой энергии, затраченной на отопление (при корректировке платы за услугу отопления) будет производиться расчетным способом, что не соответствует требованиям части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, судом апелляционной инстанции верно отмечено, что ресурсоснабжающая организация должна была сама установить отсутствие учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения и предпринять меры к устранению таких нарушений, в том числе указав на то управляющей организации.
Учитывая установленные обстоятельства, при указанном выше правовом регулировании, предусматривающем обязательность учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения при открытой системе теплоснабжения, суды пришли к обоснованному выводу о наличии у общества обязанности обеспечить такой учет в силу положений части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, частей 1, 9, 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, и соответственно о законности оспариваемого предписания.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены судом кассационной инстанции и подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, не опровергают выводы судов, по существу основаны на неправильном толковании норм права и направлены на переоценку доказательств, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 апреля 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.И. Коренева |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отсутствие измерения расхода теплоносителя в системе горячего водоснабжения, не позволяет определить количество тепловой энергии, израсходованной на предоставление коммунальной услуги в виде отопления (общий ввод минус система горячего водоснабжения); тепловые потери в системе горячего водоснабжения фактически суммируются с объемом потребления тепловой энергии на отопление, как в отопительный, так и в межотопительный период; тем самым, увеличивается действительный расход тепловой энергии, приходящейся на отопление в МКД. Соответственно, определение объема тепловой энергии, затраченной на отопление (при корректировке платы за услугу отопления) будет производиться расчетным способом, что не соответствует требованиям части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
...
Учитывая установленные обстоятельства, при указанном выше правовом регулировании, предусматривающем обязательность учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения при открытой системе теплоснабжения, суды пришли к обоснованному выводу о наличии у общества обязанности обеспечить такой учет в силу положений части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, частей 1, 9, 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, и соответственно о законности оспариваемого предписания."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 2 августа 2023 г. N Ф02-3845/23 по делу N А10-1647/2022