город Иркутск |
|
08 августа 2023 г. |
Дело N А19-21505/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 августа 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Левошко А.Н., Рудых А.И.,
при участии в судебном заседании представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области Надмитовой Д.Б. (доверенность от 17.01.2023, диплом, паспорт),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 марта 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Иркутская электросетевая компания" (ОГРН 1093850013762, ИНН 3812122706, далее - ОАО "ИЭСК", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Управление) о признании незаконными и отмене постановления N 038/401/22 от 26.09.2022 и представления N 038/4505/22 от 26.09.2022.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Бажеев Владимир Павлович.
постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 марта 2023 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ОАО "ИЭСК" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами норм материального права, нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает на необходимость применения положений абзаца 5 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) и определения сроков технологического присоединения исходя из инвестиционной программы, ввиду того, что перечисленные в технических условиях мероприятия могут являться планируемыми к внесению в инвестиционную программу.
Также в кассационной жалобе заявитель ссылается на то, что общество не было уведомлено о проведении проверки, дело об административном правонарушении было возбуждено в отсутствие оснований поименованных в части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), а также в нарушение статьи 28.7 КоАП РФ.
Управление в отзыве на кассационную жалобу считает ее доводы общества несостоятельными, судебные акты - законными и обоснованными. Третьим лицом отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), общество и третье лицо явку в судебное заседание не обеспечили, представителей не направили, в связи с чем, кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
В судебном заседании представитель Управления поддержал свои возражения.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Бажеев В.П. 21.02.2022 в адрес ОАО "ИЭСК" направлена заявка на технологическое присоединение (увеличение максимальной мощности) к электрической сети энергопринимающего устройства, расположенного по адресу: Иркутская обл., Эхирит-Булагатский р-н, п. Усть-Ордынский, ул. 50 лет Октября, 53А, с максимальной мощностью 150 кВт, по уровню напряжения 0,4 кВ.
ОАО "ИЭСК" направлен проект договора N 1435/22-ВЭС об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, который получен Бажеевым В.П. 05.04.2022. В проекте договора общество установило срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению - 4 года.
Бажеев В.П. направлен ОАО "ИЭСК" мотивированный отказ от подписания проекта договора и требование о приведении его в соответствие с действующим законодательством.
ОАО "ИЭСК" проект договора в новой редакции не был представлен Бажееву В.П. для подписания.
24.05.2022 Бажеев В.П. обратился в Управление с жалобой на нарушение ОАО "ИЭСК" порядка технологического присоединения к электрическим сетям.
По результатам рассмотрения обращения Управлением в отношении общества вынесено определение N 038/1013/22 от 24.06.2022 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
В ходе административного расследования антимонопольным органом установлено нарушение требований пунктов 15 и 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), что выразилось в несоблюдении обществом сроков направления проекта договора и неправильном определении в проекте договора предельных сроков технологического присоединения.
По факту выявленного нарушения должностным лицом Управления составлен протокол N 038/155/22 от 16.08.2022 об административном правонарушении, в соответствии с которым действия (бездействие) ОАО "ИЭСК" квалифицированы по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением N 038/401/22 от 26.09.2022 ОАО "ИЭСК" признано виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 600 000 руб.
Представлением N 038/4505/22 от 26.09.2022 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, антимонопольный орган обязал ОАО "ИЭСК" принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения: привести проект договора N 1435/22-ВЭС в соответствие с Правилами N 861.
Не согласившись с постановлением и представлением антимонопольного органа, общество оспорило их в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворяя заявленные требования пришли к выводу о доказанности наличия в действиях ОАО "ИЭСК" состава вменяемого правонарушения, законности выданного представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, отсутствия существенных нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения), в том числе, к электрическим сетям.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи Кодекса, влечёт административную ответственность в соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, в сроки, установленные Правилами технологического присоединения. Заключение договора является обязательным для сетевой организации (абзац 3 части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике, пункт 6 Правил технологического присоединения).
На основании пункта 3 Правил N 861 у сетевой организации имеется обязанность выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им указанных Правил. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Согласно абзацу 3 пункта 15 Правил N 861 в адрес заявителей, за исключением случаев осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и подписанные технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки.
Пунктом 16 Правил установлены предельные сроки осуществления мероприятий по технологическому присоединению. Для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, срок технологического присоединения не может превышать 1 год (подпункт "б").
Данная норма носит императивный характер и направлена на недопустимость злоупотребления сетевой организацией как сильной стороной в договоре с потребителем услуги.
По результатам исследования и оценки представленных доказательств, доводов и возражений сторон, суды установили, что требования абзаца 3 пункта 15, подпункта "б" пункта 16 Правил N 861 ОАО "ИЭСК" не были соблюдены. По заявке поступившей 21.02.2022, с учетом установленного срока в течение 20 рабочих дней, то есть не позднее 23.03.2022, проект договора был направлен только 05.04.2022. Установленный в проекте договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 4 года со дня заключения договора и не соответствует предельным срокам установленным Правилами.
Суды правильно указали, что возможность продления срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению Правилами не предусмотрена, поскольку установленный пунктом 16 Правил срок носит императивный характер и не может быть изменен по соглашению сторон.
Согласно абзацу 3 пункта 19 Правил N 861 запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные настоящими Правилами.
Включение сетевой организацией в договор условий об осуществлении технологического присоединения с нарушением предельных сроков технологического присоединения, установленных в пункте 16 Правил N 861 для соответствующих категорий заявителей, является нарушением статьи 26 Закона об электроэнергетике, пунктов 16, 19 Правил.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств сроки технологического присоединения следовало исчислять исходя из инвестиционной программы сетевой организации, как это предусмотрено абзацем 5 статьи 26 Закона об электроэнергетике, не принимается, поскольку материалами дела не подтверждается необходимость развития (модернизации) объектов общества и включение таких мероприятий в инвестиционную программу, утвержденную на момент направления проекта договора.
Учитывая изложенное, факт подачи заявки об увеличении мощности, не влияет на правильность выводов судов, поскольку общество обязано было исполнить публично-правовую обязанность в сроки, установленные Правилами.
При указанных обстоятельствах суды обоснованно признали доказанным антимонопольным органом наличие в действиях общества состава вменяемого правонарушения. Учитывая установленную повторность совершения ОАО "ИЭСК" однородного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ (подтверждено вступившим в законную силу 09 февраля 2022 части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности, судами не установлено.
Доводы общества о том, что без проведения проверки отсутствовали основания для возбуждения дела об административном правонарушении, правомерно были отклонены судами со ссылкой на часть 3.3 статьи 28.1 КоАП РФ, согласно которой дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 Кодекса, могут быть возбуждены без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случае, если в материалах, сообщениях, заявлениях, поступивших в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган, содержатся достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Исходя из установленных по делу фактических обстоятельств допущенного ОАО "ИЭСК" нарушения Правил N 861, суды пришли к мотивированным выводам о соразмерности совершенному правонарушению назначенного наказания в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, невозможности признания правонарушения малозначительным. Наличие оснований для применения положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ судами не установлено.
С учетом вышеизложенного суды сделали правильный вывод о законности оспариваемого постановления административного органа о привлечении ОАО "ИЭСК" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Принимая во внимание законность оспариваемого постановления, выданное на его основании в соответствии со статьей 29.13 КоАП РФ представление суды признали соответствующим требованиям действующего законодательства.
Фактические обстоятельства дела судами установлены правильно, выводы судов постановлены при правильном применении норм права. Оснований для иных выводов суд округа не имеет.
Иные доводы, указанные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов и не влияют на законность принятых по делу судебных актов, направлены на переоценку доказательств и установлению по делу иных фактических обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 марта 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Ананьина |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы общества о том, что без проведения проверки отсутствовали основания для возбуждения дела об административном правонарушении, правомерно были отклонены судами со ссылкой на часть 3.3 статьи 28.1 КоАП РФ, согласно которой дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 Кодекса, могут быть возбуждены без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случае, если в материалах, сообщениях, заявлениях, поступивших в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган, содержатся достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Исходя из установленных по делу фактических обстоятельств допущенного ОАО "ИЭСК" нарушения Правил N 861, суды пришли к мотивированным выводам о соразмерности совершенному правонарушению назначенного наказания в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, невозможности признания правонарушения малозначительным. Наличие оснований для применения положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ судами не установлено.
С учетом вышеизложенного суды сделали правильный вывод о законности оспариваемого постановления административного органа о привлечении ОАО "ИЭСК" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Принимая во внимание законность оспариваемого постановления, выданное на его основании в соответствии со статьей 29.13 КоАП РФ представление суды признали соответствующим требованиям действующего законодательства."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 8 августа 2023 г. N Ф02-3380/23 по делу N А19-21505/2022