город Иркутск |
|
08 августа 2023 г. |
Дело N А78-11755/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 августа 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Левошко А.Н., Рудых А.И.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 апреля 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение здравоохранения "Краевая детская клиническая больница" (ОГРН 1027501152227, ИНН 7536011511, далее - ГУЗ КДКБ, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Государственному учреждению - Забайкальскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (после реорганизации - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю, далее - Фонд) о признании недействительными: акта проверки медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) о выявленных несоответствиях N 06-89 от 24.08.2022; протокола рассмотрения акта и материалов камеральной проверки N 06-89 от 21.09.2022; решения об отмене (частичной отмене) акта проверки N 06-89 от 21.09.2022.
постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 апреля 2023 года, заявленное требование удовлетворено в части, признан недействительным акт проверки медицинских и иных организаций о выявленных несоответствиях N 06-89 от 24.08.2022 в редакции решения N 06-89 от 21.09.2022; на Фонд возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов учреждения. В остальной части требований производство по делу прекращено.
Фонд обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами норм материального права, нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель указывает, что работа медицинских дезинфекторов учреждения не предусматривает участие в оказании медицинской помощи пациентам, а фактически направлена на осуществление дезинфекционной деятельности по обеззараживанию вещей, санитарной обработке помещений и оборудования. Данные работники имели право на специальные социальные выплаты как не оказывающие медицинскую помощь, но контактирующие с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Представленные учреждением недостоверные сведения повлекли излишние расходы Фонда.
Учреждением отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами в соответствии с распоряжениями Министерства здравоохранения Забайкальского края на базе обособленного подразделения учреждения в период с 2020 по 2022 год был открыт моностационар, в котором оказывалась медицинская помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).
Штатное расписание подразделения учреждения утверждено его руководителем и предусматривает в приемном отделении для взрослого и детского населения с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или подозрением на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19) должность медицинского дезинфектора, которую выполняли Хомышенко Н.С., Гурулева Л.А.
Для назначения специальной социальной выплаты медицинским дезинфекторам - Хомышенко Н.С., Гурулевой Л.А. за ноябрь-декабрь 2020 года, январь, июль, август, октябрь-декабрь 2021 года, февраль-март 2022 года учреждением направлены в Фонд реестры.
Фондом назначена и перечислена специальная социальная выплата Хомышенко Н.С. в сумме 542 011 рублей 50 копеек, Гурулевой Л.А. - в сумме 596 686 рублей 50 копеек, исходя из размера 2 430 рублей за одну нормативную смену.
С 17.08.2022 по 23.08.2022 Фондом проведена камеральная проверка учреждения по вопросам полноты и достоверности сведений для осуществления территориальным органом фонда специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 N 1762 "О государственной социальной поддержке в 2020 - 2021 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесении изменений во временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1762).
В ходе проверки установлено, что сотрудникам учреждения - медицинским дезинфекторам Хомышенко Н.С. и Гурулевой Л.А. назначены и выплачены специальные социальные выплаты в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Постановление N 1762, как среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании медицинской помощи в стационарных условиях по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Однако, Фонд пришел к выводу, что указанные лица не участвовали в оказании медицинской помощи, поэтому следовало назначить специальные социальные выплаты в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Постановления N 1762 как среднему медицинскому персоналу, не оказывающему медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующему с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей, в размере 1215 рублей за одну нормативную смену.
Результатам проверки отражены Фондом в акте от 24.08.2022.
С учетом решения от 21.09.2022 N 06-89 об отмене (частичной отмене) акта проверки в части корректировки общей суммы расходов, излишне понесенных Фондом, учреждению предложено возместить размер выплаты в сумме 569 349 рублей.
Учреждение оспорило акт проверки от 24.08.2022 N 06-89 в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленное требование, пришли к выводам о недействительности ненормативного правового акта и нарушения прав и законных интересов заявителя.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 2 статьи 72 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В целях государственной социальной поддержки медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) (за исключением организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена военная или приравненная к ней служба) пунктом 2 Постановления N 1762 утверждены специальные социальные выплаты (ежемесячно на период с 01.11.2020 по 31.12.2022) за нормативную смену, определяемую как одна пятая продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории работников в организации в соответствии с законодательством Российской Федерации, следующим категориям указанных работников:
а) оказывающие медицинскую помощь (участвующие в оказании, обеспечивающие оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19). К данной категории в частности отнесены врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, оказывающие специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях, средний медицинский персонал, участвующий в оказании медицинской помощи в стационарных условиях, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, для которых выплаты составляют: 3880 рублей, 2430 рублей и 1215 рублей соответственно за одну нормативную смену;
б) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал, не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующие с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей, - 2430 рублей, 1215 рублей, 600 рублей соответственно за одну нормативную смену.
Таким образом, данный перечень подразделяет работников - врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал, на категории оказывающие (участвующие в оказании, обеспечивающие оказание) и не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующие с пациентами с установленным диагнозом.
Согласно пункту 4 Постановления N 1762 для получения специальной социальной выплаты организации направляют ежемесячно в территориальный орган Фонда по месту своего нахождения реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты.
Суды, признавая неверным отнесение Фондом медицинских дезинфекторов к среднему медицинскому персоналу, не оказывающему медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, но контактирующему с пациентами с установленным диагнозом COVID-19, правомерно исходили из следующего.
Согласно статье 2 Закон N 323-ФЗ медицинская помощь, это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья граждан и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
Медицинская помощь оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи. Порядок оказания медицинской помощи включает в себя в том числе рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений (статья 37 Закона N 323-ФЗ).
Указанный в подпункте "а" пункта 2 Постановления N 1762 временный порядок организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, утвержден Приказом Минздрава России от 19.03.2020 N 198н (далее - Приказ N 198н).
Согласно пункту 3 приложения N 5 к Приказу N 198н руководители медицинских организаций, оказывающие медицинскую помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 в стационарных условиях, обеспечивают деятельность медицинских организаций в соответствии с Минимальными требованиями к осуществлению медицинской деятельности, направленной на профилактику, диагностику и лечение новой коронавирусной инфекции COVID-19 согласно приложению N 10 к настоящему приказу, а также положениями, предусмотренных приложениями N 12, 13, 16 и 17 к настоящему приказу.
Пункт 9 приложения N 10 к Приказу N 198 предусматривает, что структурное подразделение медицинской организации для лечения COVID-19 осуществляет функции в том числе по оказанию специализированной медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 в условиях противоэпидемического режима, обеспечивающего защиту от случаев внутрибольничного инфицирования и недопущение распространения инфекции за пределы структурного подразделения медицинской организации для лечения COVID-19.
Пунктом 4 приложения N 10 к Приказу N 198 установлено, что структура и штатная численность структурных подразделений медицинской организации для лечения COVID-19 устанавливаются руководителем медицинской организации (в соответствии с временными штатными нормативами согласно Приложений N 16-17).
Приложениями N 16 и N 17 утверждены временные штатные нормативы структур подразделений медицинской организации, оказывающих медицинскую помощь взрослому населению, детям с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 в стационарных условиях. Для приемного отделения с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 или с подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID-19 штатные нормативы предусматривают врача приемного отделения, медицинской сестры приемного отделения, медицинского дезинфектора.
В соответствии с пунктом 1.4 Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1183н, должность медицинский дезинфектор отнесена к должности среднего медицинского персонала.
Исходя из изложенного, суды обоснованно посчитали, что на основании Приказа N 198н, подпункта "а" пункта 2 Постановления N 1762, лица, замещающие должности в специализированном для COVID-пациентов стационаре, утвержденные штатным расписанием, все без исключения оказывают медицинскую помощь, участвуют в ее оказании или обеспечивают ее оказание.
Суды установили, что на базе обособленного подразделения учреждения в период с 2020 по 2022 год медицинская помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 оказывалась в стационаре. Штатное расписание для приемного отделения подразделения учреждения утверждено его руководителем в соответствии с временными штатными нормативами, предусмотренными приложениями N 16-17 к приказу N 198н, в которое включена должность среднего медицинского персонала медицинского дезинфектора.
Должностная инструкция медицинского дезинфектора приемного отделения учреждения для взрослого и детского населения с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 или подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID-19 предусматривает выполнение обязанностей: работа в камерном отделении; вход в "красную зону" (надевает средства индивидуальной защиты); в "красной зоне" прием мягкого инвентаря (одежда, постельные принадлежности); загрузка мягкого инвентаря в дезинфекционную камеру и проведение дезинфекции по вирусному режиму; текущая уборка в помещениях "красной зоны"; по окончании работы в "красной зоне" через шлюз переход в "зеленую зону"; оформление первичной учетно-отчетной документации; проведение дезинфекционной обработки спецодежды сотрудников в шлюзе на выходе из "красной зоны" при помощи гидропульта.
Материалами дела подтверждается, что с медицинскими работниками Хомышенко Н.С., Гурулевой Л.А. заключены дополнительные соглашения к трудовым договорам. Указанными лицами проводились противоэпидемические мероприятия, работники выполняли свои функциональные обязанности медицинского дезинфектора в стационарных условиях по обработке одежды пациентов, поступивших в стационар в приемно-диагностическом отделении, обработке матрасов пациентов, одежды сотрудников из "красной зоны", имели тесный контакт с COVID-пациентами через биологические загрязнения.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что деятельность стационара была учреждением обеспечена согласно приложению N 10 к Приказу N 198н, указанные лица (Хомышенко Н.С., Гурулева Л.А.) выполняли работу медицинского дезинфектора в соответствии с установленным Приказом N 198н временным порядком исходя из установленных должностных обязанностей, суды пришли к обоснованным выводам о правомерности отнесения медицинского дезинфектора к должности среднего медицинского персонала, участвующего в оказании медицинской помощи в стационарных условиях, и назначении специальной социальной выплаты в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Постановления N 1762.
Суды верно отметили, что иной подход, примененный в рассматриваемом случае Фондом, является необоснованным и не приведет к достижению законной цели установления государственной социальной поддержки в повышенном размере медицинским и иным работникам медицинских организаций, в первую очередь, участвовавших и обеспечивавших диагностику и лечение новой коронавирусной инфекции.
Оснований не согласиться с данными выводами судов суд округа не усматривает.
Учитывая изложенное, суды пришли к обоснованным выводам о недоказанности Фондом законности оспариваемого акта.
Доводы кассационной жалобы, оспаривающие выводы судов, подлежат отклонению, поскольку не опровергают выводы судов и не влияют на законность принятых по делу судебных актов.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы по существу направлены на переоценку доказательств и установление по делу иных фактических обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, и на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 апреля 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Ананьина |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Материалами дела подтверждается, что с медицинскими работниками Хомышенко Н.С., Гурулевой Л.А. заключены дополнительные соглашения к трудовым договорам. Указанными лицами проводились противоэпидемические мероприятия, работники выполняли свои функциональные обязанности медицинского дезинфектора в стационарных условиях по обработке одежды пациентов, поступивших в стационар в приемно-диагностическом отделении, обработке матрасов пациентов, одежды сотрудников из "красной зоны", имели тесный контакт с COVID-пациентами через биологические загрязнения.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что деятельность стационара была учреждением обеспечена согласно приложению N 10 к Приказу N 198н, указанные лица (Хомышенко Н.С., Гурулева Л.А.) выполняли работу медицинского дезинфектора в соответствии с установленным Приказом N 198н временным порядком исходя из установленных должностных обязанностей, суды пришли к обоснованным выводам о правомерности отнесения медицинского дезинфектора к должности среднего медицинского персонала, участвующего в оказании медицинской помощи в стационарных условиях, и назначении специальной социальной выплаты в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Постановления N 1762."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 8 августа 2023 г. N Ф02-3999/23 по делу N А78-11755/2022