г. Чита |
|
27 апреля 2023 г. |
Дело N А78-11755/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 апреля 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Будаевой Е.А., Луценко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 21 февраля 2023 года по делу N А78-11755/2022 по заявлению Государственного учреждения здравоохранения "Краевая детская клиническая больница" (ОГРН 1027501152227, ИНН 7536011511) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю (ОГРН 1027501150588, ИНН 7536008244) о признании акта проверки медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) о выявленных несоответствиях N 06-89 от 24.08.2022 Государственного учреждения - Забайкальского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации недействительным; о признании протокола рассмотрения акта и материалов камеральной проверки N06-89 от 21.09.2022 недействительным; о признании решения об отмене (частичной отмене) акта проверки медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) в случае установления фактов, подтверждающих обоснованность возражений, представленных медицинской и иной организацией (их структурными подразделениями), а также подтверждающих обстоятельства в свою защиту, если результаты проверки этих доводов и обстоятельств признаются обоснованными N06-89 от 21.09.2022 недействительным,
при участии в судебном заседании:
от ОСФР по Забайкальскому краю: Баранчугова И.В.- представитель по доверенности от 09.01.2023, представлен диплом о наличии высшего юридического образования,
от ГУЗ "Краевая детская клиническая больница": Сидоренко Ю.С.- представитель по доверенности от 01.11.2022, представлен диплом о наличии высшего юридического образования; Теплякова Н.В.- представитель по доверенности от 18.11.2022,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение здравоохранения "Краевая детская клиническая больница" обратилось в суд с заявлением к Государственному учреждению - Забайкальскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о признании акта проверки медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) о выявленных несоответствиях N 06-89 от 24.08.2022 недействительным; о признании протокола рассмотрения акта и материалов камеральной проверки N06-89 от 21.09.2022 недействительным; о признании решения об отмене (частичной отмене) акта проверки медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) в случае установления фактов, подтверждающих обоснованность возражений, представленных медицинской и иной организацией (их структурными подразделениями), а также подтверждающих обстоятельства в свою защиту, если результаты проверки этих доводов и обстоятельств признаются обоснованными N06-89 от 21.09.2022 недействительным.
Определением суда от 12.01.2023 произведена замена заинтересованного лица по делу Государственного учреждения - Забайкальского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 21 февраля 2023 года по делу N А78-11755/2022 прекращено производство по делу в части требований о признании недействительными протокола рассмотрения акта и материалов камеральной проверки N06-89 от 21.09.2022, решения об отмене (частичной отмене) акта проверки медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) в случае установления фактов, подтверждающих обоснованность возражений, представленных медицинской и иной организацией (их структурными подразделениями), а также подтверждающих обстоятельства в свою защиту, если результаты проверки этих доводов и обстоятельств признаются обоснованными N06-89 от 21.09.2022.
Признан недействительным акт проверки медицинских и иных организаций о выявленных несоответствиях N 06-89 от 24.08.2022 в редакции решения N 06-89 от 21.09.2022, как несоответствующий Постановлению Правительства РФ от 30.10.2020 N 1762 "О государственной социальной поддержке в 2020 - 2022 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесении изменений во Временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации".
Суд обязал заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Забайкальского края от 21 февраля 2023 года по делу N А78-11755/2022 отменить в части удовлетворения заявленных требований, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Как следует из апелляционной жалобы, доказательств, подтверждающих участие дезинфекторов Хомышенко Н. С. и Гурулевой JI. Л. в оказании медицинской помощи в стационарных условиях, в материалы дела не представлено.
Кроме того, Фонд указывает на неисполнимость судебного решения, поскольку в решении не указано об устранении каких допущенных нарушениях идет речь, какие действия должны быть произведены отделением для их устранения.
В материалы дела поступил письменный отзыв, в котором заявитель выводы суда первой инстанции поддержал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 30.03.2023.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании дала пояснения согласно доводам апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представители заявителя в судебном заседании, возражая доводам апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в соответствии с распоряжениями Министерства здравоохранения Забайкальского края на базе обособленного подразделения учреждения в период с 2020 по 2022 год был открыт моностационар, в котором оказывалась медицинская помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 (т. 2 л.д. 69-77, 86, т. 3 л.д. 4-36).
Штатное расписание подразделения учреждения утверждено его руководителем в соответствии с временными штатными нормативами, предусмотренными приложениями N 16-17 к приказу Минздрава России от 19.03.2020 N 198н "О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19", в которые включены должности среднего медицинского персонала, в том числе должности медицинских дезинфекторов (т. 3 л.д. 37-56).
Должностная инструкция медицинского дезинфектора приемного отделения для взрослого и детского населения с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 или подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID-19 ГУЗ "Краевая детская клиническая больница" предусматривает выполнение следующих обязанностей:
осуществляет работу в камерном отделении;
перед входом в "красную зону" надевает средства индивидуальной защиты;
в "красной зоне" осуществляет приём мягкого инвентаря (одежда, постельные принадлежности);
загружает мягкий инвентарь в дезинфекционную камеру и проводит его дезинфекцию по вирусному режиму;
проводит текущую уборку в помещениях "красной зоны";
по окончании работы в "красной зоне" через шлюз переходит в "зеленую зону";
оформляет первичную учетно-отчетную документацию;
проводит дезинфекционную обработку спецодежды сотрудников в шлюзе на выходе из "красной зоны" при помощи гидропульта;
соблюдает правила внутреннего трудового распорядка (т 1 л.д. 104-106).
В соответствии с утверждённым штатным расписанием на базе обособленного подразделения учреждения медицинскими дезинфекторами Хомышенко Н.С., Гурулевой Л.А. проводились противоэпидемические мероприятия. Работники выполняли свои функциональные обязанности в стационарных условиях по обработке одежды пациентов, поступивших в стационар в приемно-диагностическом отделении, обработке матрасов пациентов, одежды сотрудников из "красной зоны", имели тесный контакт с COVID-пациентами через биологические загрязнения (т. 2 л.д. 78-126, т. 3 л.д. 60-177).
Медицинским дезинфекторам Хомышенко Н.С., Гурулевой Л.А. назначены и выплачивались по реестрам, направленным учреждением в Фонд, специальные социальные выплаты в размере 2 430 рублей за одну нормативную смену (т. 4 л.д. 1-73).
Фондом проведена камеральная проверка полноты и достоверности сведений для осуществления территориальным органом Фонда специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 N 1762 "О государственной социальной поддержке в 2020 - 2021 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесении изменений во временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации", представленных заявителем за период ноябрь, декабрь 2020 года, январь, июль, август, октябрь, ноябрь, декабрь 2021 года, февраль, март 2022 года.
В ходе проверки установлено, что на основании реестров сведений, направленных заявителем в отделение Фонда, назначены и выплачены специальные социальные выплаты сотрудникам медицинским дезинфекторам Хомышенко Н.С., Гурулевой Л.А. по коду 032- "средний медицинский персонал, участвующий в оказании медицинской помощи в стационарных условиях" в размере 1138698 руб. (т. 4 л.д. 1-73).
По результатам проверки составлен акт проверки медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) о выявленных несоответствиях от 24.08.2022 N 06-89, согласно которому учреждению Фондом предложено возместить излишне понесенные на специальную социальную выплату расходы в сумме 1138698 руб., а также осуществить корректировку ранее представленных реестров на право получения работниками специальных социальных выплат (далее - оспариваемый акт) (т. 1 л.д. 25-29).
Решением Фонда об отмене (частичной отмене) акта проверки медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) в случае установления фактов, подтверждающих обоснованность возражений, представленных медицинской и иной организацией (их структурными подразделениями), а также подтверждающих обстоятельства в свою защиту, если результаты проверки этих доводов и обстоятельств признаются обоснованными N 06-89 от 21.09.2022 акт проверки от 24.08.2022 N 06-89 частично отменен, учреждению Фондом предложено возместить излишне понесенные на специальную социальную выплату расходы в сумме 569349 руб. (т. 1 л.д. 42-47).
Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заинтересованное лицо обратилось в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции правильно руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта недействительным суду необходимо установить совокупное наличие двух условий: его несоответствие закону, а также нарушение им прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" при рассмотрении вопроса о том, может ли документ быть оспорен в судебном порядке, судам следует анализировать его содержание. О принятии решения, порождающего правовые последствия для граждан и (или) организаций, могут свидетельствовать, в частности, установление запрета определенного поведения или установление определенного порядка действий, предоставление (отказ в предоставлении) права, возможность привлечения к юридической ответственности в случае неисполнения содержащихся в документе требований. Наименование оспариваемого документа (заключение, акт, протокол, уведомление, предостережение) определяющего значения не имеет.
В соответствии с частью 2 статьи 72 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) в целях оказания государственной социальной поддержки медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID -19), Правительство Российской Федерации Постановлением Правительства РФ от 30.10.2020 N 1762 утвердило Правила осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации в 2020 - 2022 годах специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (далее - Постановление N 1762, Правила N 1762).
Правительство Российской Федерации в Постановлении от 30.10.2020 N 1762 постановило в целях государственной социальной поддержки медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) (за исключением организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена военная или приравненная к ней служба) производить ежемесячно в период с 1 ноября 2020 г. по 31 декабря 2022 г. специальные социальные выплаты за нормативную смену, определяемую как одна пятая продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории работников в организации в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - нормативная смена), следующим категориям указанных работников:
а) оказывающие медицинскую помощь (участвующие в оказании, обеспечивающие оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19):
врачи, оказывающие скорую медицинскую помощь, средний медицинский персонал, участвующий в оказании скорой медицинской помощи, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание скорой медицинской помощи, выездных бригад скорой медицинской помощи - 2430 рублей, 1215 рублей, 950 рублей соответственно за одну нормативную смену;
фельдшеры (медицинские сестры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи - 600 рублей за одну нормативную смену;
врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, оказывающие специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях, средний медицинский персонал, участвующий в оказании медицинской помощи в стационарных условиях, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, - 3880 рублей, 2430 рублей и 1215 рублей соответственно за одну нормативную смену;
врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, средний медицинский персонал, участвующий в оказании первичной медико-санитарной помощи, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, - 2430 рублей, 1215 рублей и 600 рублей соответственно за одну нормативную смену;
врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал патологоанатомических бюро и отделений медицинских организаций, проводящих (обеспечивающих проведение) патологоанатомические исследования, связанные с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), - 3880 рублей, 2430 рублей и 1215 рублей соответственно за одну нормативную смену;
водители машин выездных бригад скорой медицинской помощи, в том числе занятые в организациях, предоставляющих транспортные услуги, при осуществлении медицинской эвакуации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID -19) - 1215 рублей за одну нормативную смену;
члены летных экипажей воздушных судов санитарной авиации, в том числе занятые в организациях, предоставляющих транспортные услуги, при осуществлении медицинской эвакуации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID -19) - 1215 рублей за одну нормативную смену;
б) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал, не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующие с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей, - 2430 рублей, 1215 рублей, 600 рублей соответственно за одну нормативную смену.
В соответствии с Правилами N 1762 специальная социальная выплата производится за одну нормативную смену, определяемую как одна пятая продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории работников в организации в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - нормативная смена) (пункт 3).
Специальная социальная выплата производится ежемесячно.
Специальная социальная выплата за календарный месяц рассчитывается как сумма специальных социальных выплат за фактическое число нормативных смен в календарном месяце.
Расчет специальной социальной выплаты по основной работе и при работе на условиях внешнего и внутреннего совместительства производится раздельно.
Фактическое число нормативных смен в календарном месяце определяется путем деления суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце, в которые работник привлекался к оказанию медицинской помощи (участию в оказании, обеспечению оказания медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактировал с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей независимо от длительности контакта с пациентом в эти дни, на нормативную смену. Расчет ведется с округлением до десятой части числа нормативных смен.
Для получения специальной социальной выплаты организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган Фонда по месту своего нахождения реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты (далее - реестр). В декабре реестр представляется организациями в территориальный орган Фонда до 25 -го числа исходя из ожидаемого (предполагаемого) рабочего времени полного месяца.
Реестр в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица, направляется в федеральную государственную информационную систему "Единая интегрированная информационная система "Соцстрах" Фонда организацией с использованием информационных систем, применяемых организацией для автоматизации своей деятельности, либо с помощью программного обеспечения, предоставляемого Фондом на безвозмездной основе, посредством внешних сервисов информационного взаимодействия (пункт 5).
Реестр формируется с указанием сведений об организации (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет, основной государственный регистрационный номер), периода, за который осуществляется специальная социальная выплата (календарный месяц), а также следующих сведений по каждому работнику:
а) категория, должность (профессия);
б) фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования;
в) реквизиты для перечисления специальной социальной выплаты (наименование банка, банковский идентификационный код, номер счета или номер банковской карты, являющейся национальным платежным инструментом);
г) фактическое число нормативных смен;
д) размер районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных и безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах;
е) территория осуществления трудовой деятельности работника, если она относится к территориям, для которых применяется повышающий коэффициент, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2020 г. N 1962 "Об утверждении повышающих коэффициентов к специальным социальным выплатам и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (пункт 6).
Фондом осуществляется идентификация работников, указанных в реестрах, и проверка факта их трудоустройства в организации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета работника в системе обязательного пенсионного страхования, посредством направления запроса в информационную систему Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 7).
Специальная социальная выплата осуществляется территориальным органом Фонда в течение 7 рабочих дней со дня получения территориальным органом Фонда реестра путем перечисления на банковскую карту или счет работника (пункт 8).
Организация несет ответственность за представление недостоверных сведений либо сокрытие сведений, влияющих на право получения работником специальной социальной выплаты, в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 10).
Контроль за полнотой и достоверностью сведений, представляемых организациями, осуществляют территориальные органы Фонда в порядке, устанавливаемом Фондом по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 11).
Расходы, излишне понесенные Фондом в связи с сокрытием или недостоверностью представленных организацией сведений, подлежат возмещению организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12).
Камеральная проверка проведена в соответствии с Приказом Фонда социального страхования РФ от 30.06.2021 N 272, которым утвержден Порядок осуществления контроля территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации за полнотой и достоверностью сведений, представляемых медицинскими и иными организациями (их структурными подразделениями) для получения специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам.
Согласно пунктам 1, 2, 10, 12, 17, 18 указанного Порядка контроль за полнотой и достоверностью сведений, представляемых медицинскими и иными организациями (их структурными подразделениями) для получения специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам осуществляется путем проведения камеральной проверки.
Проверка проводится в виде последующего контроля уполномоченными должностными лицами территориальных органов Фонда социального страхования Российской Федерации по месту нахождения территориального органа Фонда (филиала) на основании документов и сведений, представленных организацией, а также других документов (сведений) о деятельности организации, имеющихся у территориального органа Фонда.
В случае если после рассмотрения представленных организацией пояснений и документов будут установлены факты представления недостоверных сведений либо сокрытие сведений, влияющих на право получения работником выплаты, а также факты о понесенных Фондом излишних расходах, должностное лицо составляет акт проверки медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) о выявленных несоответствиях.
В случае неисполнения установленных в акте проверки сроков для возмещения излишне понесенных Фондом расходов, взыскание таких расходов осуществляется в судебном порядке.
В случае если документы, представленные организацией (ее уполномоченным представителем) к письменным возражениям, подтверждают обоснованность таких возражений, а результаты проверки этих доводов признаются обоснованными, руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Фонда выносит решение об отмене акта проверки медицинских и иных организаций (их структурных подразделений).
На основании изложенного правового регулирования суд первой инстанции верно установил, что оспариваемый акт проверки является итоговым ненормативным правовым актом по итогам проверки, влекущим правовые последствия для заявителя по возврату денежных средств, следовательно, может быть обжалован в суде.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в ходе проведенной камеральной проверки полноты и достоверности сведений для осуществления Фондом специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам в соответствии с Постановлением N 1762, фонд пришел к выводу, что учреждением в отношении медицинских дезинфекторов неверно определена категория сотрудника "Средний медицинский персонал, участвующий в оказании медицинской помощи в стационарных условиях" (выплата за нормосмену 2430,0 руб.), следовало применить категорию "Средний медицинский персонал, не оказывающий медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции COVID-19, контактирующий с пациентом с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 при выполнении должностных обязанностей" (выплата за нормосмену 1215,0 руб.). Инструкция медицинского дезинфектора приемного отделения для взрослого и детского с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 или подозрением на новую коронавирусную инфекцию не предусматривает участие дезинфекторов в оказании медицинской помощи пациентам.
Указанные доводы Фонда послужили основанием для вывода о наличии необоснованных расходов в размере 569349 руб., подлежащих возмещению учреждением.
Отклоняя указанные выводы, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
Согласно Федеральному закону N 323-ФЗ медицинская помощь, это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья граждан и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
На основании пунктов 1, 3 статьи 37 Федерального закона N 323-ФЗ медицинская помощь оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи. Порядок оказания медицинской помощи включает в себя в том числе рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений.
В соответствии с пунктами 3, 4 ст. 32 Федерального закона N 323-ФЗ медицинская помощь оказывается стационарно в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение.
В соответствии с пунктом 1 ст. 34 Федерального закона N 323-ФЗ специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний, требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию, то есть непосредственно медицинскую помощь оказывают врачи, а средний медицинский и младший медицинский персонал участвуют в оказании медицинской помощи и обеспечивают ее оказание в той или иной степени.
Следовательно, стационарная медицинская помощь обозначает целый комплекс мероприятий в условиях, обеспечивающих не только лечение врачами - специалистами, но и исполнение назначений врача (медицинская сестра, рентгенолаборант, фельдшерлаборант, медицинская сестра ультразвуковой диагностики, медицинская сестра функциональной диагностики и т.д.), круглосуточное медицинское наблюдение и уход (медицинская сестра палатная, санитарка, младшая медицинская сестра по уходу за больными), обеспечение санитарно-эпидемиологического состояния (медицинский дезинфектор, помощник врача-эпидемиолога, санитарка).
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно указал, что лица, замещающие должности в специализированном для COVID-пациентов стационаре, утвержденные штатным расписанием, все без исключения оказывают медицинскую помощь, участвуют в ее оказании или обеспечивают ее оказание.
В соответствии с пунктом 5.2 ст. 19 Федерального закона N 323-ФЗ пациент при получении медицинской помощи имеет право на профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям.
Согласно пункту 3 приложения N 5 к приказу Минздрава России от 19.03.2020 N 198н "О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19" руководители медицинских организаций, указанные в подпункте 1.2 пункта 1 настоящего Временного порядка, обеспечивают деятельность медицинских организаций в соответствии с Минимальными требованиями к осуществлению медицинской деятельности, направленной на профилактику, диагностику и лечение новой коронавирусной инфекции COVID-19 согласно приложению N 10 к настоящему приказу, а также положениями, предусмотренных приложениями N 12, 13, 16 и 17 к настоящему приказу.
В соответствии с пунктом 4 Минимальных требований к осуществлению медицинской деятельности, направленной на профилактику, диагностику и лечение новой коронавирусной инфекции COVID-19, утвержденных приложением N 10 к приказу Минздрава РФ от 19.03.2020 N 198, структура и штатная численность структурных подразделений медицинской организации для лечения COVID-19 устанавливаются руководителем медицинской организации.
Руководитель медицинской организации утверждает временное штатное расписание медицинской организации и осуществляет перераспределение функциональных обязанностей медицинских работников на основании дополнительных соглашений к трудовым договорам, заключаемых в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 41 указанных Минимальных требований формирование временного штатного расписания структурных подразделений медицинской организации для пациентов с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 осуществляется в соответствии с временными штатными нормативами, предусмотренными приложениями N 16-17 к настоящему приказу.
Указанными временными штатными нормативами предусмотрено наличие в структурных подразделениях медицинской организации для пациентов с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 медицинских дезинфекторов.
Как следует из Постановления N 1762, специальные социальные выплаты, в частности, производятся врачам и медицинским работникам с высшим (немедицинским) образованием, оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях, среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании медицинской помощи в стационарных условиях, младшему медицинскому персоналу, обеспечивающему оказание специализированной медицинской помощи в стационарных условиях по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19): - 3880 рублей, 2430 рублей и 1215 рублей соответственно за одну нормативную смену".
Таким образом, как верно указано судом первой инстанции, из системного и буквального толкования вышеуказанных норм следует, что на социальную поддержку, предусмотренную подпунктом "а" пункта 2 Постановления N 1762 имеет право медицинский персонал, оказывающий, участвующий и обеспечивающий оказание медицинской помощи в специальных стационарах, созданных для лечения COVID-19 в соответствии с установленным порядком.
Медицинские дезинфекторы, выполняя свои функциональные обязанности по обработке одежды пациентов, поступивших в стационар в приемно-диагностическом отделении в приемно-смотровые боксы (фильтр-боксы), обработке матрасов пациентов, одежды сотрудников из "красной зоны", имели тесный контакт с COVID- пациентом через биологические загрязнения (рвотные массы, кал, моча, кровь, слюна и пр.) и участвовали в оказании медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекции COVID-19.
Пунктом 8 Постановления N 1762 Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации указано давать разъяснения по применению настоящего постановления, которые неоднократно давались по схожим с рассматриваемой ситуациям.
Из письма Минтруда России от 12.04.2021 N 14-1/10/П-2784 "О разъяснении отдельных положений Постановления Правительства РФ от 30.10.2020 N 1762" следует, что специальные социальные выплаты в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Постановления N 1762 осуществляются в том числе медицинским работникам перепрофилированных медицинских организаций и структурных подразделений медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь пациентам по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в стационарных условиях.
Неверное отнесение Фондом должностей медицинских дезинфекторов к среднему медицинскому персоналу, не оказывающему медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующему с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (подпункт "б" пункта 2 Постановления N 1762) подтверждается также содержанием пункта 4 "Разъяснений по применению постановления Правительства РФ от 30.10.2020 N 1762" (приложение к приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 15.12.2020 N 894н), согласно которому специальные социальные выплаты в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Постановления N 1762 устанавливаются медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (C0VID-19), в соответствии с приказом Минздрава России N 198н; специальные социальные выплаты в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Постановления N 1762 устанавливаются медицинским работникам, не оказывающим медицинскую помощь, соответственно, не участвующим в оказании, не обеспечивающим оказание медицинской помощи по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующим с пациентами с установленным диагнозом при выполнении должностных обязанностей.
В данном документе приведен пример контакта. Так, пациенту с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции, находящемуся на лечении в стационарных условиях, имеющему сопутствующее острое заболевание или состояние (не COVID-19), например, инфаркт миокарда, острое нарушение мозгового кровообращения, маточное кровотечение), на консультацию приглашается врач- кардиолог, врач-невролог, врач акушер- гинеколог соответственно, не состоящий во временном штатном расписании медицинской организации, оказывающей помощь пациентам с COVID-19.
Согласно правовым позициям, изложенным в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" осуществляя проверку решений, действий (бездействия), судам необходимо исходить из того, что при реализации государственных или иных публичных полномочий наделенные ими органы и лица связаны законом (принцип законности) (статья 9 и часть 9 статьи 226 КАС РФ, статья 6 и часть 4 статьи 200 АПК РФ). При этом судам следует иметь в виду, что законность оспариваемых решений, действий (бездействия) нельзя рассматривать лишь как формальное соответствие требованиям правовых норм. Судам необходимо проверять, исполнена ли органом или лицом, наделенным публичными полномочиями, при принятии оспариваемого решения, совершении действия (бездействии) обязанность по полной и всесторонней оценке фактических обстоятельств, поддержанию доверия граждан и их объединений к закону и действиям государства, учету требований соразмерности (пропорциональности) (пункт 1 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
В частности, проверяя законность решения, действия (бездействия) по основанию, связанному с несоблюдением требования пропорциональности (соразмерности) и обусловленным этим нарушением прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, судам с учетом всех значимых обстоятельств дела надлежит выяснять, являются ли оспариваемые меры обоснованными, разумными и необходимыми для достижения законной цели, не приводит ли их применение к чрезмерному обременению граждан и организаций.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно установил, что медицинский дезинфектор относится к должности среднего медицинского персонала, участвующего в оказании медицинской помощи в стационарных условиях, и соответствует категории 032, что предусматривает назначение специальной социальной выплаты в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Постановления N 1762.
Судом первой инстанции верно указано на то, что иной подход, примененный в рассматриваемом случае Фондом, является необоснованным и не приведет к достижению законной цели установления государственной социальной поддержки в повышенном размере медицинским и иным работникам медицинских организаций, в первую очередь, участвовавших и обеспечивавших диагностику и лечение новой коронавирусной инфекции.
Апелляционный суд, поддерживая выводы суда первой инстанции, отклоняет доводы апелляционной жалобы, отмечая, что они не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а лишь свидетельствуют о несогласии с ними, что не является основанием для отмены судебного акта.
Довод апелляционной жалобы о не указании в судебном акте способа устранения нарушенных прав учреждения и неисполнимости в связи с этим судебного акта судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку указанный в резолютивной части решения способ соответствует положениям статьи 201 АПК РФ.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 21 февраля 2023 года по делу N А78-11755/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Ломако |
Судьи |
Е.А.Будаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-11755/2022
Истец: ГУ здравоохранения "Краевая детская клиническая больница"
Ответчик: ГУ Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации