город Иркутск |
|
21 августа 2023 г. |
Дело N А58-7026/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 августа 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кушнаревой Н.П.,
судей: Васиной Т.П., Яцкевич Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 09 февраля 2023 года по делу N А58-7026/2022 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 мая 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью управляющая компания "Утум+" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (далее - департамент) о признании незаконным решения от 29.08.2022 N 4249/ДИиЗО и возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем выдачи разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, расположенных по адресу: г. Якутск, Вилюйский тракт 6 км, д. 11/1, д. 11/2, в целях установления ограждающего устройства.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен департамент градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации города Якутска.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 09 февраля 2023 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 мая 2023 года, заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с принятыми судебными актами, департамент обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В кассационной жалобе приведены доводы о несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Оспариваемое решение является законным и обоснованным, поскольку выдача разрешения на использование запрашиваемой территории приведет к невозможности использования земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования. Письменное согласие собственника смежного земельного участка с кадастровым номером 14:36:104022:12 при обращении в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением обществом приложено не было, а приобщено к материалам дела в судебном заседании.
В отзыве на кассационную жалобу, общество, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых актов, просит оставить их без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение о принятии кассационной жалобы к производству выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 14.07.2022 общество в целях установления ограждающих устройств, размещаемых на дворовых территориях многоквартирных жилых домов, обратилось в департамент с заявлением о выдаче разрешения на использование земельных участков без их предоставления и установления сервитутов, расположенных по адресу: г. Якутск. Вилюйский тракт 6 км, д. 11/1, д. 11/2, сроком на 10 лет.
Письмом департамента от 28.08.2022 N 4249/ДИиЗО в выдаче разрешения отказано со ссылкой на то, что земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории в границах части квартала "112" городского округа "г. Якутск". Выдача разрешения приведет к невозможности использования земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования и отсутствию проезда к земельному участку с кадастровым номером 14:36:104022:12.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Признавая оспариваемый отказ департамента недействительным, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о несоответствии его положениям подпункта 6 пункта 1, пункта 2 статьи 39.33, пункта 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 и нарушении прав заявителя.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов кассационной жалобы правильность применения судами норм материального права и соблюдение ими норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута (публичного) в целях размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
К таким случаям отнесена установка ограждающих устройств (ворот, калиток, шлагбаумов, в том числе автоматических, и декоративных ограждениий (заборов), размещаемых на придомовых территориях многоквартирных домов.
Выдача разрешений на использование земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, для размещения объектов без предоставления земельных участков и установления сервитутов, на территории города Якутска регулируется административным регламентом, утвержденным постановлением Окружной администрации г. Якутска от 18.06.2018 N 180п (далее - регламент).
В пункте 2.16 регламента установлены основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги, в случае если: земельный участок, в отношении которого запрашивается разрешение на размещение объектов, предоставлен физическому или юридическому лицу; в заявлении указаны объекты, предполагаемые к размещению, не предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 1300; размещение объекта (объектов) приведет к невозможности использования земельного участка в соответствии с видом его разрешенного использования; размещение объекта (объектов) на землях (земельных участках), предполагаемых к использованию, не соответствует утвержденным документам территориального планирования соответствующего муниципального образования Республики Саха (Якутия).
В обоснование необходимости выдачи разрешения на использование части земельного участка под установку шлагбаума общество указало, что испрашиваемый земельный участок является частью внутридомового проезда к многоквартирному дому, который служит для проезда автомобилей жителей, находится в границах пешеходной зоны и обеспечивает проезд к домам.
Отказывая в выдаче разрешения, департамент указал, что земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, выдача разрешения приведет к невозможности использования земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования и отсутствию проезда к земельному участку с кадастровым номером 14:36:104022:12.
Однако доказательств, подтверждающие обстоятельства, приведенные в оспариваемом решении, департамент не представил.
В этой связи суды правомерно посчитали данное решение незаконным, нарушающим права и законные интересы общества, выступающего в интересах жильцов указанного многоквартирного жилого дома.
Доводы кассационной жалобы о том, что общество не приложило к своему заявлению письменное согласие собственника земельного участка с кадастровым номером 14:36:104022:12 на размещение ограждения, не могут служить основанием для отмены принятых по делу судебных актов, поскольку такое согласие имелось и было представлено суду. Кроме того, отсутствие такого согласия не являлось поводом для отказа в выдаче разрешения.
Иные приведенные в кассационной жалобе доводы не могут быть приняты в качестве оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов, поскольку не опровергают сделанных судами выводов, направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого решения и постановления, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 09 февраля 2023 года по делу N А58-7026/2022 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 мая 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.П. Кушнарева |
Судьи |
Т.П. Васина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
...
В пункте 2.16 регламента установлены основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги, в случае если: земельный участок, в отношении которого запрашивается разрешение на размещение объектов, предоставлен физическому или юридическому лицу; в заявлении указаны объекты, предполагаемые к размещению, не предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 1300; размещение объекта (объектов) приведет к невозможности использования земельного участка в соответствии с видом его разрешенного использования; размещение объекта (объектов) на землях (земельных участках), предполагаемых к использованию, не соответствует утвержденным документам территориального планирования соответствующего муниципального образования Республики Саха (Якутия)."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21 августа 2023 г. N Ф02-3540/23 по делу N А58-7026/2022