г. Чита |
|
11 мая 2023 г. |
Дело N А58-7026/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 мая 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Басаева Д. В., Сидоренко В. А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 09 февраля 2023 года по делу N А58-7026/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая Компания "Утум+" (ОГРН 1111435012040, ИНН 1435247301) к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (ОГРН 1031402045905, ИНН 1435134280) о признании незаконным решения от 29.08.2022 N 4249/ДИиЗО, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации города Якутска (ОГРН 1101435006298, ИНН 1435230160),
в отсутствие в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая Компания "Утум+" (далее - заявитель, общество, ООО УК "Утум+") обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (далее - ДИиЗО ОА г. Якутска, заинтересованное лицо, Департамент) о признании незаконным решения от 29.08.2022 N 4249/ДИиЗО об отказе в выдаче разрешения на использование земель или земельного участка и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем выдачи разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, расположенного по адресу: г. Якутск, Вилюйский тракт 6 км., д. 11/1, д. 11/2 в целях установления ограждающего устройства (ворота, калитки, шлагбаумы, в том числе автоматические, и декоративные ограждения (заборы), размещаемые на дворовых территориях многоквартирных жилых домов.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Департамент градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации города Якутска.
Земельному кодексу Российской Федерации. Суд обязал Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 09 февраля 2023 года по делу N А58-7026/2022 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Как следует из апелляционной жалобы, по проекту межевания территории квартала "Борисовка-3", утвержденному распоряжением Окружной администрации города Якутска N 1332р от 14 августа 2017 г. "О внесении изменений в проект планировки и проект межевания территории квартала "Борисовка-3" городского округа "город Якутск", запрашиваемые границы расположены на земельном участке, учтенном под "многоэтажной жилой застройки (высотная застройка)". Выдача разрешения на использование приведет к невозможности использования земельного участка в соответствии с видом его разрешенного использования. Застройка огороженного участка невозможна.
В материалы дела поступил письменный отзыв, в котором заявитель выводы суда первой инстанции поддержал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 08.04.2023.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в целях установления ограждающих устройств (ворота, калитки, шлагбаумы, в том числе автоматические и декоративные ограждения (забора), размещаемые на дворовых территориях многоквартирных жилых домов) Управляющая компания Утум+ 14.07.2022 обратилась в Департамент с заявлением о выдаче разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, на территории г.Якутска без предоставления земельных участков и установления сервитутов, расположенных по адресу: г. Якутск. Вилюйский тракт 6 км., д. 11/1, д. 11/2, на срок использования земельного участка 10 лет.
В ответ на указанное обращение Департаментом принято решение об отказе от 28.08.2022 с исх. N 4249/ДИиЗО по причине того, что согласно письму Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации города Якутска от 26.08.2022 N С31731/АДГ запрашиваемый земельный участок расположен в границах территории, где заключен договор о развитии застроенной территории в границах части квартала "112" городского округа "город Якутск" N б/н от 17 мая 2016 г. По проекту межевания территории квартала "Борисовка-3", утвержденному распоряжением Окружной администрации города Якутска N 1332р от 14 августа 2017 г. "О внесении изменений в проект планировки и проект межевания территории квартала "Борисовка-3" городского округа "город Якутск", запрашиваемые границы расположены на земельном участке, учтенном под "многоэтажной жилой застройки (высотная застройка)". Выдача разрешения на использование приведет к невозможности использования земельного участка в соответствии с видом его разрешенного использования. Также указано, что согласно топографической съемке и публичной кадастровой карте выдача разрешения на использование приведет к отсутствию проезда к земельному участку с кадастровым номером 14:36:104022:12.
Посчитав данное решение Департамента незаконным, нарушающим его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Департамент обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции правильно руководствовался следующими нормами права.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого решения и устанавливает его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у соответствующего органа, а также нарушает ли оспариваемое решение права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия органом местного самоуправления оспариваемого решения, возлагается на соответствующий орган (часть 1 статьи 65 и часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Арбитражный суд, установив, что оспоренное решение органа, осуществляющего публичные полномочия, не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, принимает решение о признании его незаконным (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу части 2 статьи 11 ЗК РФ органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу положений подпункта 6 пункта 1, пункта 2 статьи 39.33, а также пункта 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации. Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в указанных целях, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 3, 4 Порядка N 522 размещение объектов осуществляется на основании решения органов, уполномоченных на распоряжение соответствующими землями или земельными участками в соответствии со статьями 12 и 13 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия).
Размещаемые объекты должны соответствовать документам территориального планирования соответствующего муниципального образования Республики Саха (Якутия).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2015 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, пунктом 18 которого предусмотрены такие виды объектов как ограждающие устройства (ворота, калитки, шлагбаумы, в том числе автоматические, и декоративные ограждения (заборы), размещаемые на дворовых территориях многоквартирных жилых домов.
Как определено в названной норме, приведенное в ней положение относится только к ограждающим устройствам, размещаемым на дворовых территориях многоквартирных жилых домов.
Административный регламент предоставления Окружной администрацией города Якутска муниципальной услуги "Выдача разрешений на использование земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, для размещения объектов без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (далее - Административный регламент) определяет стандарт предоставления указанной муниципальной услуги и устанавливает сроки, последовательность административных процедур, действий при осуществлении муниципальной услуги "Выдача разрешений на использование земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, для размещения объектов без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (далее - муниципальная услуга).
Муниципальная услуга предоставляется гражданам и юридическим лицам для размещения видов объектов, в том числе, ограждающие устройства (ворота, калитки, шлагбаумы, в том числе автоматические, и декоративные ограждения (заборы)), размещаемых на дворовых территориях многоквартирных жилых домов (п.18 ст.1).
Предоставление муниципальной услуги осуществляется Администрацией. Ответственным структурным подразделением Администрации при предоставлении муниципальной услуги является Департамент.
Результатом предоставления муниципальной услуги является вручение (выдача) разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, для размещения объектов без предоставления земельных участков и установления сервитутов либо решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги.
Пунктом 2.16 Административного регламента предусмотрены основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги:
2.16.1. Земельный участок, в отношении которого запрашивается разрешение на размещение объектов, предоставлен физическому или юридическому лицу;
2.16.2. В заявлении указаны объекты, предполагаемые к размещению, не предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 1300;
2.16.3. Размещение объекта (объектов) приведет к невозможности использования земельного участка в соответствии с видом его разрешенного использования;
2.16.4. Размещение объекта (объектов) на землях (земельных участках), предполагаемых к использованию, не соответствует утвержденным документам территориального планирования соответствующего муниципального образования Республики Саха (Якутия).
Как следует из материалов дела, в оспариваемом отказе, Обществом испрашивалось размещение под объекты, которые предусмотрены Перечнем N 1300.
В соответствии с установленным порядком Обществом для получения муниципальной услуги подало заявление установленной формы, приведенной в приложении N 1 к указанному Административному регламенту, и в соответствии с пунктом 2.8.2 Административного регламента к заявлению о выдаче разрешения приложило схему границ предполагаемых к использованию земель или земельного участка на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории.
Указанные обстоятельства Департаментом не оспорены.
В обоснование необходимости выдачи разрешения на использование части земельного участка под установку шлагбаума Общество указало, что испрашиваемый земельный участок является частью внутридомового проезда к МКД, который служит для проезда автомобилей жителей, находится в границах пешеходной хоны и обеспечивает проезд к домам, целью размещения указанного объекта является повышение уровня комфортного проживания жителей дома. При этом из договора управления многоквартирным домом от 30.12.2016 и протокола внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 01.11.2019 следует, что общество наделено полномочиями обращаться от имени и в интересах собственников помещений многоквартирного дома за предоставлением разрешения на размещение ограждающих устройств на дворовой территории многоквартирных жилых домов, а также правом на совершение иных действий для выполнения этого поручения.
Из решения Департамента об отказе в выдаче разрешения следует, что основанием отказа в предоставлении муниципальной услуги явилось наличие обстоятельств, предусмотренных п.2.16.3 Административного регламента - Размещение объекта (объектов) приведет к невозможности использования земельного участка в соответствии с видом его разрешенного использования.
Как следует из содержания оспариваемого решения, по проекту межевания территории квартала "Борисовка-3", утвержденному распоряжением Окружной администрации города Якутска N 1332р от 14 августа 2017 г. "О внесении изменений в проект планировки и проект межевания территории квартала "Борисовка-3" городского округа "город Якутск", запрашиваемые границы расположены на земельном участке, учтенном под "многоэтажной жилой застройки (высотная застройка)". Выдача разрешения на использование приведет к невозможности использования земельного участка в соответствии с видом его разрешенного использования. Также указано, что согласно топографической съемке и публичной кадастровой карте выдача разрешения на использование приведет к отсутствию проезда к земельному участку с кадастровым номером 14:36:104022:12.
Исходя из положений Земельного кодекса Российской Федерации, к невозможности использования земельного участка по его целевому назначению может привести установление или изменение зоны с особыми условиями использования территории, что регламентировано главой XIX Земельного кодекса Российской Федерации.
Применительно к порядку выдачи разрешения на использование земельного участка, к невозможности использования земельного участка в соответствии с видом его разрешенного использования может привести размещение водопровода, линии электропередачи, нефтепровода и нефтепродуктопровода, тепловых сетей, линейно-кабельных сооружений связи, перечисленных в Постановлении Правительства Российской Федерации от 03.12.2014. N 1300.
Как правильно указал суд первой инстанции, доказательств несоответствия планируемого к размещению объекта, указанного в заявлении, видам объектов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, а также невозможности использования земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием, уполномоченным органом в материалы дела не представлено.
При этом ни оспариваемое решение Департамента, ни письмо Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации города Якутска от 26.08.2022 N С31731/АДГ не содержат нормативно обоснованные доводы невозможности использования земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием.
Доказательства того, что размещение на спорном земельном участке ограждающих устройств, не являющихся объектом капитального строительства, не требующих разрешения на строительство, не соответствует одному из основных видов разрешенного использования, установленных для этого земельного участка, Департаментом вопреки требованиям части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
При этом судом первой инстанции правильно отклонен довод Департамента об отсутствии проезда к земельному участку с кадастровым номером 14:36:104022:12 со ссылкой на топографическую съемку и публичную кадастровую карту, поскольку он опровергается представленным заявителем заявлением от собственника указанного земельного участка от 30.10.2019, что свидетельствует о возможности беспрепятственного подъезда к принадлежащему ему земельному участку и отсутствия возражений.
Доводы апелляционной жалобы о непредставлении указанного письменного согласия собственника земельного участка на момент рассмотрения заявления подлежат отклонению, поскольку о наличие такого разрешения установлено в рамках дела А58-796/2021, в котором Окружная администрации города Якутска является истцом.
Таким образом, суд апелляционной инстанции также приходит к выводу, что основания, приведенные Департаментом в обоснование отказа заявителю в предоставлении муниципальной услуги, являются необоснованными.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 09 февраля 2023 года по делу N А58-7026/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Ломако |
Судьи |
Д.В. Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-7026/2022
Истец: ООО Управляющая Компания "Утум+"
Ответчик: Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска
Третье лицо: Департамент градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации города Якутска