город Иркутск |
|
06 сентября 2023 г. |
Дело N А19-17115/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 сентября 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Волковой И.А.,
судей: Бронниковой И.А., Левошко А.Н.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" на определение Арбитражного суда Иркутской области от 16 марта 2023 года по делу N А19-17115/2021, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 июня 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Иркутской области от 16.02.2022 ликвидируемый должник - общество с ограниченной ответственностью "Транс Лидер" (далее - ООО "Транс Лидер", должник) признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим ООО "Транс Лидер" утверждена арбитражный управляющий Лукина Ольга Валентиновна.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 16.03.2023, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2023, конкурсное производство в отношении должника завершено.
Государственная корпорация развития "ВЭБ.РФ" (далее - ВЭБ.РФ, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты.
По мнению заявителя, завершение конкурсного производства является преждевременным, так как конкурсным управляющим не проведены все необходимые мероприятия, предусмотренные Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), в частности, по установлению местонахождения имущества должника, по привлечению к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц, по оспариванию сделок должника. Заявитель также указывает на то, что конкурсным управляющим не подготовлены и не опубликованы в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве заключения о финансовом состоянии ООО "Транс Лидер", о наличии или об отсутствии оснований для оспаривания сделок, о наличии признаков фиктивного и преднамеренного банкротства.
В отзыве на кассационную жалобу арбитражный управляющий Лукина О.В., являвшаяся до завершения конкурсного производства конкурсным управляющим ООО "Транс Лидер", указала на необоснованность доводов кассационной жалобы, просила оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направлено лицам, участвующим в деле, посредством размещения в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив исходя из доводов кассационной жалобы, в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов судов установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, конкурсным управляющим на рассмотрение Арбитражного суда Иркутской области представлен отчет о результатах проведения конкурсного производства в отношении ООО "Транс Лидер", из которого следует, что в ходе указанной процедуры были проведены мероприятия, направленные на установление имущества должника и формирование конкурсной массы.
Согласно ответам, полученным от органов, осуществляющих учет транспортных средств, регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, у ООО "Транс Лидер" отсутствует какое-либо движимое и недвижимое имущество. По результатам проведенной конкурсным управляющим инвентаризации имущество должника также не выявлено, о чем свидетельствует инвентаризационная опись от 11.04.2022.
На стадии рассмотрения обоснованности заявления должника председателем ликвидационной комиссии ООО "Транс Лидер" были даны пояснения о наличии дебиторской задолженности в размере 311 489 руб. 46 коп., из которой взыскано 200 000 руб. и внесено на депозитный счет суда для возмещения расходов по делу о банкротстве. Согласно акту от 02.12.2022 дебиторская задолженность в размере 101 724 руб. 96 коп. списана, ввиду отсутствия подтверждающих документов.
Конкурсная масса сформирована в размере 9 764 руб. 50 коп. Поступившие в конкурсную массу денежные средства направлены на погашение комиссии банка за обслуживание счета. В реестр требований кредиторов включены требования кредиторов в сумме 18 267 868 руб. 91 коп., которые остались непогашенными ввиду недостаточности конкурсной массы.
Завершая процедуру конкурсного производства, Арбитражный суд Иркутской области, руководствуясь статьями 147, 149 Закона о банкротстве, исходил из того, что все мероприятия в ходе конкурсного производства выполнены, имущество должника, за счет которого возможно удовлетворение требований кредиторов, не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
В силу статьи 2 Закона о банкротстве целью конкурсного производства является соразмерное удовлетворение требований кредиторов, которое производится в определенный срок (пункт 2 статьи 124 Закона банкротстве) согласно установленной очередности проведения расчетов (статьи 134, 142 названного Закона) из сформированной управляющим конкурсной массы.
В соответствии со статьей 147 Закона о банкротстве после завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства, к которому прилагаются, в том числе, документы, подтверждающие продажу имущества должника; реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов; документы, подтверждающие погашение требований кредиторов.
После рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства суд выносит определение о завершении конкурсного производства (пункт 1 статьи 149 Закона о банкротстве).
Из указанной нормы следует, что арбитражный суд должен рассмотреть отчет конкурсного управляющего, проверить соответствие выводов конкурсного управляющего о возможности завершения конкурсного производства содержанию отчета, а также проверить проведение конкурсным управляющим мероприятий, предусмотренных статьей 129 Закона о банкротстве. Сведения, содержащиеся в отчете и в прилагаемых к нему документах, должны позволять установить, что ликвидное имущество должника реализовано полностью, имущество у должника отсутствует, так же как отсутствует вероятность его поступления в конкурсную массу, и что расчеты с кредиторами завершены (либо не возможны).
Рассмотрев отчет о результатах проведения конкурсного производства в отношении ООО "Транс Лидер", оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства, представленные в материалы дела, приняв во внимание, что конкурсным управляющим проведены мероприятия по установлению имущества должника, формированию конкурсной массы, суды пришли к выводу о наличии оснований для завершения конкурсного производства.
Судами правомерно учтено, что в отсутствие оснований для оспаривания сделок должника, а также средств, достаточных для погашения кредиторской задолженности, необходимости продления срока конкурсного производства не имеется; доказательства обратного не представлены.
Указывая на не принятие конкурсным управляющим мер по оспариванию сделок ООО "Транс Лидер" и привлечению контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности, ВЭБ.РФ со своей стороны не приводит перечень подлежащих оспариванию сделок и обоснование наличия совокупности обстоятельств, составляющих предусмотренное законом основание недействительности, применительно к данным сделкам; как равно и не приводит обоснование наличия условий для привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности в порядке главы III.2 Закона о банкротстве.
Доводы кассационной жалобы ВЭБ.РФ аналогичны доводам апелляционной жалобы, которым дана оценка судом апелляционной инстанции.
Судом установлено, что конкурсным управляющим было подготовлено заключение об отсутствии признаков преднамеренного банкротства и об отсутствии сделок, подлежащих оспариванию; в материалы дела представлен анализ финансового состояния должника; сведения об отсутствии признаков преднамеренного или фиктивного банкротства опубликованы на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве (сообщение N 8685250 от 26.04.2022).
Выводы судов относительно возможности завершения конкурсного производства основаны на представленных в дело доказательствах и соответствуют установленным ими обстоятельствам, основаны на правильном применении норм материального права.
Установление фактических обстоятельств дела, исследование и оценка представленных сторонами доказательств отнесены Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации к компетенции судов первой и апелляционной инстанций. Оснований для иной оценки доказательств по делу у суда округа не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы суд округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права и на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Иркутской области от 16 марта 2023 года по делу N А19-17115/2021, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 июня 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Волкова |
Судьи |
И.А. Бронникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"После рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства суд выносит определение о завершении конкурсного производства (пункт 1 статьи 149 Закона о банкротстве).
Из указанной нормы следует, что арбитражный суд должен рассмотреть отчет конкурсного управляющего, проверить соответствие выводов конкурсного управляющего о возможности завершения конкурсного производства содержанию отчета, а также проверить проведение конкурсным управляющим мероприятий, предусмотренных статьей 129 Закона о банкротстве. Сведения, содержащиеся в отчете и в прилагаемых к нему документах, должны позволять установить, что ликвидное имущество должника реализовано полностью, имущество у должника отсутствует, так же как отсутствует вероятность его поступления в конкурсную массу, и что расчеты с кредиторами завершены (либо не возможны).
...
Указывая на не принятие конкурсным управляющим мер по оспариванию сделок ООО "Транс Лидер" и привлечению контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности, ВЭБ.РФ со своей стороны не приводит перечень подлежащих оспариванию сделок и обоснование наличия совокупности обстоятельств, составляющих предусмотренное законом основание недействительности, применительно к данным сделкам; как равно и не приводит обоснование наличия условий для привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности в порядке главы III.2 Закона о банкротстве."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 6 сентября 2023 г. N Ф02-4327/23 по делу N А19-17115/2021