город Иркутск |
|
13 сентября 2023 г. |
Дело N А58-9107/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 сентября 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Ананьиной Г.В., Кореневой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального казенного учреждения "Комитет имущественных отношений" муниципального образования "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия) на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 мая 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное казенное учреждение "Комитет имущественных отношений" муниципального образования "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия) (далее - Комитет, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (далее - Министерство) о признании недействительным представления от 03.08.2022 N 17/16-1/14-1212 в части восстановления в доход бюджета муниципального образования "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия) суммы нецелевого использования средств субсидии на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований, возникших при выполнении полномочий органов местного самоуправления в целях решения жилищной проблемы молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий в размере 38 759,86 рублей (семья Лабазановых) и 27 816,10 рублей (семья Сергеевых).
постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 мая 2023 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Комитет обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить по мотивам неправильного применения норм материального права, неверного установления фактических обстоятельств, заявленные требования удовлетворить.
Заявитель кассационной жалобы указывает на отсутствие у него полномочий для отказа в выдаче свидетельств на получение социальных выплат, поскольку снимать с учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, при наличии оснований, перечисленных в пункте 32 Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 01.04.2020 N 65 "О мерах по обеспечению жильем молодых семей в Республике Саха (Якутия)" (далее - Порядок N 65), уполномочен только орган местного самоуправления соответствующего поселения.
Министерство отзыв на кассационную жалобу не представило.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте проведения судом округа заседания по рассмотрению кассационной жалобы извещены по правилам статей 121-123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (первичное извещение - т. 1 л.д. 13, информация о рассмотрении кассационной жалобы в установленном порядке размещена на сайтах Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа и картотеки арбитражных дел в сети "Интернет"), однако представителей не направили, в связи с чем рассмотрение кассационной жалобы проведено в их отсутствие.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между Министерством строительства Республики Саха (Якутия) и Администрацией муниципального образования "Мирнинский район" (далее - муниципальное образование, Мирнинский район) заключено соглашение от 02.03.2020 N 98631000-1-2020-001 о предоставлении субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджету Мирнинского района в рамках реализации мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2020 - 2024 годы".
В соответствии с пунктом 1.1 данного соглашения, его предметом является предоставление из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2020-2022 годах бюджету Мирнинского района субсидии на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований, возникших при выполнении полномочий органов местного самоуправления в целях решения жилищной проблемы молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, путем предоставления социальных выплат.
В сводном списке молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2020 году в Мирнинском районе, утвержденном министром строительства Республики Саха (Якутия), числится семья Сергеевых (4 человека).
Данной семье выдано свидетельство от 28.04.2020 серии МС-20 N 000501 о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома на сумму 1 210 885,20 рублей.
На основании распоряжения главы муниципального образования от 07.07.2020 N 0363 социальная выплата указанной семье перечислена платежным поручением от 09.07.2020 N 626 на сумму 1 210 885,20 рублей, в том числе за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) 27 816,10 рублей.
Молодой семьей Сергеевых по договору купли-продажи квартиры от 22.06.2020 приобретена квартира общей площадью 48,4 м2 за счет средств социальной выплаты.
Между Министерством строительства Республики Саха (Якутия) и Мирнинским районом заключено соглашение от 12.04.2021 N 98631000-1-2021-008 о предоставлении в 2021 году субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджету муниципального образования в рамках реализации мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей".
Предметом соглашения является предоставление из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2021-2023 годах бюджету Мирнинского района субсидии на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований, возникших при выполнении полномочий органов местного самоуправления в целях решения жилищной проблемы молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, путем предоставления социальных выплат, в рамках реализации мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" Государственной программы Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2020-2024 годы", утвержденной Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 13.12.2019 N 897 (пункт 1.1).
В сводном списке молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2021 году, утвержденном приказом Министерства строительства Республики Саха (Якутия) от 26.03.2021 N 81, числится семья Лабазановых (5 человек).
Указанной молодой семье выдано свидетельство от 15.04.2021 серии МС-21 N 000167 о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома на сумму 1 075 945,50 рублей.
На основании распоряжения главы Мирнинского района от 26.08.2021 N 0279 социальная выплата семье Лабазановых перечислена Комитетом платежным поручением от 30.08.2021 N 677 на сумму 1 075 945,50 рублей, в том числе за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) 38 759,86 рублей.
Согласно договору купли-продажи квартиры от 21.07.2021 семьей Лабазановых приобретена квартира общей площадью 66,5 м2 за счет средств социальной выплаты.
В соответствии с приказом Министерства от 22.03.2022 N 01-04/346 "О назначении камеральной проверки в муниципальном образовании "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия)" и на основании Плана контрольных мероприятий Министерства финансов Республики Саха (Якутия) на 2022 год в период с 05.04.2022 по 22.04.2022 в отношении муниципального образования проведена камеральная проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджету Мирнинского района межбюджетных трансфертов, имеющих целевое значение, а также исполнения соглашений о предоставлении бюджетных кредитов. Объектом контроля являлся Комитет.
По итогам проверки составлен акт камеральной проверки от 11.05.2022, в котором помимо указанных выше обстоятельств установлено следующее.
Семьей Лабазановых по договору купли-продажи квартиры от 21.07.2021 приобретена квартира общей площадью 66,5 м2 за счет средств социальной выплаты.
Из выписок Единого государственного реестра недвижимости о правах (далее также - ЕГРП) от 17.03.2021 и от 29.04.2022 следует, что за Лабазановым Г.А. 05.02.2021 зарегистрировано право собственности на жилое помещение общей площадью 24,50м2; за Лабазановой Х.М. 03.12.2020 зарегистрирована 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилое здание общей площадью 77 м2.
Таким образом, Министерство установило, что обеспеченность площадью на одного человека семьи Лабазановых составляет 10,03 м2.
Положением о порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления жилых помещений в домах муниципального жилищного фонда по договорам социального найма муниципального образования "Поселок Айхал" Мирнинского района, утвержденным решением сессии Айхальского поселкового Совета от 27.12.2006 N 15-2, размер учетной нормы площади жилого помещения установлен 10 м2 общей площади на одного человека.
Семьей Сергеевых по договору купли-продажи квартиры от 22.06.2020 приобретена квартира общей площадью 48,4 м2 за счет средств социальной выплаты.
Из выписки ЕГРП от 01.05.2020 следует, что за супругами Сергеевыми 08.07.2018 зарегистрировано право общей совместной собственности на жилое помещение общей площадью 79,2 м2 (ипотека в силу закона).
На основании указанного Министерство установило, что обеспеченность площадью на одного человека семьи Сергеевых составляет 19,8 м2.
Решением Городского Совета депутатов муниципального образования "Город Удачный" Мирнинского района от 19.05.2010 N 30-2 размер учетной нормы площади жилого помещения определён 12 м2 общей площади на одного человека.
Министерство пришло к выводу о том, что Комитет неправомерно включил молодые семьи Сергеевых и Лабазановых в список участников мероприятия на получение социальной выплаты в 2020, 2021 году, поскольку у членов данных семей на дату получения социальной выплаты в собственности имеются жилые помещения, соответствующие учетной норме площади жилого помещения на одного человека, поэтому на дату получения социальной выплаты данные семьи не могли быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Данные обстоятельства квалифицированы Министерством как нарушение статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пункта 6 (б) Порядка N 65, что явилось основанием для вывода о нецелевом использовании Комитетом в 2021 году средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на суммы 38 759,86 рублей и 27 816,10 рублей.
Министерством направлено Комитету представление от 03.08.2022 N 17/16-1/14-1212 со сроком исполнения до 01.04.2023, о восстановлении в доход бюджета Мирнинского района суммы нецелевого использования средств субсидии на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований, возникших при выполнении полномочий органов местного самоуправления в целях решения жилищной проблемы молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, в размере 97 583,85 рублей.
Комитет, оспорил представление в части обязания восстановить в доход бюджета муниципального образования сумму нецелевого использования средств субсидии в размере 66 575,96 рублей (38 759,86 рублей и 27 816,10 рублей) в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
Суды, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходили из соответствия действующему законодательству оспариваемого в указанной части представления, отсутствия нарушения прав и законных интересов Комитета.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Статьей 38 БК РФ предусмотрен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования, при этом в силу статьи 162 указанного Кодекса получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Получатель бюджетных средств в силу статьи 162 БК РФ обеспечивает, в том числе целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным, в том числе договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (часть 1 статьи 306.4 БК РФ).
Частью 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710 утверждена государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 в редакции, действующей в период 2020, 2021 года) утверждены особенности реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Приложением N 1 к особенностям реализации отдельных мероприятий названной государственной программы Российской Федерации установлены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие жилищного строительства субъектов Российской Федерации (далее - Правила N 1050).
В соответствии с пунктом 3 Правил N 1050 право молодой семьи - участницы мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты.
Пунктом 6 Правил N 1050 определено, что участником мероприятия ведомственной целевой программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие определённым требованиям, в частности молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил.
В целях реализации указанной государственной программы на территории Республики Саха (Якутия) постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 01.04.2020 N 65 утвержден указанный Порядок N 65.
В пункте 2 Порядка N 65 приведены цели, на которые могут быть направлены социальные выплаты.
Пунктом 6 указанного Порядка предусмотрено аналогичное вышеприведённому понятие участника мероприятия, молодая семья, соответствующая, в том числе условию о признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка (подпункт "б").
Под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.
Пунктом 7 Порядка N 65 установлено, что при определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в случае использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами "е", "и" пункта 2 порядка не учитывается жилое помещение, приобретенное (построенное) за счет средств жилищного кредита, предусмотренного указанными подпунктами, обязательства по которому полностью не исполнены, либо не исполнены обязательства по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита.
Пунктом 18 предусмотрен перечень документов, необходимых для участия в мероприятии в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами "а" - "д", "ж", "з" пункта 2 настоящего порядка, которые молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства, в том числе документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях (подпункт "г"*).
Документ, отмеченный знаком <*>, запрашивается органом местного самоуправления в порядке межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
В силу пункта 32 указанного Порядка для получения свидетельства молодая семья - претендент на получение социальной выплаты в соответствующем году в течение 15 рабочих дней после получения уведомления о необходимости представления документов для получения свидетельства направляет в орган местного самоуправления, принявший решение о признании молодой семьи участницей мероприятия, заявление о выдаче свидетельства (в произвольной форме) и документы, предусмотренные подпунктами "б" - "д" пункта 18 Порядка, - в случае использования социальных выплат в соответствии с подпунктами "а" - "д", "ж", "з" пункта 2 Порядка, то есть также и документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях (подпункт "г"*).
Из пункта 34 Порядка N 65 следует, что организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, указанных в пункте 32 Порядка, орган местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 35 рассматриваемого Порядка основаниями для отказа в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты являются нарушение установленного пунктом 32 Порядка срока представления необходимых документов для получения свидетельства, непредставление или представление не в полном объеме указанных документов, недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах, а также несоответствие жилого помещения (жилого дома), приобретенного (построенного) с помощью заемных средств, требованиям пункта 40 Порядка.
Предоставление муниципальной услуги по предоставлению безвозмездной субсидии на улучшение жилищных условий осуществляется муниципальным казенным учреждением "Комитет имущественных отношений" МО Мирнинский район Республики Саха (Якутия), как органом, уполномоченным на прием документов, принятие решений и выдачу результатов предоставления муниципальной услуги, в соответствии с Административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги "Предоставление безвозмездной субсидии на улучшение жилищных условий", утверждённым постановлением Администрации МО "Мирнинский район" от 17.05.2016 N 0565.
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, правильно применяя выше изложенные нормы права, суды верно учли, что Порядком N 65 предусмотрен механизм актуализации предоставленных сведений и их проверки в целях получения социальной выплаты, и на основании установленных обстоятельств пришли к обоснованному выводу о том, что несмотря на наличие в 2017 и 2019 годах правовых оснований для включения семей Сергеевых и Лабазановых в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты, к дате получения соответствующих свидетельств на приобретение жилого помещения указанные семьи уже не соответствовали условиям, предъявляемым к участникам мероприятия по обеспечению жильем молодых семей, соответственно, правовых оснований для выдачи рассматриваемых свидетельств, а затем перечисления соответствующих выплат, не имелось.
При таких обстоятельствах и правовом регулировании суды первой и апелляционной инстанций пришли обоснованному к выводу о том, что Комитетом было допущено в 2020 и 2021 годах нарушение бюджетного законодательства, выразившееся в нецелевом использовании средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), в связи с чем правомерно признав представление в оспариваемой части соответствующим действующему законодательству и не нарушающим права и законные интересы заявителя, отказали в удовлетворении заявленных требований.
Довод кассационной жалобы об отсутствии у Комитета полномочий для проверки сведений о нуждаемости и отказа в выдаче свидетельств на получение социальных выплат, подлежит отклонению, как не основанный на нормах материального права и фактических обстоятельствах данного дела.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Доводы заявителя кассационной жалобы проверены, однако не свидетельствуют о нарушении судами двух инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего спора, по своей сути направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судами при вынесении обжалуемых судебных актов, поэтому не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, исходя из предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределов его компетенции.
Исследование и оценка доказательств осуществлены судами по правилам главы 7 и статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе Комитета не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 мая 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 в редакции, действующей в период 2020, 2021 года) утверждены особенности реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
...
Под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
...
Документ, отмеченный знаком <*>, запрашивается органом местного самоуправления в порядке межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13 сентября 2023 г. N Ф02-4748/23 по делу N А58-9107/2022