г. Чита |
|
29 мая 2023 г. |
Дело N А58-9107/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 мая 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Будаевой Е.А., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жевтневым Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения "Комитет имущественных отношений" муниципального образования "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 09 марта 2023 года по делу N А58-9107/2022,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное казенное учреждение "Комитет имущественных отношений" муниципального образования "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1031401521447, 678174, Республика Саха (Якутия), Мирнинский улус, Мирный город, Московская улица, дом, 2, далее - МКУ, учреждение, комитет, КИО, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1031402066079, 677000, Республика Саха (Якутия), Якутск город, Кирова улица, 12, далее - министерство, Минфин) о признании недействительным представления от 03.08.2022 N 17/16-1/14-1212 в части восстановления в доход бюджета муниципального образования "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия) суммы нецелевого использования средств субсидии на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований, возникших при выполнении полномочий органов местного самоуправления в целях решения жилищной проблемы молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий в размере 38 759,86 рублей (семья Лабазановых) и 27 816,10 рублей (семья Сергеевых).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 09 марта 2023 года по делу N А58-9107/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт считает, что выплата семье Сергеевых денежных средств в сумме 1 210 885,20 рублей, в том числе за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в размере 27 816,10 рублей, была произведена законно. Полагает, что судом неверно определены обстоятельства с учетом положений Порядка предоставления социальных выплат N 65. При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности. Между тем, на дату подачи заявлений Сергеевыми и Лабазановыми на включение в подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей" сведения о наличии недвижимости в собственности отсутствовали или не соответствовали уровню обеспеченности, установленному ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Тем самым, на момент обращения у молодых семей не имелось жилого помещения на праве собственности или доли в праве, или уровень обеспеченности не был достигнут.
Министерство в отзыве доводами апелляционной жалобы не согласилось.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 22.04.2023. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от 22.03.2022 N 01-04/346 "О назначении камеральной проверки в муниципальном образовании "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия) и на основании Плана контрольных мероприятий Министерства финансов Республики Саха (Якутия) на 2022 год в период 05.04.2022 по 22.04.2022 в отношении муниципального образования "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия) проведена камеральная проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджету муниципального образования "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия) межбюджетных трансфертов, имеющих целевое значение, а также исполнения соглашений о предоставлении бюджетных кредитов.
По итогам проверки муниципального казенного учреждения "Комитет имущественных отношений" МО "Мирнинский район" РС (Я) составлен акт камеральной проверки от 11.05.2022, в котором, в том числе установлено, что:
- молодой семье Лабазановых в составе пяти человек было выдано свидетельство от 15.04.2021 серии МС-21 N 000167 о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома серии МС-21 N 000167 на сумму 1 075 945,50 рублей; на основании распоряжения главы МО "Мирнинский район" от 26.08.2021 N 0279 социальная выплата семье Лабазановых перечислена платежным поручением от 30.08.2021 N 677 на сумму 1 075 945,50 рублей, в том числе за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) - 38 759,86 рублей; согласно договору купли-продажи квартиры от 21.07.2021 молодой семьей приобретена квартира общей площадью 66,5 м2; проверкой установлено, что в соответствии с выписками из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от 17.03.2021 и от 29.04.2022 Лабазанову Г.А. принадлежит жилое помещение на праве собственности общей площадью 24,50 м2, ограничение (обременение) права: не зарегистрировано, дата государственной регистрации: 05.02.2021; Лабазановой Х.М. принадлежит жилое здание на праве общей долевой собственности (доля в праве 1/3) общей площадью 77 м2, ограничение (обременение) права: не зарегистрировано, дата государственной регистрации: 03.12.2020; соответственно, обеспеченность площадью на одного человека семьи Лабазановых составляет 10,03 м2; объект контроля неправомерно включил молодую семью Лабазановых в список участников мероприятия на получение социальной выплаты в 2021 году, у членов семьи которых имеются в собственности жилые помещения, отвечающие требованиям, а именно установленному размеру учетной нормы площади жилого помещения на одного человека, тем самым не могла быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (на дату получения социальной выплаты); согласно статье 12 Положения о порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления жилых помещений в домах муниципального жилищного фонда по договорам социального найма МО "Поселок Айхал" Мирнинского района, утвержденного решением сессии Айхальского поселкового Совета от 27.12.2006 N 15-2 размер учетной нормы площади жилого помещения составляет 10 м2 общей площади; таким образом, молодая семья Лабазановых не подпадает под категорию граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий; таким образом, в нарушение статьи 38 Бюджетного кодекса РФ, п. 6(б) Порядка предоставления социальных выплат N 65, Объектом контроля в 2021 году допущено нецелевое использование средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на сумму 38 759,86 рублей, выразившееся в предоставлении социальных выплат на приобретение жилого помещения молодой семье Лабазановых, членам семьи которых принадлежат жилые помещения на праве собственности и праве общей долевой собственности, соответствующие требованиям, а именно установленному размеру учетной нормы площади жилого помещения на одного человека;
- молодой семье Сергеевых в составе четырех человек было выдано свидетельство от 28.04.2020 серии МС-20 N 000501 о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома на сумму 1 210 885, 20 рублей; на основании распоряжения главы МО "Мирнинский район" от 07.07.2020 N 0363 социальная выплата семье Сергеевых перечислена платежным поручением от 09.07.2020 N 626 на сумму 1 210 885,20 рублей, в том числе за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) - 27 816,10 рублей; по договору купли-продажи квартиры от 22.06.2020 молодой семьей Сергеевых приобретена квартира общей площадью 48,4 м2; проверкой установлено, что в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от 01.05.2020 супругу и супруге Сергеевым принадлежит квартира на праве общей совместной собственности общей площадью 79,2 м2, ограничение (обременение) права: ипотека в силу закона, дата государственной регистрации: 08.07.2018; соответственно, обеспеченность площадью на одного человека семьи Сергеевых составляет 19,8 м2; объект контроля неправомерно включил молодую семью Сергеевых в список участников мероприятия на получение социальной выплаты в 2020 году, у членов семьи которой имеется в собственности жилое помещение, отвечающее требованиям, а именно установленному размеру учетной нормы площади жилого помещения на одного человека, тем самым не могла быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ; согласно решению Городского Совета депутатов МО "Город Удачный" от 19.05.2010 N 30-2 учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется минимальный размер площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, составляет 12 м2 общей площади на одного человека; таким образом, молодая семья Сергеевых не подпадает под категорию граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий; таким образом, в нарушение статьи 38 Бюджетного кодекса РФ, п. 6(б) Порядка предоставления социальных выплат N 65 Объектом контроля в 2020 году допущено нецелевое использование средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на сумму 27 816,10 рублей, выразившееся в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения молодой семье Сергеевых, членам семьи которой принадлежит квартира на праве общей совместной собственности, соответствующая требованиям, а именно установленному размеру учетной нормы площади жилого помещения на одного человека.
По итогам проверки Минфином в адрес комитета направлено представление от 03.08.2022 N 17/16-1/14-1212 со сроком исполнения до 01.04.2023, в соответствии с которым на заявителя возложено обязательство в срок до 01.04.2023 восстановить в доход бюджета муниципального образования "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия) сумму нецелевого использования средств субсидии на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований, возникших при выполнении полномочий органов местного самоуправления в целях решения жилищной проблемы молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий в размере 97 583, 85 рублей.
Комитет, не согласившись с представлением в части обязания восстановить в доход бюджета муниципального образования "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия) сумму нецелевого использования средств субсидии на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований, возникших при выполнении полномочий органов местного самоуправления в целях решения жилищной проблемы молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий в размере 66 575, 96 рублей (в размере 38 759, 86 рублей и 27 816, 10 рублей), обратился в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 АПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
На основании статьи 42 Закона Республики Саха (Якутия) от 05.02.2014 1280-З N 111-V "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)" бюджетные полномочия органов государственного (муниципального) финансового контроля Республики Саха (Якутия), к которым относятся Счетная палата Республики Саха (Якутия), Министерство финансов Республики Саха (Якутия), контрольно-счетные органы муниципальных образований, органы муниципального финансового контроля, являющиеся органами (должностными лицами) местных администраций, по осуществлению муниципального финансового контроля установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Статьей 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) определено, что Министерство финансов Республики Саха (Якутия) осуществляет внутренний государственный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений.
В соответствии со статьей 269.2 БК РФ полномочиями Министерства финансов Республики Саха (Якутия) являются: контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе устанавливающих требования к бухгалтерскому учету и составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений; контроль за соблюдением положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, государственных (муниципальных) контрактов; контроль за достоверностью отчетов о результатах предоставления и (или) использования бюджетных средств (средств, предоставленных из бюджета), в том числе отчетов о реализации государственных (муниципальных) программ, отчетов об исполнении государственных (муниципальных) заданий, отчетов о достижении значений показателей результативности предоставления средств из бюджета; контроль в сфере закупок, предусмотренный законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При осуществлении данных полномочий Министерством финансов Республики Саха (Якутия), являющимся органом внутреннего государственного финансового контроля в соответствии с пунктом 1.3 Положения о Министерстве финансов РС (Я) и его коллегии, утвержденного постановлением Правительства РС (Я) от 15.09.2014 N 315: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания; направляются финансовым органам (органам управления государственными внебюджетными фондами) уведомления о применении бюджетных мер принуждения; осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях; назначается (организуется) проведение экспертиз, необходимых для проведения проверок, ревизий и обследований; получается необходимый для осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля постоянный доступ к государственным и муниципальным информационным системам в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне; направляются в суд иски о признании осуществленных закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд недействительными в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 266.1 БК РФ объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются, в том числе и государственные (муниципальные) учреждения.
В силу пункта 1.1 Положения о Министерстве финансов РС (Я), утвержденного постановлением Правительства РС (Я) от 15.09.2014 N 315 Министерство финансов РС (Я) является государственным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной политики в Республике Саха (Якутия) и координирующим деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), а также осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.
На основании части 2 статьи 269.2, частей 2 и 3 статьи 270.2 БК РФ, части 24 статьи 43 Закона Республики Саха (Якутия) от 05.02.2014 1280-З N 111-V "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)" заместитель министра финансов Республики Саха (Якутия) выдает представление, содержащее обязательные для исполнения в указанный срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов и предписание, содержащее обязательные для исполнения в указанный срок требования о принятии мер по возмещению причиненного ущерба публично-правовому образованию.
Частью 2 статьи 270.2 БК РФ определено, что под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
В соответствии с Указом Главы РС (Я) от 23.03.2022 N 2359 "О заместителе министра финансов Республики Саха (Якутия)" заместителем министра Республики Саха (Якутия) назначена Иванова Варвара Петровна, которой выданы оспариваемые представление и предписание.
С учетом изложенного оспариваемое представление выдано в пределах компетенции Минфина.
Как следует из оспариваемого представления, Минфином установлено нецелевое использование бюджетных средств в размере 97 583, 85 рублей - субсидии на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований, возникших при выполнении полномочий органов местного самоуправления в целях решения жилищной проблемы молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 01.04.2020 N 65 "О мерах по обеспечению жильем молодых семей в Республике Саха (Якутия)" утверждены:
- порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования согласно приложению N 1 к Постановлению Правительства PC (Я) N 65 (далее - Порядок предоставления социальных выплат N 65);
- порядок формирования списков молодых семей - участников, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья согласно приложению N 2 к Постановлению Правительства PC (Я) N 65;
- порядок внесения изменений в утвержденные списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат на приобретение (строительство) жилья согласно приложению N 3 к Постановлению Правительства PC (Я) N 65;
- порядок и условия признания молодой семьи, имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты на приобретение жилья согласно приложению N 4 к Постановлению Правительства PC (Я) N 65;
- порядок предоставления молодой семье дополнительной социальной выплаты на приобретение жилья при рождении (усыновлении) одного ребенка согласно приложению N 5 к Постановлению Правительства PC (Я) N 65.
Между Министерством строительства Республики Саха (Якутия) и Администрацией МО "Мирнинский район" заключено Соглашение от 02.03.2020 N 98631000-1-2020-001 о предоставлении субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджету МО "Мирнинский район" в рамках реализации мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2020 - 2024 годы".
Предметом Соглашения является предоставление из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2020-2022 годах бюджету МО "Мирнинский район" субсидии на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований, возникших при выполнении полномочий органов местного самоуправления в целях решения жилищной проблемы молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, путем предоставления социальных выплат (п. 1.1).
Согласно выписке из сводного списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2020 году в Мирнинском районе, утвержденной министром строительства Республики Саха (Якутия) Кылатчановым П.П., количество молодых семей - участников мероприятия на 2020 год составило 29 семей.
Проверкой установлено, что молодой семье Сергеевых, состоящей из 4 человек (супруг - Сергеев Петр Иванович, 03.07.1992 г.р.; супруга - Сергеева Прасковья Федоровна, 15.01.1993 г.р.; дочь - Сергеева Юлия Петровна, 19.08.2015 г.р.; сын - Сергеев Даниил Петрович, 20.04.2017 г.р.) выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома от 28.04.2020 серии МС-20 N 000501 на сумму 1 210 885,20 рублей.
На основании распоряжения главы МО "Мирнинский район" от 07.07.2020 N 0363 социальная выплата семье Сергеевых перечислена платежным поручением от 09.07.2020 N 626 на сумму 1 210 885,20 рублей, в том числе за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) - 27 816,10 рублей.
По договору купли-продажи квартиры от 22.06.2020 молодой семьей Сергеевых приобретена квартира общей площадью 48,4 м2.
Проверкой установлено, что в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от 01.05.2020 супругу и супруге принадлежит квартира на праве общей совместной собственности общей площадью 79,2 м2, ограничение (обременение) права: ипотека в силу закона; дата государственной регистрации: 08.07.2018.
Исходя из вышеуказанных сведений обеспеченность площадью на одного человека семьи Сергеевых составляет 19,8 м2.
Из материалов дела следует, что между Министерством строительства Республики Саха (Якутия) и Администрацией МО "Мирнинский район" заключено Соглашение от 12.04.2021 N 98631000-1-2021-008 о предоставлении в 2021 году субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджету МО "Мирнинский район" в рамках реализации мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей".
Предметом Соглашения является предоставление из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2021-2023 годах бюджету Администрации МО "Мирнинский район" субсидии на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований, возникших при выполнении полномочий органов местного самоуправления в целях решения жилищной проблемы молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, путем предоставления социальных выплат, в рамках реализации мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" Государственной программы Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2020-2024 годы, утвержденной Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 13.12.2019 N 897 (пункт 1.1).
Сводный список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2021 году утвержден приказом Министерства строительства Республики Саха (Якутия) от 26.03.2021 N 81.
Проверкой установлено, что молодой семье Лабазановых, состоящей из 5 человек (супруг - Лабазанов Гаджимурад Ахмеднабиевич, 27.02.1986 г.р.; супруга - Лабазанова Хадижат Магомедзагировна, 14.11.1988 г.р.; дочь - Лабазанова Сумайя Гаджимурадовна, 24.01.2009 г.р.; дочь - Лабазанова Аиша Гаджимурадовна, 30.11.2012 г.р.; сын - Лабазанов Хамза Гаджимурадович, 20.10.2015 г.р.) выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома от 15.04.2021 серии МС-21 N 000167 на сумму 1 075 945,50 рублей.
На основании распоряжения главы МО "Мирнинский район" от 26.08.2021 N 0279 социальная выплата семье Лабазановых перечислена МКУ "Комитет имущественных отношений" МО "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия) платежным поручением от 30.08.2021 N 677 на сумму 1 075 945,50 рублей, в том числе за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) - 38 759,86 рублей.
Согласно договору купли-продажи квартиры от 21.07.2021 молодой семьей Лабазановых приобретена квартира общей площадью 66,5 м2.
Проверкой установлено, что в соответствии с выписками из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от 17.03.2021 и от 29.04.2022 Лабазанову Г.А. принадлежит жилое помещение на праве собственности общей площадью 24,50 м2, ограничение (обременение) права: не зарегистрировано, дата государственной регистрации: 05.02.2021 (договор купли-продажи N б/н от 27.10.2020); Лабазановой Х.М. принадлежит жилое здание на праве общей долевой собственности (доля в праве 1/3) общей площадью 77 м2, ограничение (обременение) права: не зарегистрировано, дата государственной регистрации: 03.12.2020 (договор купли-продажи от 27.11.2020).
Исходя из вышеуказанных сведений, обеспеченность площадью на одного человека семьи Лабазановых составляет 10,03 м2.
Минфин установил, что комитет неправомерно включил молодую семью Сергеевых и молодую семью Лабазановых в список участников мероприятия на получение социальной выплаты соответственно в 2020 и 2021 годах, у членов семьи которых имеются в собственности жилые помещения, отвечающие требованиям, а именно установленному размеру учетной нормы площади жилого помещения на одного человека, тем самым данная семья не могла быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии со статьей 51 ЖК РФ.
Материалами дела подтверждается факт включения семей Сергеевых и Лабазановых в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2017 и 2019 годах соответственно.
Между тем, комитет неправомерно включил молодые семьи Сергеевых и Лабазановых в список участников мероприятия на получение социальной выплаты в 2020 и 2021 годах соответственно, поскольку не учел следующего.
В силу пункта 32 Порядка предоставления социальных выплат N 65 для получения свидетельства молодая семья - претендент на получение социальной выплаты в соответствующем году в течение 15 рабочих дней после получения уведомления о необходимости представления документов для получения свидетельства направляет в орган местного самоуправления, принявший решение о признании молодой семьи участницей мероприятия, заявление о выдаче свидетельства (в произвольной форме) и документы, предусмотренные подпунктами "б" - "д" пункта 18 Порядка, - в случае использования социальных выплат в соответствии с подпунктами "а" - "д", "ж", "з" пункта 2 Порядка.
На основании подпунктов "б" - "д" пункта 18 Порядка предоставления социальных выплат N 65 для участия в мероприятии в целях использования социальной выплаты молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства следующие документы:
б) копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи;
в) копию свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется);
г) <*> документ, подтверждающий признание молодой семьи, нуждающейся в жилых помещениях;
д) документы, подтверждающие признание молодой семьи, имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, в соответствии с приложением N 3 к постановлению.
Документ, отмеченный знаком <*>, запрашивается органом местного самоуправления в порядке межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Из пункта 34 Порядка предоставления социальных выплат N 65 следует, что орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, указанных в пункте 32 Порядка.
В соответствии с пунктом 35 Порядка предоставления социальных выплат N 65 основаниями для отказа в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты являются нарушение установленного пунктом 32 Порядка срока представления необходимых документов для получения свидетельства, непредставление или представление не в полном объеме указанных документов, недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах, а также несоответствие жилого помещения (жилого дома), приобретенного (построенного) с помощью заемных средств, требованиям пункта 40 Порядка.
Согласно пункту 6 Порядка предоставления социальных выплат N 65 участником мероприятия может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая, в том числе следующему условию:
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.
В силу пункта 7 Порядка предоставления социальных выплат N 65 под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.
При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в случае использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами "е", "и" пункта 2 порядка не учитывается жилое помещение, приобретенное (построенное) за счет средств жилищного кредита, предусмотренного указанными подпунктами, обязательства по которому полностью не исполнены, либо не исполнены обязательства по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита.
На основании части 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Из решения Городского Совета депутатов МО "Город Удачный" от 19.05.2010 N 30-2 следует, что учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется минимальный размер площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, составляет 12 м2 общей площади на одного человека (в отношении семьи Сергеевых).
В соответствии со статьей 12 Положения о порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления жилых помещений в домах муниципального жилищного фонда по договорам социального найма МО "Поселок Айхал" Мирнинского района, утвержденного решением сессии Айхальского поселкового Совета от 27.12.2006 N 15-2 размер учетной нормы площади жилого помещения составляет 10 м2 общей площади (в отношении семьи Лабазановых).
Таким образом, с учетом обеспеченности площадью на одного человека семьи Сергеевых 19,8 м2, семьи Лабазановых 10,03 м2 молодые семьи Сергеевых и Лабазановых не подпадают под категорию граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что в нарушение статьи 38 БК РФ, п. 6(б) Порядка предоставления социальных выплат N 65 Комитетом в 2020-2021 годах допущено нецелевое использование средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на сумму 27 816,10 рублей в 2020 году и на сумму 38 759,86 рублей в 2021 году, выразившееся в предоставлении социальных выплат на приобретение жилого помещения молодым семьям Сергеевых и Лабазановых, членам семьи которых принадлежат жилые помещения на праве собственности и праве общей долевой собственности, соответствующие требованиям, а именно установленному размеру учетной нормы площади жилого помещения на одного человека.
Подлежит отклонению довод апеллянта о том, что с учетом того обстоятельства, что на момент обращения молодых семей Сергеевых и Лабазановых с заявлениями о включении в состав участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей государственной программы РС (Я) у данных семей не имелось жилых помещений на праве собственности или доли в праве, в связи с чем были правомерно приняты решения о включении в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты семей Сергеевых и Лабазановых и дальнейшее приобретение жилых помещений указанными семьями не имеет значения в целях предоставления социальных выплат на приобретение жилого помещения.
Действительно, семьи Сергеевых и Лабазановых были правомерно включены в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2017 и 2019 годах соответственно, что и не оспаривается Минфином.
Между тем, с учетом положений Порядка предоставления социальных выплат N 65, указанные молодые семьи к дате получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома уже не подпадают под категорию граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с учетом того, что членам семьи принадлежат жилые помещения на праве собственности и праве общей долевой собственности, соответствующие требованиям, а именно установленному размеру учетной нормы площади жилого помещения на одного человека.
При этом апеллянт не учитывает, что в силу пункта 32 Порядка предоставления социальных выплат N 65 для получения свидетельства молодая семья - претендент на получение социальной выплаты в соответствующем году в течение 15 рабочих дней после получения уведомления о необходимости представления документов для получения свидетельства. Иными словами Порядком предоставления социальных выплат N 65 предусмотрен механизм актуализации сведений, что не было выполнено заявителем жалобы.
Согласно статье 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В силу статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Согласно части 1статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что представление Минфина в оспариваемой части соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя. В связи с чем, правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований комитета.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств, а также неправильным толкованием приведенных норм материального права.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 09 марта 2023 года по делу N А58-9107/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.А. Будаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-9107/2022
Истец: Муниципальное казенное учреждение "Комитет имущественных отношений" муниципального образования "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия)
Ответчик: Министерство финансов Республики Саха (Якутия)