город Иркутск |
|
22 сентября 2023 г. |
Дело N А74-8069/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 сентября 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Ананьиной Г.В., Загвоздина В.Д.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ивановой И.Г.,
при участии в судебном заседании путем использования системы веб-конференции представителей: Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия - Клеповой М.С. (доверенность от 02.03.2023, паспорт, диплом), Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Хозяин" - Апиратинской М.В. (доверенность от 24.03.2023, паспорт, диплом), Общества с ограниченной ответственностью "Пригорск" - Санарова Д.В. (доверенность от 23.04.2021, паспорт, диплом),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия на постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 14 июля 2023 года по делу N А74-8069/2022 Арбитражного суда Республики Хакасия,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Пригорск" (ОГРН 1171901000248, ИНН 1903026361, далее - ООО "Пригорск", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия (далее - министерство) о признании незаконным решения N 090-7991 от 26.09.2022.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Хозяин" (ОГРН 1191901000763, ИНН 1903028231, далее - ООО УК "Хозяин").
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 03 марта 2023 года в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 14 июля 2023 года решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 03 марта 2023 года отменено, по делу принят новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с постановлением апелляционного суда, министерство обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просило данный судебный акт отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Заявитель жалобы оспаривает выводы апелляционного суда об обязанности министерства при организации и проведении внеплановой проверки, осуществление которой обусловлено положениями части 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), руководствоваться положениями Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ), указывает на то, что в рассматриваемом случае со стороны министерства имело место не осуществление лицензионного контроля в отношении ООО УК "Хозяин" и ООО "Пригорск" как лицензиатов, осуществляющих лицензируемый вид предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, а лишь проверка представленных ими заявления и документов, предусмотренная пунктом 5 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Минстроя России от 25 декабря 2015 г. N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр), не являющаяся контрольным (надзорным) мероприятием, порядок проведения которого регулируется Законом N 248-ФЗ; совокупность условий, предусмотренная положениями статьи 201 АПК РФ, для признания решения министерства N 090-7991 от 26.09.2022 недействительным не установлена, поскольку собственники помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г.Черногорск, п.г.т. Пригорск, д.5 (далее - МКД), в установленном законом порядке реализовали свое право на выбор иной управляющей организации, тем самым выразили свое нежелание получение услуг (работ) по управлению МКД от ООО "Пригорск"; данное решение, оформленное протоколом общего собрания, недействительным не признано, в связи с чем принятое министерством решение о внесении в реестр лицензий субъекта Российской Федерации сведений о прекращении ООО "Пригорск" управления МКД соответствует закону, прав и законных интересов последнего не нарушает.
ООО "Пригорск" в отзыве на кассационную жалобу заявило о согласии с обжалуемым судебным актом.
ООО УК "Хозяин" в отзыве на кассационную жалобу поддержало доводы кассационной жалобы министерства.
В судебном заседании представители министерства и ООО УК "Хозяин" поддержали доводы кассационной жалобы, представитель ООО "Пригорск" поддержал доводы своего отзыва на кассационную жалобу, указал на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), правильность применения судом апелляционной инстанции норм права, соответствие выводов суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзывах на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 09.09.2022 ООО УК "Хозяин" обратилось в министерство с заявлением о внесении изменений в Реестр лицензий Республики Хакасия путем включения сведений об управлении МКД в связи с принятием собственниками помещений в нем решения, оформленного протоколом общего собрания от 29.08.2022, с приложением соответствующего протокола с приложениями, копии договора управления МКД, акта о размещении уведомления о проведении общего собрания собственников помещений МКД, сообщения о проведении общего собрания собственников помещений МКД.
Решением министерства N 090-7991/2022 от 16.09.2022 рассмотрение заявления ООО УК "Хозяин" приостановлено на основании подпункта "в" пункта 10 и подпункта "в" пункта 15 Порядка N 938/пр.
Письмом N 090-7898-ДК от 16.09.2022 министерство сообщило ООО "Пригорск" (лицо, управлявшее МКД) о приостановлении рассмотрения поступившего от ООО "УК "Хозяин" заявления о внесении изменений в Реестр лицензий Республики Хакасия, а также запросило у ООО "Пригорск" поступившее в его адрес уведомление о выборе ООО "УК "Хозяин" в качестве управляющей организации.
В ответ ООО "Пригорск" направило министерству пояснения от 21.09.2022, в которых указало, что уведомление от ООО "УК "Хозяин" в его адрес не поступало, а также просило отказать ООО "УК "Хозяин" во внесении изменений в Реестр лицензий Республики Хакасия по основаниям ничтожности и оспоримости протокола общего собрания от 29.08.2022.
Письмом N 090-7905-ДК от 16.09.2022 министерство сообщило ООО "УК "Хозяин" о приостановлении рассмотрения заявления о внесении изменений в Реестр лицензий Республики Хакасия, а также запросило направленное в ООО "Пригорск" уведомление о выборе новой управляющей компании (ООО "УК "Хозяин").
В ответ на данное письмо ООО "УК "Хозяин" направило министерству 20.09.2022 письменные пояснения об отсутствии технической возможности размещения информации в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
26.09.2022 министерством по итогам проведенной проверки вынесено заключение N 090-7991/2022, а также принято решение N 090-7991 о внесении в Реестр лицензий Республики Хакасия сведений о прекращении ООО "Пригорск" управления МКД, направленное в адрес последнего сопроводительным письмом N 090-8174-ДК от 26.09.2022.
Не согласившись с решением министерства, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия воли собственников помещений МКД на изменение управляющей компании, изложенной в протоколе общего собрания, который никем не оспорен, не аннулирован, в судебном порядке недействительным не признан, отсутствия признаков ничтожности указанного решения собственников помещений МКД, как и недостоверности представленных сведений, наличия у министерства в соответствии с положениями ЖК РФ и Порядка N 938/пр правовых оснований для принятия оспариваемого решения и внесения соответствующих изменений в Реестр лицензий Республики Хакасия.
Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд исходил из наличия у министерства в рассматриваемом случае в соответствии со статьей 198 ЖК РФ обязанности по осуществлению регионального лицензионного контроля путем проведения внеплановой проверки, предусмотренной положениями Закона N 248-ФЗ, неисполнение которой свидетельствует о незаконности оспариваемого решения и нарушении им прав и законных ООО "Пригорск".
Между тем, апелляционным судом не учтено следующее.
Как следует из пункта 2 части 3 статьи 2 Закона N 248-ФЗ, данный Закон применяется в отношении лицензирования, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 04..05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), в том числе в части проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении лицензиатов.
Закон N 99-ФЗ регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.
Лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами предусмотрено пунктом 51 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ, статьей 192 ЖК РФ.
В соответствии со статьей 19.2 Закона N 99-ФЗ обеспечение соблюдения лицензиатом лицензионных требований осуществляется по общему правилу посредством проведения профилактических мероприятий, плановых контрольных (надзорных) мероприятий, внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий в соответствии с Законом N 248-ФЗ (часть 1); к видам государственного лицензионного контроля (надзора), осуществляемого лицензирующими органами в отношении лицензиатов, осуществляющих лицензируемые виды деятельности, отнесен региональный государственный лицензионный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (пункт 20 части 5).
Согласно статье 196 ЖК РФ региональный государственный лицензионный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами осуществляется органами государственного жилищного надзора в соответствии с положением о лицензировании такой деятельности, утвержденным Правительством Российской Федерации (часть 1); организация и осуществление регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами регулируются Законом N 248-ФЗ (часть 3).
Порядок осуществления регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами установлен Положением о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и об осуществлении регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110).
Из данного Положения следует, что объектами лицензионного контроля являются деятельность, действия (бездействие) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии (пункт 23); предметом лицензионного контроля является соблюдение лицензиатом лицензионных требований (пункт 25); организация и осуществление лицензионного контроля регулируются Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (пункт 28).
Пунктом 3 Положения N 1110 установлен перечень лицензионных требований к лицензиату, к которым относится соблюдение требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 ЖК РФ, частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ; соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 ЖК РФ; соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 ЖК РФ.
Данный перечень является закрытым и не подлежит расширительному толкованию.
Вместе с тем, как следует из статьи 198 ЖК РФ, в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2); орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства; в случае непредставления лицензиатом указанных в части 2 настоящей статьи сведений о прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом в порядке и в сроки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с иным лицензиатом (часть 3).
Таким образом, предметом внеплановой проверки, предусмотренной частью 3 статьи 198 ЖК РФ, является проверка полноты и достоверности представленных документов (сведений) относительно прекращения, расторжения договора управления многоквартирным домом с одним лицензиатом и заключением такого договора с иным лицензиатом, то есть проверка соблюдения данными лицензиатами лицензионных требований, перечень которых установлен пунктом 3 Положения N 1110 (несмотря на то, что результатом такой проверки является внесение изменений либо отказ во внесении изменений в реестр лицензий), не проводится, в связи с чем выводы апелляционного суда о необходимости осуществления министерством в настоящем случае регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, подлежащего проведению в соответствии с требованиями к государственному контролю (надзору), установленными Законом N 248-ФЗ, не основан на нормах материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения. Таким образом, правовой подход Арбитражного суда Республики Хакасия о возможности принятия решения по вопросу, указанному в части 3 статьи 198 АПК РФ, путем проведения внеплановой проверки по правилам, предусмотренным Порядком N 938/пр, является правильным.
Вместе с тем, апелляционным судом при принятии обжалуемого постановления не рассмотрены и не оценены изложенные в апелляционной жалобе иные доводы ООО "Пригорск" о несогласии с выводами суда первой инстанции относительно законности решения министерства N 090-7991 от 26.09.2022.
С учетом изложенных установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что постановление Третьего арбитражного апелляционного суда на основании пункта 3 части 1 статьи 287, частей 1-3 статьи 288 АПК РФ подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в апелляционный суд.
При новом рассмотрении дела Третьему арбитражному апелляционному суду следует учесть рекомендации, изложенные в настоящем постановлении, установить все обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу, и при правильном применении норм материального права и соблюдении норм процессуального права принять законный, обоснованный и мотивированный судебный акт.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 14 июля 2023 года по делу N А74-8069/2022 Арбитражного суда Республики Хакасия отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Третий арбитражный апелляционный суд.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 3 Положения N 1110 установлен перечень лицензионных требований к лицензиату, к которым относится соблюдение требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 ЖК РФ, частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ; соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 ЖК РФ; соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 ЖК РФ.
Данный перечень является закрытым и не подлежит расширительному толкованию.
Вместе с тем, как следует из статьи 198 ЖК РФ, в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2); орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства; в случае непредставления лицензиатом указанных в части 2 настоящей статьи сведений о прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом в порядке и в сроки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с иным лицензиатом (часть 3).
Таким образом, предметом внеплановой проверки, предусмотренной частью 3 статьи 198 ЖК РФ, является проверка полноты и достоверности представленных документов (сведений) относительно прекращения, расторжения договора управления многоквартирным домом с одним лицензиатом и заключением такого договора с иным лицензиатом, то есть проверка соблюдения данными лицензиатами лицензионных требований, перечень которых установлен пунктом 3 Положения N 1110 (несмотря на то, что результатом такой проверки является внесение изменений либо отказ во внесении изменений в реестр лицензий), не проводится, в связи с чем выводы апелляционного суда о необходимости осуществления министерством в настоящем случае регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, подлежащего проведению в соответствии с требованиями к государственному контролю (надзору), установленными Законом N 248-ФЗ, не основан на нормах материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения. Таким образом, правовой подход Арбитражного суда Республики Хакасия о возможности принятия решения по вопросу, указанному в части 3 статьи 198 АПК РФ, путем проведения внеплановой проверки по правилам, предусмотренным Порядком N 938/пр, является правильным."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 сентября 2023 г. N Ф02-4649/23 по делу N А74-8069/2022