город Иркутск |
|
25 сентября 2023 г. |
Дело N А19-22287/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 сентября 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Яцкевич Ю.С.,
судей Качукова С.Б., Кушнаревой Н.П.,
при участии в судебном заседании представителей администрации городского округа муниципального образования "город Саянск" Павловой М.В. (доверенность от 20.12.2022, паспорт, диплом о высшем юридическом образовании), Товпинец А.Ю. (доверенность от 22.12.2023, паспорт, диплом о высшем юридическом образовании), прокурора отдела прокуратуры иркутской области Петровой И.А. (доверенность от 23.03.2023, служебное удостоверение),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального казенного учреждения "Администрация городского округа муниципального образования "город Саянск" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 марта 2023 года по делу N А19-22287/2022 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07 июня 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное казенное учреждение "Администрация городского округа муниципального образования "Город Саянск" (далее также - администрация, истец) обратилось в арбитражный суд с иском к министерству лесного комплекса Иркутской области (далее также - министерство, ответчик) об обязании исключить из государственного лесного реестра сведения о наличии земель населенных пунктов, на которых расположены леса, площадью 965 га на территории города Саянска.
Дело рассмотрено с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федерального агентства лесного хозяйства (далее также - третье лицо), кроме того, на основании части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в целях обеспечения законности в арбитражный процесс вступил прокурор.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 27 марта 2023 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07 июня 2023 года, в иске отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, администрация обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просила их отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
В обоснование доводов жалобы истец указал, что пояснительная записка к годовому отчету федерального государственного статистического наблюдения за земельными ресурсами за 1998 год по городу Саянску по форме 22-2 не является документом для учета лесного фонда и внесения сведений в государственный лесной реестр, при этом, как заявляет истец, содержанием письма министерства лесного комплекса от 31.10.2022 N 02-91-12584/22 подтверждается отсутствие в государственном лесном реестре данных о наличии в городе Саянске городских лесов на площади 965 га.
Заявитель жалобы утверждает, что суды не дали оценки представленным в материалы дела выпискам филиала ППК "Роскадастр" по Иркутской области и схемам расположения территориальных зон в границах населенного пункта город Саянск, подтверждающим отсутствие на территории населенного пункта город Саянск лесных зон.
В представленном отзыве прокурор с доводами кассационной жалобы не согласился, сославшись на их необоснованность.
В судебном заседании представители администрации в устных пояснениях поддержали доводы кассационной жалобы.
Участвующий в деле прокурор с доводами кассационной жалобы не согласился, поддержал доводы отзыва на кассационную жалобу.
Иные участвующие в деле лица своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте его проведения в соответствии со статьями 123 и 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считаются извещенными надлежащим образом.
Определение о принятии кассационной жалобы к производству и назначении судебного заседания по ее рассмотрению выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, и направлено участвующим в деле лицам посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" (kad.arbitr.ru).
На основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие неявившихся представителей министерства и третьего лица.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и в отзыве на нее, правильность применения судом первой инстанции и апелляционным судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании пояснительной записки к годовому отчету федерального государственного статистического наблюдения за земельными ресурсами за 1998 год по городу Саянску, форме 22-2 отчета, предоставленных администрацией городского округа муниципального образования "город Саянск", о наличии в границах населенного пункта земель, занятых древесно-кустарниковой растительностью, на площади 965 га, в государственный лесной реестр были внесены сведения о том, что на территории города Саянск расположены 965 га городских лесов.
В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР 1145-XI от 15.08.1985 город Саянск преобразован из рабочего поселка в город областного подчинения. Законом Иркутской области от 16.12.2004 N 103-оз "О статусе и границах муниципального образования "город Саянск" Иркутской области" муниципальное образование "город Саянск" наделен статусом городского округа с административным центром в городе Саянске.
Полагая, что в государственный учет лесного фонда Зиминского лесхоза ошибочно предоставлена и включена информация о наличии городских лесов на подведомственной Зиминскому лесхозу территории, в части города Саянска, администрация городского округа муниципального образования "город Саянск" обратилась с письмом от 28.10.2021 N 1-18-4417-21 в министерство лесного комплекса Иркутской области об устранении технической ошибки в сведениях государственного лесного реестра и составлении акта об изменении документированной информации государственного лесного реестра в соответствии с пунктом 4.2.3 Приказа N 496.
Министерство, в свою очередь, обратилось в Федеральное агентство лесного хозяйства с вопросом о возможности внесения изменений в государственный лесной реестр, которое сообщило о возможности такого внесения только при наличии технической ошибки.
Обращаясь в суд с иском, администрация указала, что генеральными планами 1974 года и 2008 года на территории города Саянска не предусмотрено наличие лесов на площади 965 га, внесенная в лесной реестр информация о городских лесах является ошибочной, государственный учет лесного фонда осуществляется на основе материалов лесоустройства, инвентаризации и других видов обследований лесов. Древесно-кустарниковая растительность не включалась в лесной фонд. В нарушение Инструкции о порядке ведения государственного учета лесного фонда, утвержденной приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 30.05.1997 N 72, и постановления Правительства Российской Федерации от 20.05.1997 N 611, информация о наличии городского леса внесена в реестр на основании пояснительной записки к годовому отчету федерального государственного статистического наблюдения за земляными ресурсами за 1998 год по городу Саянску (форма 22-2 отчета); полагает, что имеется ошибка, которая подлежит исправлению. Спорная площадь выделена для строительства объектов химкомбината и его инфраструктуры.
Отказывая в удовлетворении предъявленного иска, суд первой инстанции руководствовался статьями 6, 23, 67, 91, 116, 122 Лесного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", приказом Минприроды России от 11.11.2013 N 496 "Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение" (далее также - Приказ N 496, также Перечень), принял во внимание решение Саянского городского суда Иркутской области от 13 мая 2020 года по делу N 2а-85/2020, при этом исходил из недоказанности истцом факта отсутствия в границах муниципального образования городских лесов, а также из недоказанности обстоятельств наличия технической ошибки, воспроизведенной в лесном реестре и подлежащей устранению.
По результатам повторного рассмотрения дела апелляционный суд выводы суда первой инстанции поддержал.
Указанные выводы судов являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела.
Так, из части 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Городские леса определяются законодателем как леса, расположенные на землях населенных пунктов в пределах одного муниципального образования (часть 1 статьи 116 Лесного кодекса Российской Федерации).
Поскольку городские леса представляют собой сферу, где сталкиваются различные интересы (с одной стороны, такие леса гарантируют благоприятную окружающую среду для жителей, с другой - соответствующие территории могут рассматриваться как резерв для развития населенных пунктов), постольку сохранение баланса интересов в данном случае обеспечивается ключевой нормой лесного законодательства о недопустимости уменьшения общей площади городских лесов (часть 3 статьи 116 Лесного кодекса Российской Федерации).
Внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2.1 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации).
Порядок ведения государственного лесного реестра, предусмотренный, в том числе, Перечнем, формами и порядком подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение допускает внесение изменения в государственный лесной реестр в связи с выявлением ошибочных сведений.
Руководствуясь приведенными нормами материального права, принимая во внимание положения Перечня и учитывая результаты рассмотрения Саянским городским судом Иркутской области дела N 2а-85/2020, решением которого установлено наличие на территории города Саянска лесов площадью 965 га, числящихся в государственном лесном реестре, учитывая отсутствие оснований для внесения изменений в реестр (исправление ошибки), а также недоказанность истцом наличия ошибочно внесенных в лесной реестр сведений, которые бы подлежали исправлению, суды правомерно отказали в удовлетворении предъявленного иска.
Ссылка заявителя жалобы на то, что отсутствие городских лесов на спорном участке подтверждается письмом министерства лесного комплекса Иркутской области от 19.05.2021 N 02-91-6547/21 подлежит отклонению, поскольку документами, являющимися основаниями для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения, являются различные формы актов, указанных в пункте 2.1 Приказа N 496.
Исчерпывающий перечень документов, являющихся основаниями для внесения документированной информации в указанные акты, установлен пунктом 2.2 Приказа N 496. Иные документы, подтверждающие, либо опровергающие нахождение/отсутствие городских лесов на участке территории муниципального образования, такие как письма уполномоченных ведомств, в названном приказе не поименованы.
Утверждая о том, что у органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации не имелось оснований для внесения в государственный лесной реестр сведений о наличии в границах муниципального образования городских лесов, истец в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил какие-либо доказательства, в том числе, предусмотренные Перечнем (Приказ N 496), которые бы опровергали факт нахождения на территории города Саянска эксплуатационных лесов, либо подтверждали невозможность отнесения древесно-кустарниковой растительности к городским лесам.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что материалы дела исследованы судами полно, объективно и всесторонне, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в судебных актах выводы соответствуют установленным фактическим обстоятельствам. Правовых оснований для иных выводов, в том числе для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств, у суда кассационной инстанции не имеется.
Исходя из положений глав 7, 19, 20 и 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полномочия по исследованию и оценке представленных в материалы дела доказательств предоставлены только судам первой и апелляционной инстанций. В данном случае указанные суды произвели оценку представленных в материалы настоящего дела доказательств и признали соответствующие обстоятельства установленными.
Переоценка установленных судами обстоятельств, исследованных доказательств и сделанных на их основе выводов не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Аналогичная правовая позиция содержится в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 20.02.2019 N 304-ЭС16-4131(6), от 05.07.2018 N 300-ЭС18-3308, от 03.10.2016 N 305-ЭС16-7085, от 24.12.2015 N 304-ЭС15-12643 и др.
Доводы, изложенные истцом в кассационной жалобе, по существу сводятся к его несогласию с указанными выше обстоятельствами, признанными судом первой инстанции и апелляционным судом установленными, и с результатами оценки представленных в материалы дела доказательств и направлены на переоценку этих доказательств. Между тем, исходя из положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, у суда кассационной инстанции отсутствуют полномочия и правовые основания как для переоценки представленных доказательств, так и для установления иных обстоятельств, нежели те, что установлены судом первой инстанции и апелляционным судом.
Таким образом, при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов суд первой инстанции и апелляционный суд правильно применили нормы материального и процессуального права, при этом доводы, изложенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о наличии оснований для их изменения или отмены. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для безусловной отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. В этой связи в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 287 Кодекса обжалуемое решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 марта 2023 года по делу N А19-22287/2022 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07 июня 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.С. Яцкевич |
Судьи |
С.Б. Качуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Утверждая о том, что у органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации не имелось оснований для внесения в государственный лесной реестр сведений о наличии в границах муниципального образования городских лесов, истец в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил какие-либо доказательства, в том числе, предусмотренные Перечнем (Приказ N 496), которые бы опровергали факт нахождения на территории города Саянска эксплуатационных лесов, либо подтверждали невозможность отнесения древесно-кустарниковой растительности к городским лесам.
...
Исходя из положений глав 7, 19, 20 и 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полномочия по исследованию и оценке представленных в материалы дела доказательств предоставлены только судам первой и апелляционной инстанций. В данном случае указанные суды произвели оценку представленных в материалы настоящего дела доказательств и признали соответствующие обстоятельства установленными.
Переоценка установленных судами обстоятельств, исследованных доказательств и сделанных на их основе выводов не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Аналогичная правовая позиция содержится в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 20.02.2019 N 304-ЭС16-4131(6), от 05.07.2018 N 300-ЭС18-3308, от 03.10.2016 N 305-ЭС16-7085, от 24.12.2015 N 304-ЭС15-12643 и др."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25 сентября 2023 г. N Ф02-4776/23 по делу N А19-22287/2022