город Иркутск |
|
02 октября 2023 г. |
Дело N А58-5760/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 октября 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Кореневой Т.И., Рудых А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения - Национального банка по Республике Саха (Якутия) Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 02 декабря 2022 года по делу N А58-5760/2022, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 июля 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Центральный банк Российской Федерации в лице Отделения - Национального банка по Республике Саха (Якутия) Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации (ОГРН 1037700013020, ИНН 7702235133, далее - банк, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Окружной администрации города Якутска (далее - администрация г. Якутска) и главе городского округа "город Якутск" Григорьеву Е.Н. о признании незаконным решения от 22.04.2022 N ОА-419 об отказе внесения изменений в градостроительный регламент территориальной зоны "ОД-1АМ" в части включения в него вида разрешенного использования земельного участка "Склады" (код 6.9).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации города Якутска (далее - департамент, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 02 декабря 2022 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 июля 2023 года, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Банк обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению банка, суды не учли, что несоответствие вида разрешенного использования спорного земельного участка функциональному назначению расположенного на нем здания влечет искажение кадастровой стоимости данного земельного участка и, как следствие, неверное исчисление земельного налога, что способствует созданию для банка операционных, репутационных и иных рисков, а также создает увеличенную налоговую нагрузку и чрезмерность расходов по содержанию указанного имущества.
Администрацией и департаментом не был отклонен представленный заявителем в подтверждение указанных выше доводов расчет кадастровой стоимости земельного участка, составленный исходя из вида разрешенного использования земельного участка "Служебные гаражи" (код 4.9), установленного в настоящее время (стоимость составляет более 4 миллионов рублей), и испрашиваемого "Склады" (код 6.9), при установлении которого кадастровая стоимость спорного участка по подсчетам заявителя может составить до 300 000 рублей, что позволит оптимизировать налоговую нагрузку. Судами названное не исследовалось и не была дана надлежащая правовая оценка.
Как указано в кассационной жалобе, заявитель руководствовался наличием правовых оснований, изложенных в пункте 5 части 3 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации,. В ходе рассмотрения дела правомерность отказа по основанию нецелесообразности внесения испрашиваемых банком изменений не была обоснована администрацией г. Якутска, департаментом и главой г. Якутска, что, по мнению заявителя, указывает на нарушение судами принципа распределения бремени доказывания.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте проведения заседания судом округа извещены в соответствии с положениями статей 121-123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (первичные извещения - т. 1 л.д. 4а-4г, информация о рассмотрении настоящей кассационной жалобы размещена в установленном порядке на сайтах Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа и картотеки арбитражных дел в сети "Интернет"), однако представителей в судебное заседание не направили.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, банку на праве владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит объект нежилого недвижимого имущества, который состоит из двух помещений: помещение 1 с кадастровым N 14:36:105037:2930, площадью 54,9 кв.м с назначением "Склад"; помещение 2 с кадастровым N 14:36:105037:2921, площадью 76,5кв.м с назначением "Гараж".
На праве постоянного (бессрочного) пользования банку предоставлен земельный участок, находящийся в собственности Российской Федерации, с кадастровым N 14:36:105034:31, площадью 262 кв.м, расположенный по адресу: Российская Федерация, Республика Саха (Якутия), городской округ "город Якутск", г. Якутск, пр-кт Ленина, з/у 22/2. Вид разрешенного использования: общественное управление, кадастровая стоимость: 556 660 рублей 92 копейки (далее также - земельный участок).
27.05.2021 банк обратился с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) об изменении в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) в целях приведения вида разрешенного использования земельного участка в соответствие функциональному назначению здания, находящегося на нем, и правильного определения кадастровой стоимости земельного участка для расчета и уплаты земельного налога, вида разрешенного использования земельного участка с "Общественного управления" (код 3.8) на "Служебные гаражи" (код 4.9) и "Склад" (код 6.9).
16.06.2021 по результатам рассмотрения заявления земельному участку присвоен вид разрешенного использования "Служебные гаражи".
В присвоении вида разрешенного использования "Склад" отказано со ссылкой на отсутствие в Правилах землепользования и застройки городского округа "город Якутск", принятых решением Якутской городской Думы от 25.12.2013 N РЯГД-5-9 (далее - Правила землепользования), в территориальной зоне ОД-1АМ вида разрешенного использования земельного участка "Склад" (код 6.9) как в качестве основного, так и в качестве вспомогательного или условно- разрешенного (часть 2 статьи 43.2 Правил землепользования).
29.06.2021 банк направил в адрес департамента заявление о внесении изменения в Правила землепользования в части добавления вида разрешенного использования земельного участка "Склад" по территориальной зоне ОД-1AM.
03.09.2021 заключением Комиссии Окружной администрации г. Якутска по внесению изменений и дополнений в правила землепользования и застройки N ПЗЗ/09/03-21 внесение испрашиваемых банком изменений признано нецелесообразным.
15.10.2021 банк обратился в департамент с просьбой дать разъяснения в части отказа в удовлетворении заявления от 29.06.2021, а также сообщить о дальнейших действиях по изменению правил землепользования и застройки путем внесения в них вида разрешенного использования "Склад".
Департамент в письме от 11.11.2021 разъяснил, что комиссией принято решение об отказе в удовлетворении заявления в связи с нецелесообразностью добавления в территориальной зоне ОД-1АМ вида разрешенного использования земельных участков "Склады" (код 6.9), поскольку данный вид предусмотрен в иных территориальных зонах.
Департамент указал, что поскольку данный вопрос затрагивает интересы неопределенного круга лиц по всей территории городского округа "город Якутск", заявителю следует предоставить соответствующее обоснование для внесения изменения в текстовую часть правил.
Письмом от 30.11.2021 банк направил в департамент обоснование необходимости внесения испрашиваемых изменений.
Из заключения комиссии от 20.01.2022 N ПЗЗ/01/20-22 следует, что обоснование банка рассмотрено, внесение испрашиваемых им изменений признано нецелесообразным.
18.03.2022 банк обратился в департамент с письмом о предоставлении решения главы городского округа "город Якутск" по направленному предложению о внесении изменений в Правила землепользования.
Письмом главы городского округа "город Якутск" от 22.04.2022 заявителю сообщено о нецелесообразности внесения изменений в текстовую часть правил, поскольку земельный участок расположен на территории центральной части города Якутска, в то время как вид разрешенного использования "Склады" предусмотрен в производственных зонах, зонах инженерной и транспортной инфраструктуры, расположенных в периферийных районах города.
Банк обжаловал данный отказ в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что оспариваемый отказ не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в период возникновения спорных правоотношений) (далее - Земельный кодекс) определено, что земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно пункту 1 статьи 85 Земельного кодекса в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:
жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав могут использоваться земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
В соответствии со статьёй 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки.
Пунктом 8 статьи 1 ГрК РФ определено, что правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Правила землепользования и застройки наряду с прочим включают в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами (пункт 2 части 3 статьи 30 ГрК РФ).
Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в статье 35 ГрК РФ, виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - в статье 37 названного кодекса.
В силу пункта 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний.
В соответствии с частью 2 статьи 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент (часть 2.1 указанной статьи).
В силу части 3 названной статьи, изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" (далее - классификатор).
Правила землепользования и застройки городского округа "город Якутск", приняты решением Якутской городской Думы от 25.12.2013 N РЯГД-5-9.
Из части 3.1 статьи 42.2 Правил землепользования следует, что зона "ОД-1АМ" - зона многофункциональной общественно-деловой малоэтажной застройки и жилых домов на территории центральной части г. Якутска с включением объектов инженерной инфраструктуры, необходимых для функционирования данной зоны, преимущественно высотой до 5-и этажей. Данная зона выделена в целях развития существующих и преобразуемых территорий центральной части г. Якутска, предназначенных для размещения общественно-деловых объектов с формированием на их основе комплексных многофункциональных зон общественно-деловой и сочетающейся с ней жилой застройки; развития сферы социального и культурно-бытового обслуживания населения для обеспечения потребностей жителей указанных территорий и "дневного" населения в соответствующих среде формах; развития необходимых объектов инженерной и транспортной инфраструктур.
Основные и условно-разрешенные виды использования земельных участков для данной зоны перечислены в части 2 статьи 43.2 Правил землепользования, из которой следует, что такой вид использования земельных участков, как "Склад", Правилами в рассматриваемой зоне не предусмотрен.
Внесение изменений в Правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 ГрК РФ, с учетом особенностей, установленных статьей 33 указанного кодекса, при этом, законодателем не определен закрытый перечень оснований для отказа во внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования, допускается, что при рассмотрении этого вопроса заявление просителя может быть рассмотрено как с последующим внесением испрашиваемых изменений, так и с последующим отказом в их внесении.
Правильно применяя выше изложенное правовое регулирование, по результатам всестороннего исследования и оценки в совокупности и взаимной связи имеющихся в материалах дела доказательств в порядке главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что по результатам рассмотрения заявления о внесении изменений в Правила землепользования путем включения в виды разрешенного использования земельных участков зоны "ОД-1АМ" вида использования "Склад" администрация г. Якутска, глава г. Якутска и департамент правомерно исходили из того, что ссылки заявителя на наличие формальных оснований для обращения с целью внесения изменений в Правила землепользования, предусмотренных статьей 33 ГрК РФ, не были обоснованными.
Как посчитали суды, предложение заявителя по своей сути является инициативой банка по разрешению частного вопроса, связанного, в том числе, с его налоговой нагрузкой, на что банк неоднократно ссылался в ходе рассмотрения дела в судах первой и апелляционной инстанций, а также и в кассационной жалобе.
Вместе с тем, испрашиваемые изменения с учетом изложенных выше обстоятельств, в случае их внесения затрагивают интересы неопределенного круга лиц, а также стратегию и долгосрочные ориентиры градостроительного развития территорий, условия формирования среды жизнедеятельности в городском округе "город Якутск".
Доводы кассационной жалобы о том, что судами не была дана надлежащая правовая оценка расчету кадастровой стоимости, произведённому банком, а также об ошибочности ссылки судов на непредставление банком доказательств, подтверждающих его правовую позицию, судом округа рассмотрены и подлежат отклонению, поскольку такое основание как снижение (или оптимизация) налоговой нагрузки для изменения вида разрешенного использования земельного участка Правилами землепользования не предусмотрено, доводы заявителя не опровергают правильность выводов судов.
Вопреки доводу кассационной жалобы о нарушении в ходе рассмотрения дела норм процессуального права о распределении бремени доказывания, суд кассационной инстанции не усматривает из материалов дела нарушений судами первой и апелляционной инстанций принципов состязательности и равноправия сторон, а также правил распределения бремени доказывания.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя кассационной жалобы проверены, однако поскольку они не свидетельствуют о нарушении судами двух инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего спора, направлены, по сути, на переоценку фактических обстоятельств, установленных судами при вынесении обжалуемых судебных актов, основаны на неверном толковании норм материального права, не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, исходя из предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределов его компетенции.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 02 декабря 2022 года по делу N А58-5760/2022, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 июля 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Т.И. Коренева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Внесение изменений в Правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 ГрК РФ, с учетом особенностей, установленных статьей 33 указанного кодекса, при этом, законодателем не определен закрытый перечень оснований для отказа во внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования, допускается, что при рассмотрении этого вопроса заявление просителя может быть рассмотрено как с последующим внесением испрашиваемых изменений, так и с последующим отказом в их внесении.
Правильно применяя выше изложенное правовое регулирование, по результатам всестороннего исследования и оценки в совокупности и взаимной связи имеющихся в материалах дела доказательств в порядке главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что по результатам рассмотрения заявления о внесении изменений в Правила землепользования путем включения в виды разрешенного использования земельных участков зоны "ОД-1АМ" вида использования "Склад" администрация г. Якутска, глава г. Якутска и департамент правомерно исходили из того, что ссылки заявителя на наличие формальных оснований для обращения с целью внесения изменений в Правила землепользования, предусмотренных статьей 33 ГрК РФ, не были обоснованными."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 2 октября 2023 г. N Ф02-4963/23 по делу N А58-5760/2022