г. Чита |
|
13 июля 2023 г. |
Дело N А58-5760/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июля 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Будаевой Е.А.,
судей Басаева Д.В., Скажутиной Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зиминым Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения - Национального банка по Республике Саха (Якутия) Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 02 декабря 2022 года по делу N А58-5760/2022 по заявлению Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения - Национального банка по Республике Саха (Якутия) Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации (ОГРН 1037700013020, ИНН 7702235133) к Окружной администрации города Якутска (ОГРН 1031402045124, ИНН 1435133907), главе городского округа "город Якутск" Григорьеву Евгению Николаевичу о признании незаконным решения от 22 апреля 2022 года NОА-419 об отказе внесений изменений в градостроительный регламент территориальной зоны "ОД-1АМ" в части включения в него вида разрешенного использования земельного участка "Склады" (код 6.9),
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации города Якутска (ОГРН 1101435006298, ИНН 1435230160),
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Центральный банк Российской Федерации в лице Отделения - Национального банка по Республике Саха (Якутия) Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее - заявитель, банк) обратился Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Окружной администрации города Якутска (далее - заинтересованное лицо 1, администрация) и главе городского округа "город Якутск" Григорьеву Евгению Николаевичу (далее - заинтересованное лицо 2, Григорьев Е.Н.) о признании незаконным решения от 22 апреля 2022 года N ОА-419 об отказе внесений изменений в градостроительный регламент территориальной зоны "ОД-1АМ" в части включения в него вида разрешенного использования земельного участка "Склады" (код 6.9).
В деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, участвует Департамент градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации города Якутска (далее - третье лицо, департамент).
Решением суда от 02 декабря 2022 года в удовлетворении требования отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обжаловал его в апелляционном порядке, указав на то, что расположенное на земельном участке здание имеет двойное назначение: склад, гараж; установление вида разрешенного использования с кодом "склады" изменит кадастровую стоимость участка.
В отзыве на апелляционную жалобу заинтересованное лицо 1 выразило согласие с решением суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Судом первой инстанции установлены следующие фактические обстоятельства.
Банку на нраве владения, пользования и распоряжения имуществом Банка России (выписка из ЕГРН от 23 ноября 2021 года N КУВИ-002/2021-155403307, NКУВИ-002/2021-155455488, NКУВИ-002/2021-155405235) принадлежит объект нежилого недвижимого имущества, которое состоит из двух помещений: помещение 1 с кадастровым N 14:36:105037:2930 площадью 54,9 кв.м. (с назначением "Склад" и помещение 2 с кадастровым N 14:36:105037:2921 площадью 76,5 кв.м. (с назначением "Гараж").
Банку на праве постоянного (бессрочного) пользования (запись о государственной регистрации права от 16 октября 2002 года N 14-01/36-09/2002-759) предоставлен земельный участок, находящийся в собственности Российской Федерации, с кадастровым номером 14:36:105034:31 площадью 262 кв. м., расположенный по адресу: Российская Федерация, Республика Саха (Якутия), городской округ "город Якутск", г. Якутск, пр -кт Ленина, з/у 22/2.
По состоянию на 18 марта 2020 года в отношении указанного земельного участка (выписка из Единого государственного реестра недвижимости N КУВИ-001/2020- 5846303 установлен вид разрешенного использования: общественное управление, кадастровая стоимость: 556 660, 92 рублей.
В целях приведения вида разрешенного использования земельного участка функциональному назначению здания, находящегося на нем, и правильного определения кадастровой стоимости земельного участка для расчета и уплаты земельного налога, Банк 27 мая 2021 года обратился с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) об изменении в ЕГРН вида разрешенного использования земельного участка с "общественного управления" на "служебные гаражи" и "склад".
В результате рассмотрения заявления банка от 27 мая 2021 года, согласно выписке из ЕГРН б/н от 16 июня 2021 года, земельному участку присвоен вид разрешенного использования: "служебные гаражи". При этом ВРИ "Склад" не присвоен, в связи с тем, что в Правилах землепользования и застройки (часть 2 статьи 43.2) по территориальной зоне ОД-1АМ отсутствует такой ВРИ как "Склад" (код 6.9) в качестве как основного, так и вспомогательного или условно-разрешенного ВРИ.
29 июня 2021 года Банком в адрес Департамента направлено письменное заявление с просьбой о внесении изменений в Правила землепользования и застройки, утвержденные нормативным правовым актом Якутской городской Думы от 25 декабря 2013 года N 169-НПА, в части добавления по территориальной зоне ОД-1-AM вида разрешенного использования земельного участка "Склад".
03 сентября 2021 года заявление рассмотрено на заседании Комиссии Окружной администрации города Якутска по внесению изменений и дополнений в правила землепользования и застройки и заключением N ПЗЗ/09/03-21, внесение изменений в правила в части добавления по территориальной зоне ОД-1 AM вида разрешенного использования земельного участка "Склад" признано нецелесообразным. Копия заключения комиссии направлена в адрес Банка письмом от 28 сентября 2021 года N5465-ДГТИ.
Письмом от 15 октября 2021 года N 1798-24-19/6534, направленным в адрес Департамента, Банк просил дать разъяснения в части отказа в удовлетворении заявления от 29 июня 2021 года, а также сообщить о дальнейших действиях по изменению правил землепользования и застройки в части добавления в них ВРИ "Склад".
Департамент письмом от 11 ноября 2021 года N 6305-ДГиТИ разъяснил, что комиссией принято решение об отказе в удовлетворении заявления в связи с нецелесообразностью добавления ВРИ "Склады (6.9)", предусмотренного в иных территориальных зонах, в территориальной зоне ОД-1АМ. Департамент указал, что поскольку данный вопрос затрагивает интересы неопределенного круга лиц по всей территории городского округа "город Якутск", заявителю следует предоставить соответствующее обоснование для внесения изменения в текстовую часть правил.
Письмом от 30 ноября 2021 года Банк направил в адрес третьего лица обоснование необходимости внесения изменений в правила.
20 января 2022 года указанное обоснование рассмотрено на заседании комиссии и заключением N ПЗЗ/01/20-22, внесение изменений в правила в части добавления по территориальной зоне ОД-1AM вида разрешенного использования земельного участка "Склад" признано нецелесообразным. Копия заключения комиссии направлена в адрес Банка письмом от 16 февраля 2022 года N 672/ДГиТИ
Банк обратился в адрес Департамента письмом от 18 марта 2022 N Т798-24-19/1521 о предоставлении решения главы городского округа "город Якутск" по направленному предложению о внесении изменений в правила.
Письмом главы городского округа "город Якутск" от 22 апреля 2022 года N ОА-419 Окружная администрация города Якутска сообщила о нецелесообразности внесения изменений в текстовую часть правил, поскольку земельный участок расположен на территории центральной части города Якутска, в то время как вид разрешенного использования "Склады" предусмотрен в производственных зонах, зонах инженерной и транспортной инфраструктуры, расположенными в периферийных районах города.
Не согласившись с вынесенным отказом, заявитель обжаловал его в судебном порядке.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев материалы дела, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив приведенные лицами, участвующими в деле, доводы, не установил оснований для отмены судебного акта.
В силу статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов (часть 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Суд апелляционной инстанции признает обоснованными выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требования, основанные на правильном применении следующих правовых норм и установлении фактических обстоятельств.
В силу положений Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (части 2 и 3 статьи 36).
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства. Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (статьи 1, 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Градостроительное зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно статье 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки, наряду с прочим, включают в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.
Порядок установления территориальных зон, их виды и состав регулируются нормами статей 34, 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Разрешенное использование может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса, пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса). Разрешение на условно разрешенный вид использования предоставляется в установленном статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядке (часть 6 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В рамках утвержденных в установленном порядке правилами землепользования и застройки основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства изменение одного вида использования на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. В случае расположения земельного участка на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, изменение одного вида разрешенного использования на другой вид такого использования осуществляется на основании решения, принимаемого в соответствии с федеральными законами (части 3, 5 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений (часть 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540 (далее - классификатор видов разрешенного использования земельных участков).
Согласно части 11 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ), разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
Процедура внесения изменений в Правила землепользования и застройки регламентирована статьями 31 и 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных статьей 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, сведений ЕГРН, сведений, документов, материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки направляются в Комиссию юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно; причиняется вред их правообладателям; снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства; не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
Частями 4, 5 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что комиссия в течение двадцати пяти дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации. Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение двадцати пяти дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям.
При этом, законом не определен перечень оснований для отказа во внесении изменения в Генеральный план и Правила землепользования; допускается лишь, что при рассмотрении этого вопроса заявление просителя может быть, как удовлетворено, так ему может быть и отказано.
Оснований для внесения испрашиваемых заявителем изменений (добавления по территориальной зоне ОД-1AM вида разрешенного использования земельного участка "Склад") в Правила Администрация не установила, поскольку такой вид разрешенного использования земельных участков предусмотрен только в производственных зонах и зонах инженерной и транспортной инфраструктуры, к которым территориальная зона ОД-1AM не относится.
Суд первой инстанции, признавая отказ во внесении испрашиваемых изменений в Правила правомерным, поддержал позицию администрации в том, что Банк не представил достаточных правовых обоснований для внесения изменений, и, желая разрешить частный вопрос, затрагивает права неопределенного круга лиц.
При этом судом обращено внимание на то, что принадлежащий Банку земельный участок имеет вид разрешенного использования "Гаражи", что соответствует назначению использования объекта недвижимости, расположенного на указанном земельном участке (большую площадь помещения занимает гараж).
Суд апелляционной инстанции, проанализировав доводы апелляционной жалобы, полагает возможным согласиться с выводами суда первой инстанции, при этом исходя из того, что размещение складских объектов осуществляется в производственных зонах, зонах инженерной и транспортной инфраструктур (часть 8 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации), в то время как земельный участок, на котором находится принадлежащее Банку нежилое здание с двойным назначением (гараж, склад), расположен в территориальной зоне ОД-1AM - зоне многофункциональной общественно-деловой малоэтажной застройки на территории центральной части города Якутска.
При установленных по делу обстоятельствах у суда первой инстанции не имелись оснований для удовлетворения требований заявителя.
Доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции проверены в полном объеме, но подлежат отклонению, поскольку судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка представленным сторонами доказательствам, и при повторном исследовании материалов дела и оценке доказательств по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции не установлено. Оснований для отмены решения суда по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 02 декабря 2022 года по делу N А58-5760/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.А. Будаева |
Судьи |
Д.В. Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-5760/2022
Истец: Центральный банк Российской Федерации
Ответчик: Глава городского округа "город Якутск" Григорьев Евгений Николаевич, ОКРУЖНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЯКУТСКА
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА И ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ОКРУЖНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЯКУТСКА