город Иркутск |
|
24 октября 2023 г. |
Дело N А19-18508/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 октября 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе
председательствующего Железняк Е.Г.,
судей Клепиковой М.А., Ламанского В.А.,
при участии представителя администрации Марковского муниципального образования - администрация городского поселения Зыряновой В.В. (доверенность N 15 от 12.04.2023, паспорт, диплом),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Марковского муниципального образования - администрация городского поселения на решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 марта 2023 года по делу N А19-18508/2022 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 июня 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Байкальская энергетическая компания" (ОГРН 1133850020545, ИНН 3808229774, далее - ООО "Байкальская энергетическая компания", истец, теплоснабжающая организация) обратилось в арбитражный суд с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации Марковского муниципального образования - администрация городского поселения (ОГРН 1053827058867, ИНН 3827020680, далее - администрация, ответчик) о взыскании 3 237 769 рублей 11 копеек задолженности по оплате тепловых потерь за май-июнь 2022 года, 460 506 рублей 27 копеек пени, а также пени начиная с 14.03.2023 по день фактической оплаты долга.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 23 марта 2023 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 июня 2023 года, иск удовлетворен.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ответчик обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой со ссылкой на нарушение судами норм материального и процессуального права просит их отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
По мнению заявителя, расчет объема тепловых потерь истца противоречит действующему законодательству. Объем фактических (сверхнормативных) потерь тепловой энергии в тепловой сети подлежит определению как разница между количеством тепловой энергии, отпущенной из котельной истца, и потребленной конечными потребителями (полезный отпуск), уменьшенная на величину нормативов технологических потерь.
Для рассмотрения указанной кассационной жалобы был сформирован судебный состав - председательствующий судья Железняк Е.Г., судьи Курочкина И.А. и Ламанский В.А.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21 сентября 2023 года рассмотрение кассационной жалобы на основании части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отложено на 19.10.2023 в 11 часов 45 минут.
Определением заместителя председателя Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18 октября 2023 года судья Курочкина И.А. в составе судей, рассматривающих настоящую кассационную жалобу, заменена судьей Клепиковой М.А. В силу части 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное разбирательство в суде кассационной инстанции произведено с самого начала.
В судебном заседании 19.10.2023 представитель заявителя поддержала доводы кассационной жалобы.
Истец о времени и месте судебного заседания извещен по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в судебное заседание не направил, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в его отсутствие.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "Байкальская энергетическая компания", осуществляя функции единой теплоснабжающей организации на территории Марковского муниципального образования, в период май-июнь 2022 года поставило тепловую энергию потребителям с использованием тепловых сетей, находящихся в муниципальной собственности.
Договор на приобретение тепловой энергии в целях компенсации потерь в сетях муниципального образования не заключался.
Полагая, что муниципальное образование обязано возместить стоимость фактических потерь тепловой энергии, возникших при передаче тепловой энергии через принадлежащие ему тепловые сети, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Ввиду отсутствия у ответчика статуса сетевой организации и отсутствия приборов учета на границе со смежной сетевой организацией, величина потерь тепловой энергии и теплоносителя в тепловых сетях муниципального образования на основании пункта 54 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808), определена истцом расчетным способом в соответствии с Порядком определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, утвержденным Приказом Министерства энергетики России от 30.12.2008 N 325 (далее - Порядок N 325).
Задолженность складывается из следующего: 425,2161 Гкал и 492,8318 Гкал потери тепловой энергии (горячее водоснабжение), 293,9985 куб.м и 363,8646 куб.м потери теплоносителя (сетевой воды) на общую сумму 3 237 769 рублей 11 копеек.
Суды обеих инстанций, признав представленный истцом расчет объема тепловых потерь соответствующим требованиям действующего законодательства и арифметически верным, удовлетворили иск в полном объеме.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа по результатам рассмотрения кассационной жалобы считает принятые по делу судебные акты подлежащими отмене по следующим основаниям.
Из анализа положений части 5 статьи 13, части 11 статьи 15, статьи 17 Федерального закона от 27.07.2010 "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ), пунктов 54, 55 Правил N 808 следует, что собственник или владелец тепловых сетей обязаны компенсировать теплоснабжающей организации потери, возникающие в принадлежащих им тепловых сетях при транспортировке тепловой энергии до конечных потребителей.
Обязанность по оплате потерь в тепловых сетях предопределяется принадлежностью этих сетей (статьи 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 5 статьи 15, часть 2 статьи 19 Закона N 190-ФЗ, пункт 2 Правил N 808). Указанная правовая позиция приведена в пункте 8 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016.
Установив, что тепловые сети, протяженностью 4 921 м, принадлежат ответчику и в спорный период не были переданы какой-либо теплосетевой или теплоснабжающей организации, суды пришли к обоснованному выводу о наличии у муниципального образования как владельца указанных сетей обязанности по возмещению стоимости потерь.
Между тем выводы судов о правильности определения истцом величины фактических потерь и, как следствие, об удовлетворении иска в предъявленном размере нельзя признать законными.
Согласно пункту 22 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034), в случае если участки тепловой сети принадлежат различным лицам, на границе балансовой принадлежности должны быть установлены узлы учета.
В силу пунктов 5, 22, 111 Правил N 1034 коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета.
Вместе с тем, исходя из содержания пунктов 2, 114 Правил N 1034 определение количества поставленной (полученной) тепловой энергии, теплоносителя в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (в том числе расчетным путем) производится в соответствии с методикой осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, по которой осуществляется, в частности, определение распределения потерь тепловой энергии, теплоносителя.
Согласно пункту 128 Правил N 1034 распределение потерь тепловой энергии, теплоносителя, а также количества тепловой энергии, теплоносителя, передаваемых между тепловыми сетями теплоснабжающих организаций и теплосетевых организаций при отсутствии приборов учета на границах смежных частей тепловых сетей, производится расчетным путем следующим образом:
а) в отношении тепловой энергии, переданной (принятой) на границе балансовой принадлежности смежных тепловых сетей, расчет основывается на балансе количества тепловой энергии, отпущенной в тепловую сеть и потребленной теплопотребляющими установками потребителей (по всем организациям-собственникам и (или) иным законным владельцам смежных тепловых сетей) для всех сечений трубопроводов на границе (границах) балансовой принадлежности смежных участков тепловой сети, с учетом потерь тепловой энергии, связанных с аварийными утечками и технологическими потерями (опрессовка, испытание), потерями через поврежденную теплоизоляцию в смежных тепловых сетях, которые оформлены актами, нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии и потерь, превышающих утвержденные значения (сверхнормативные потери);
б) в отношении теплоносителя, переданного на границе балансовой принадлежности смежных тепловых сетей, расчет основывается на балансе количества теплоносителя, отпущенного в тепловую сеть и потребленного теплопотребляющими установками потребителей, с учетом потерь теплоносителя, связанных с аварийными утечками теплоносителя, оформленных актами, нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, утвержденных в установленном порядке, и потерь, превышающих утвержденные значения (сверхнормативные).
Распределение сверхнормативных потерь тепловой энергии, теплоносителя между смежными тепловыми сетями производится в количествах, пропорциональных значениям утвержденных нормативов технологических потерь и потерь тепловой энергии с учетом аварийных утечек теплоносителя через поврежденную теплоизоляцию (пункт 129 Правил N 1034).
Во исполнение Правил N 1034 приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.03.2014 N 99/пр утверждена Методика осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (далее - Методика N 99/пр), обязательность применения которой следует из части 7 статьи 19 Закона N 190-ФЗ, пунктов 2, 114 Правил N 1034.
Названная Методика содержит определение сверхнормативных потерь - потери тепловой энергии, превышающие утвержденные значения потерь (пункт 77). Причиной возникновения сверхнормативных потерь является неудовлетворительное состояние тепловой изоляции тепловых сетей и сверхнормативный слив теплоносителя.
Как следует из пункта 9 Порядка N 325, к нормативам технологических потерь относятся потери и затраты энергетических ресурсов, обусловленные техническим состоянием теплопроводов и оборудования и техническими решениями по надежному обеспечению потребителей тепловой энергией и созданию безопасных условий эксплуатации тепловых сетей. Перечень нормируемых технологических затрат и потерь теплоносителя определен в пунктах 10.1.1, 10.1.2 названного Порядка.
Объем тепловых потерь, израсходованный на компенсацию технологических потерь тепловой энергии при ее транспортировке, определяется расчетным путем по нормативам, установленным Порядком N 325.
При этом нормативы технологических потерь учитываются при установлении единого тарифа на выработку и поставку тепловой энергии (часть 3 статьи 9 Закона N 190-ФЗ, пункт 90 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, пункт 12 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 13.06.2013 N 760-э, апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 16 марта 2017 года N 87-АПГ17-1).
Таким образом, законодатель различает два вида потерь тепловой энергии: нормативные (технологические) потери, которые на основе утверждаемых государственным органом нормативов используются при установлении тарифов в сфере теплоснабжения; и сверхнормативные потери, возникающие при передаче тепловой энергии, которые должны быть компенсированы собственнику теплового ресурса со стороны теплосетевой организации путем производства тепловой энергии либо путем ее приобретения на договорной основе с использованием регулируемых тарифов.
В рассматриваемом случае расчет объема сверхнормативных (фактических) потерь в сетях ответчика при отсутствии приборов учета определен истцом в соответствии с Порядком N 325, предусматривающим методику определения объема нормативных потерь.
Однако Правила N 1034 (раздел V "Порядок распределения потерь тепловой энергии, теплоносителя между тепловыми сетями при отсутствии приборов учета на границах смежных тепловых сетей") с учетом пунктов 75 - 80, 88 - 93 Методики N 99/пр не предусматривают предложенного истцом метода расчета фактических потерь, равного объему нормативных потерь, установленных региональной службой по тарифам для теплосетевой организации.
В этой связи, учитывая, что примененный истцом способ расчета фактических тепловых потерь, положенный в основу заявленного иска, противоречит положениям Правил N 1034 и Методики N 99/пр, и нарушает права ответчика, у судов первой и апелляционной инстанций отсутствовали правовые основания для удовлетворения иска в заявленном размере.
В нарушение требований статей 65, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды не включили в предмет судебного исследования существенные для настоящего спора обстоятельства: объем тепловой энергии, вышедшей из котельной истца; объем тепловой энергии, отпущенной конечным потребителям (сведения о полезном отпуске по потребителям, присоединенным к тепловым сетям ответчика); размер потерь в сетях смежной сетевой организации, к сетям которой присоединены сети ответчика.
При взыскании фактических потерь суды не учли установленный порядок распределения потерь между владельцами смежных тепловых сетей (пропорции потерь).
Суды не проверили доводы сторон о наличии иных владельцев объектов сетевого хозяйства (теплосетей), расположенных от котельной истца до тепловых сетей муниципального образования, и не установили протяженность этих сетей, принадлежащих каждому из владельцев, и, соответственно, размер потерь для каждого владельца сетей (сетевых организаций) на основании сведений, которыми располагает истец (договоры купли-продажи тепловой энергии в целях компенсации потерь, взысканные или предъявленные к взысканию потери, рассчитанные с учетом сведений приборов учета или расчетным способом, и т.п.). Суды также не выяснили, учитывался ли в едином тарифе на выработку и поставку тепловой энергии норматив потерь тепловой энергии в муниципальных сетях (расходы, связанные с оплатой тепловых потерь в сетях муниципального образования), поскольку нормативные потери напрямую оплачиваются теплоснабжающей организации конечными потребителями в составе цены (тарифа) на ресурс.
Поскольку указанные недостатки не могут быть устранены на стадии кассационного рассмотрения дела, обжалуемые судебные акты на основании пункта 3 части 1 статьи 287, частей 1, 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное, с использованием процессуальных инструментов, предусмотренных статьей 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предложить истцу представить расчет потерь в сетях ответчика в соответствии с действующим законодательством и с документальным подтверждением указанных в нем величин, проверить этот расчет; предложить органу тарифного регулирования предоставить пояснения относительно формирования для истца единого тарифа на выработку и поставку тепловой энергии с целью выяснения вопроса, какие нормативы потерь и каких владельцев учитывались при формировании тарифа для истца, а также смежных сетевых организаций по отношению к ответчику для выяснения вопроса об объеме потерь в их сетях. По результатам рассмотрения дела принять законный, обоснованный и мотивированный судебный акт, распределив судебные расходы, в том числе за рассмотрение кассационной жалобы.
В связи с окончанием производства в суде кассационной инстанции меры по приостановлению исполнения решения суда по настоящему делу подлежат отмене в соответствии с частью 4 статьи 283 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписано усиленными квалифицированными электронными подписями судей и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им заказным письмом или вручена под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 283, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 марта 2023 года по делу N А19-18508/2022 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 июня 2023 года по тому же делу отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
Отменить меры по приостановлению исполнения решения Арбитражного суда Иркутской области от 23 марта 2023 года по делу N А19-18508/2022, принятые определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18 августа 2023 года.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Железняк |
Судьи |
М.А. Клепикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В рассматриваемом случае расчет объема сверхнормативных (фактических) потерь в сетях ответчика при отсутствии приборов учета определен истцом в соответствии с Порядком N 325, предусматривающим методику определения объема нормативных потерь.
Однако Правила N 1034 (раздел V "Порядок распределения потерь тепловой энергии, теплоносителя между тепловыми сетями при отсутствии приборов учета на границах смежных тепловых сетей") с учетом пунктов 75 - 80, 88 - 93 Методики N 99/пр не предусматривают предложенного истцом метода расчета фактических потерь, равного объему нормативных потерь, установленных региональной службой по тарифам для теплосетевой организации.
В этой связи, учитывая, что примененный истцом способ расчета фактических тепловых потерь, положенный в основу заявленного иска, противоречит положениям Правил N 1034 и Методики N 99/пр, и нарушает права ответчика, у судов первой и апелляционной инстанций отсутствовали правовые основания для удовлетворения иска в заявленном размере.
В нарушение требований статей 65, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды не включили в предмет судебного исследования существенные для настоящего спора обстоятельства: объем тепловой энергии, вышедшей из котельной истца; объем тепловой энергии, отпущенной конечным потребителям (сведения о полезном отпуске по потребителям, присоединенным к тепловым сетям ответчика); размер потерь в сетях смежной сетевой организации, к сетям которой присоединены сети ответчика."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24 октября 2023 г. N Ф02-4939/23 по делу N А19-18508/2022