город Иркутск |
|
29 ноября 2023 г. |
Дело N А74-7422/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 ноября 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кушнаревой Н.П.,
судей: Качукова С.Б., Яцкевич Ю.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сковородиным А.С.,
при участии в судебном заседании посредством использования системы веб-конференции представителя главы Аскизского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия Анжигановой М.А. (распоряжение администрации от 19.10.2020 N 112-к, паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Аскизского сельсовета Республики Хакасия на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 22 мая 2023 года по делу N А74-7422/2022 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 21 августа 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
администрация Аскизского района Республики Хакасия (далее - администрация района) обратилась в арбитражный суд с иском, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации Аскизского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия (далее - администрация сельсовета) о возложении обязанности передать в собственность администрации района объекты недвижимости (здания конторы, складов, гаражей, диспетчерской, помещение слесарного цеха) с кадастровыми номерами 19:05:010106:364, 19:05:010106:360, 19:05:010106:362, 19:05:010106:363, 19:05:010106:361, 19:05:010106:485, 19:05:010106:847, расположенные по адресам: Республика Хакасия, с. Аскиз, ул. Щетинкина, 22; пер. Коммунальный, д. 12Д.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное унитарное предприятие "Аскизагроснаб" (далее - предприятие).
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 22 мая 2023 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 21 августа 2023 года, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ответчик обратился с кассационной жалобой, в которой просил их отменить и принять новый судебный акт.
В кассационной жалобе заявитель ссылается на неприменение судами к отношениям сторон положений статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", статей 295, 296, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку спорное имущество было передано в 2015 году на баланс третьего лица и закреплено за ним на праве хозяйственного ведения, в связи с чем не может быть изъято и передано истцу. Спорные объекты недвижимого имущества не являются специализированными объектами, посредством которых осуществляется оказание жилищно-коммунальных услуг. Право хозяйственного ведения предприятия зарегистрировано в установленном законом порядке.
В отзыве на кассационную жалобу администрация района просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании Глава администрации сельсовета поддержала доводы кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение о принятии кассационной жалобы к производству выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Как установлено судами и следует из материалов дела, постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.04.2003 N 100 "О передаче объектов государственной собственности Республики Хакасия в собственность муниципального образования Аскизский район" имущество, предназначенное для оказания коммунальных услуг населению и юридическим лицам, в том числе объекты, расположенные в с. Аскиз, по ул. Щетинкина, 22 (здания производственного цеха, слесарного цеха, два здания склада, два здания гаража, административное здание, часть здания диспетчерской) передано в собственность муниципального образования Аскизский район.
По договору безвозмездного пользования от 29.05.2007 спорное имущество передано муниципальному унитарному предприятию "Аскизский коммунхоз" для осуществления деятельности по оказанию коммунальных услуг объектам жилого фонда и соцкультбыта с. Аскиз.
В соответствии с Законом Республики Хакасия от 03.05.2006 N 19-ЗРХ, постановлением главы Аскизского района от 13.06.2006 N 659п, на основании передаточного акта от 13.06.2006 (с учетом дополнений) Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования Аскизский район передал в собственность муниципального образования Аскизский сельсовет, в том числе муниципальное унитарное предприятие муниципального образования "Аскизский коммунхоз" (строка 140), здание производственного цеха (строка 180), здание гаража (строка 185), здание склада (строка 186), здание слесарного цеха (строка 308), здание склада (строка 314), здание диспетчерской (строка 317), административное здание (строка 478), здание гаража N 2 (строка 479), здание слесарного цеха (строка 308).
17.02.2017 зарегистрировано право собственности муниципального образования Аскизский сельсовет на объекты недвижимости с кадастровыми номерами 19:05:010106:364 (здание конторы), 19:05:010106:360 (здание склада), 19:05:010106:362 (здание склада), 19:05:010106:363 (здание гаража), 19:05:010106:361 (здание гаража), 19:05:010106:485 (здание диспетчерской), расположенные по адресу: Республика Хакасия, с. Аскиз, ул. Щетинкина, 22, а 25.06.2019 - на помещение слесарного цеха с кадастровым номером 19:05:010106:847, расположенное по адресу: Республика Хакасия, с. Аскиз, пер. Коммунальный, д. 12Д, пом. 5Н.
Основанием возникновения права собственности послужил Закон Республики Хакасия от 29.11.2005 N 74-ЗРХ "О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных муниципальных образований (сельских и городских поселений) Республики Хакасия".
15.04.2022 сторонами согласован перечень имущества, подлежащего передаче (возврату) в собственность муниципального образования Аскизский район в связи с разграничением полномочий.
Распоряжением администрации района от 08.07.2022 N 409-р муниципальное имущество (согласно приложению) передано на праве оперативного управления муниципальному казенному предприятию "Аскизский тепловодоэнергокомплекс".
По договорам аренды от 01.06.2022, от 01.08.2022 муниципальное унитарное предприятие "Аскизагроснаб" передало во временное пользование муниципальному казенному предприятию "Аскизский Тепловодоэнергокомпекс" помещение нежилого здания конторы (19:05:010106:364) и помещение в здании гаража (19:05:010106:361).
Постановлением администрации Аскизского сельсовета от 08.09.2022 N 83 спорное имущество, за исключением помещения слесарного цеха, передано предприятию "Аскизагроснаб" на праве хозяйственного ведения.
Поскольку часть объектов не вошла в перечень имущества, подлежащего передаче (возврату) в собственность муниципального образования Аскизский район в порядке разграничения полномочий, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая возникший спор и удовлетворяя иск, суды руководствовались положениями статей 14, 15, 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"" (далее - Закон N 122-ФЗ), Законом Республики Хакасия от 07.11.2014 N 84-ЗРХ "О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Республике Хакасия", учитывая постановление Конституционного суда Российской Федерации от 30.06.2006 N 8-П и определение Конституционного суда Российской Федерации от 07.12.2006 N 542-О, и исходили из обоснованности заявленных требований.
Суд кассационной инстанции считает выводы судебных инстанций основанными на полном и всестороннем исследовании фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела.
В соответствии с пунктом 11.1 статьи 154 Закона N 122-ФЗ разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, осуществляется между муниципальным районом и сельскими поселениями в его составе в случае изменения перечня вопросов местного значения сельского поселения.
Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями осуществляется в соответствии с установленными статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" видами имущества.
Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами, городскими округами с внутригородским делением, внутригородскими районами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Орган местного самоуправления, владеющий имуществом, подлежащим передаче, обязан его передать, а орган местного самоуправления, в собственность которого указанное имущество передается, обязан его принять на основании правового акта субъекта Российской Федерации в трехмесячный срок после вступления данного правового акта в силу.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании Закона Республики Хакасия от 09.11.2021 N 88-ЗРХ с 01.05.2022 утратили силу положения Закона Республики Хакасия от 07.11.2014 "О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Республике Хакасия", закрепляющие за сельскими поселениями вопросы организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. В силу статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" названные вопросы переданы муниципальным районам.
В этой связи суды пришли к правильному выводу о том, что в силу закона администрация сельсовета обязана передать администрации района имущество необходимое для организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения.
Разрешая возникший спор, суды обоснованно указали, что спорное имущество было ранее передано администрации сельсовета, в том числе в составе предприятия, для решения указанных вопросов местного значения, поэтому в связи с повторным перераспределением полномочий администрация сельсовета обязана передать администрации района имущество необходимое для организации электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения в сроки установленные действующим законодательством.
Как установили суды администрация сельсовета данную обязанность не исполнила, в связи с чем правомерно удовлетворили заявленные требования, возложив обязанность передать спорные объекты администрации района.
При этом судами верно отмечено, что предприятие, за которым ответчиком закреплено спорное имущество на праве хозяйственного ведения, не оказывает коммунальные услуги населению с. Аскиз. Фактически данные объекты переданы во временное владение и пользование муниципальному казённому предприятию "Аскизский Тепловодоэнергокомпекс", созданному муниципальным образованием района для выполнения задач коммунального направления с основным видом деятельности: "Производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха", а также обеспечение работоспособности котельных, обеспечение работоспособности тепловых сетей, забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд, сбор и обработка сточных вод.
Ссылки ответчика на то, что спорное имущество не может быть использовано в целях коммунального обслуживания населения, проверялись судами и были обоснованно отвергнуты как несостоятельные, поскольку данные объекты изначально были переданы МУП "Аскизский коммунхоз" в целях оказания коммунальных услуг населению.
Иные приведенные в кассационной жалобе доводы не могут быть приняты в качестве оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов, поскольку не опровергают сделанных судами выводов, а по существу направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения и постановления, судом округа не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 22 мая 2023 года по делу N А74-7422/2022 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 21 августа 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.П. Кушнарева |
Судьи |
С.Б. Качуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями осуществляется в соответствии с установленными статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" видами имущества.
...
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании Закона Республики Хакасия от 09.11.2021 N 88-ЗРХ с 01.05.2022 утратили силу положения Закона Республики Хакасия от 07.11.2014 "О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Республике Хакасия", закрепляющие за сельскими поселениями вопросы организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. В силу статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" названные вопросы переданы муниципальным районам."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29 ноября 2023 г. N Ф02-5406/23 по делу N А74-7422/2022