город Иркутск |
|
11 июля 2024 г. |
Дело N А19-12983/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 июля 2024 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
Председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Ананьиной Г.В., Рудых А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 05 февраля 2024 года по делу N А19-12983/2023, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 апреля 2024 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
администрация города Иркутска (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о взыскании с Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области (далее - Минфин Иркутской области, Министерство) убытков, понесенных в связи со льготным обеспечением жилыми помещениями, в размере 6 575 102 рубля 40 копеек.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство социальной политики, опеки и попечительства Иркутской области (далее - Министерство социальной политики).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 05 февраля 2024 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 апреля 2034 года, исковые требования удовлетворены. С Иркутской области в лице Министерства за счет казны Иркутской области в пользу Администрации взысканы убытки в размере 6 575 102 рубля 40 копеек.
Минфин Иркутской области обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ), Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс), Закона Иркутской области от 04.04.2008 N 6-оз "Об отдельных вопросах предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Иркутской области" (далее - Закона N 6-оз), статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ), статей 86, 158, 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, предоставление социальных выплат осуществляется Министерством социального развития в пределах, выделенных на эти цели средств федерального бюджета в соответствии с требованиями бюджетного законодательства; предоставление гражданам жилых помещений во внеочередном порядке на условиях социального найма в связи с наличием тяжелых форм хронических заболеваний в рамках статьи 57 Жилищного кодекса должно производиться за счет средств Российской Федерации; Минфин Иркутской области может выступать в качестве ответчика только в случае невозможности определить орган, наделенный полномочиями главного распорядителя бюджетных средств; в данном случае главным распорядителем бюджетных средств бюджета Иркутской области в этой сфере является Министерство социального развития; суды необоснованно отклонили довод Министерства о превышении размера общей площади предоставленного жилого помещения, что повлекло завышение размера убытков.
Министерство социального развития в отзыве на кассационную жалобу поддержало доводы кассационной жалобы, указало на незаконность судебных актов.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru); своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Кировского районного суда г. Иркутска от 27 декабря 2022 года установлен факт наличия у Гетманова Эдуарда Михайловича заболевания, указанного в перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.11.2012 N 987н (далее - приказ Минздрава России от 29.11.2012 N 987н) и дающего ему право в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации на внеочередное предоставление жилого помещения, общей площадью не менее 15 кв. м, с учетом права на дополнительную площадь; на Администрацию возложена обязанность предоставить Гетманову Э.М. во внеочередном порядке, на условиях договора социального найма жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям города Иркутска, отвечающее предъявляемым к жилому помещению требованиям, находящееся в черте города Иркутска, общей площадью не менее 15 кв. м, с учетом права на дополнительную площадь.
Во исполнение названного решения Администрацией Гетманову Э.М. предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: г. Иркутск, ул. Розы Люксембург, д. 130, кв. 63, общей площадью 34,6 кв. м, стоимостью 3 508 315 рублей 50 копеек, что подтверждается муниципальным контрактом от 25.08.2023, N 010-64-001539/3, передаточным актом от 13.09.2023, платёжным поручением от 15.09.2023 N 631, приказом от 13.11.2023 N 580-08-908/23, типовым договором социального найма жилого помещения от 13.11.2023 N 005338, актом приема-передачи жилого помещения от 13.11.2023.
Также решением Кировского районного суда г. Иркутска от 21 декабря 2022 года установлен факт наличия у Лаптева Дмитрия Геннадьевича заболевания, указанного в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденном приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.11.2012 N 987н и дающего ему право в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса на внеочередное предоставление жилого помещения, общей площадью не менее 15 кв. м, с учетом права на дополнительную площадь. На Администрацию возложена обязанность предоставить Лаптеву Д.Г. во внеочередном порядке, на условиях договора социального найма жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям города Иркутска, отвечающее предъявляемым к жилому помещению требованиям, находящееся в черте города Иркутска, общей площадью не менее 15 кв. м, с учетом права на дополнительную площадь.
Во исполнение решения суда Администрацией Лаптеву Г.Д. предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: г. Иркутск, ул. Карпинская, д. 21/1, кв. 62, общей площадью 27,2 кв. м, стоимостью 3 066 786 рублей 90 копеек, что подтверждается муниципальным контрактом от 31.07.2023 N 010-64-001329/3, передаточным актом от 08.08.2023, платёжным поручением от 14.08.2023 N 587, приказом от 04.09.2023 N 580-08-721/23, типовым договором социального найма жилого помещения от 04.09.2023 N 005203, актом приема-передачи жилого помещения от 04.09.2023.
Администрация, полагая, что расходы в общей сумме 6 575 102 рубля 40 копеек подлежат возмещению за счет средств субъекта Российской Федерации, обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с указанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из доказанности наличия и размера понесённых Администрацией убытков, а также того, что расходы фактически понесенные истцом по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации и подлежат взысканию за счет Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области как уполномоченного лица.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (статья 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1, пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ), в соответствии с пунктом 49 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (действующий с 21.12.2021) (далее - Закон N 414-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания, в том числе граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, малоимущих граждан.
Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения (статья 44 настоящего Федерального закона) осуществляются данными органами за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) (часть 2 статьи 42 Закона N 414-ФЗ).
Статьей 17 Федерального закона 181-ФЗ предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств. Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Из системного анализа приведённых норм, а также статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", и с учетом разъяснений, изложенных в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", следует, что обеспечение жильем инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Указанный подход согласуется с правовой позицией, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2015 года N 309-ЭС15-11321 и Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утвержденном Президиумом 13.04.2016 (вопрос 12).
Учитывая правовое регулирование и разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, суды пришли к правильному выводу о наличии у субъекта Российской Федерации (Иркутской области) обязанности по возмещению расходов истца, связанных с фактически понесенными им расходами по обеспечению жильем инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, вставших на учет после 01.01.2005.
Отнесение указанных расходов к расходным обязательствам муниципального образования, вопреки доводам кассационной жалобы, противоречит статьям 84, 86 Бюджетного кодекса.
По результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных доказательств и доводов сторон суды установили, что жилые помещения приобретены и предоставлены Администрацией гражданам Гетманову Э.М. и Лаптеву Д.Г. с учетом состояния их здоровья и иных заслуживающих внимания обстоятельств во исполнение решений суда общей юрисдикции; данные граждане поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на условиях договора социального найма после 01.01.2005, имеют заболевания, указанные в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденном приказом Минздрава России от 29.11.2012 N 987н, а также подпадают под действие приказа Минздрава России от 30.11.2012 N 991н "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилплощадь".
В силу положений статей 15, 1064, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации возникновение у субъекта Российской Федерации в лице соответствующего органа обязанности по возмещению убытков за счет казны субъекта Российской Федерации обусловлено юридическим составом, образуемым, по общему правилу, совокупностью следующих элементов: фактом нарушения права, виновным противоправным действием (бездействием), наличием и размером понесенных убытков, а также наличием причинной связи между нарушением права и возникшими убытками.
Возмещение убытков является универсальным способом защиты нарушенных прав и может применяться как в договорных, так и во внедоговорных отношениях. При отсутствии договорных отношений правовой режим возмещения убытков наряду с положениями статей 15, 16 Гражданского кодекса Российской Федерации определяется по нормам главы 59 Кодекса.
Учитывая, что реализация полномочий по обеспечению жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, является обязанностью органов государственной власти субъекта Российской Федерации, бюджетным законодательством Иркутской области не предусматривались расходы на субсидирование муниципальных образований для выполнения функции по предоставлению жилых помещений инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, поставленным на учет после 01.01.2005, является правомерным вывод судов двух инстанций о том, что невыполнение Иркутской областью в лице Министерства финансов Иркутской области этой обязанности влечет возникновение убытков у муниципального образования.
Предоставление жилого помещения в бессрочное владение и пользование физическому лицу лишает муниципальное образование права распоряжения им, в связи с чем Администрация понесла убытки в виде стоимости квартир.
Размер убытков подтверждается совокупностью представленных в дело доказательств; Министерством не опровергнут; доказательства завышения цены не представлены.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 05 февраля 2024 года по делу N А19-12983/2023, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 апреля 2024 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных доказательств и доводов сторон суды установили, что жилые помещения приобретены и предоставлены Администрацией гражданам Гетманову Э.М. и Лаптеву Д.Г. с учетом состояния их здоровья и иных заслуживающих внимания обстоятельств во исполнение решений суда общей юрисдикции; данные граждане поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на условиях договора социального найма после 01.01.2005, имеют заболевания, указанные в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденном приказом Минздрава России от 29.11.2012 N 987н, а также подпадают под действие приказа Минздрава России от 30.11.2012 N 991н "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилплощадь".
В силу положений статей 15, 1064, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации возникновение у субъекта Российской Федерации в лице соответствующего органа обязанности по возмещению убытков за счет казны субъекта Российской Федерации обусловлено юридическим составом, образуемым, по общему правилу, совокупностью следующих элементов: фактом нарушения права, виновным противоправным действием (бездействием), наличием и размером понесенных убытков, а также наличием причинной связи между нарушением права и возникшими убытками.
Возмещение убытков является универсальным способом защиты нарушенных прав и может применяться как в договорных, так и во внедоговорных отношениях. При отсутствии договорных отношений правовой режим возмещения убытков наряду с положениями статей 15, 16 Гражданского кодекса Российской Федерации определяется по нормам главы 59 Кодекса."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11 июля 2024 г. N Ф02-3206/24 по делу N А19-12983/2023