г. Чита |
|
15 апреля 2024 г. |
Дело N А19-12983/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 апреля 2024 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Будаевой Е.А., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Литвинцевой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 05 февраля 2024 года по делу N А19-12983/2023,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Иркутска (ОГРН 1053808211610, 664025 Иркутская область, город Иркутск, улица Ленина, дом 14, далее - истец, Администрация) обратилась в суд к Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области (ОГРН 1083808000154, 664027, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Ленина, 1А, далее - ответчик, Минфин Иркутской области) с требованием о взыскании убытков, понесенных в связи со льготным обеспечением жилыми помещениями, в размере 6 575 102 руб. 40 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство социальной политики, опеки и попечительства Иркутской области (ОГРН 1073808028271, 664073, Иркутская область, город Иркутск, улица Канадзавы, 2, далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 05.02.2024 по делу N А19-12983/2023 исковые требования удовлетворены. Взысканы с Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области за счет казны Иркутской области в пользу Администрации города Иркутска убытки в размере 6 575 102 руб. 40 коп.
Ответчик обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт указывает на то, что предоставление гражданам жилых помещений во внеочередном порядке на условиях социального найма в связи с наличием тяжелых форм хронических заболеваний в рамках статьи 57 ЖК РФ должно производиться за счет средств Российской Федерации. Также обращает внимание на то, что Министерство финансов Иркутской области не является главным распорядителем бюджетных средств Иркутской области в сфере социальной поддержки инвалидов и, соответственно, интересы публично-правового образования - Иркутской области в настоящем деле должен представлять соответствующий главный распорядитель бюджетных средств по ведомственной принадлежности.
Министерство социальной политики, опеки и попечительства Иркутской области в отзыве просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Администрация города Иркутска в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилось.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 08.03.2024. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. От Министерства социальной политики, опеки и попечительства Иркутской области, Администрации города Иркутска поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствии представителя.
Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзывов на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, решением Кировского районного суда г. Иркутска от 27.12.2022 установлен факт наличия у Гетманова Эдуарда Михайловича (далее - Гетманов Э.М.) заболевания, указанного в перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.11.2012 N 987н и дающего ему право в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации на внеочередное предоставление жилого помещения, общей площадью не менее 15 кв.м., с учетом права на дополнительную площадь.
Указанное решение суда вступило в законную силу 10.04.2023.
На основании названного решения на Администрацию города Иркутска была возложена обязанность предоставить Гетманову Э.М. во внеочередном порядке, на условиях договора социального найма жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям города Иркутска, отвечающее предъявляемым к жилому помещению требованиям, находящееся в черте города Иркутска, общей площадью не менее 15 кв.м., с учетом права на дополнительную площадь
Кроме того, решением суда установлено, что на основании приказа начальника департамента правовой работы аппарата администрации города Иркутска от 30.11.2015 N 580-08-00225/15 "О принятии Гетмановой Л.Н. на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" Гетманова Л.Н. с сыном Гетмановым Э.М. состоят на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на основании приказа начальника департамента жилищной политики комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска от 27.09.2022 N 580-08- 663/22 "О включении Гетманова Э.М. в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма", Гетманов Э.М. включен в список имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договорам социального найма.
Согласно протоколу ВК от 07.11.2022 N 212 заболевание, которым страдает Гетманов Э.М., подпадает под действие приказа N 987н от 29.11.2012, а также подпадает под действие приказа N 991Н от 30.11.2012 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилплощадь".
Администрацией города Иркутска Гетманову Э.М. предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: г. Иркутск, ул. Розы Люксембург, д. 130, кв. 63, общей площадью 34,6 кв.м., стоимостью 3 508 315 руб. 50 коп., что подтверждается муниципальным контрактом N 010-64-001539/3 от 25.08.2023, передаточным актом от 13.09.2023, платёжным поручением от 15.09.2023 N 631, приказом от 13.11.2023 N 580-08- 908/23, типовым договором социального найма жилого помещения от 13.11.2023 N 005338, актом приема-передачи жилого помещения от 13.11.2023.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 21.12.2022 установлен факт наличия у Лаптева Дмитрия Геннадьевича (далее - Лаптев Д.Г.) заболевания, указанного в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.11.2012 N 987н и дающего ему право в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации на внеочередное предоставление жилого помещения, общей площадью не менее 15 кв.м., с учетом права на дополнительную площадь.
Указанное решение суда вступило в законную силу 03.04.2023. В связи с чем, на Администрацию города Иркутска была возложена обязанность предоставить Лаптеву Д.Г. во внеочередном порядке, на условиях договора социального найма жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям города Иркутска, отвечающее предъявляемым к жилому помещению требованиям, находящееся в черте города Иркутска, общей площадью не менее 15 кв.м., с учетом права на дополнительную площадь.
Кроме того, решением суда установлено, что основании приказа начальника департамента жилищной политики Комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска от 15.08.2022 N 580-08-536/22 "О принятии Лаптева Д.Г. на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и включении в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма" Лаптев Д.Г. признан малоимущим и принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также включен в список имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договорам социального найма.
Согласно протоколу ВК от 06.07.2022 N 11 заболевание, которым страдает Лаптев Д.Г., подпадает под действие приказа N 987н от 29.11.2012 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".
Вместе с тем, судебным решением суда установлено, что заболевание Лаптева Д.Г., подпадает под действие приказа Минздрава России N 987н от 29.11.2012 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", а также подпадает под действие приказа N 991н от 30.11.2012 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилплощадь".
Администрацией города Иркутска Лаптеву Г.Д. предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: г. Иркутск, ул. Карпинская, д. 21/1, кв. 62, общей площадью 27,2 кв.м., стоимостью 3 066 786 руб. 90 коп., что подтверждается муниципальным контрактом N 010-64-001329/3 от 31.07.2023, передаточным актом от 08.08.2023, платёжным поручением от 14.08.2023 N 587, приказом от 04.09.2023 N580-08-721/23, типовым договором социального найма жилого помещения от 04.09.2023 N005203, актом приема-передачи жилого помещения от 04.09.2023.
Администрация города Иркутска, полагая, что расходы в общей сумме 6 575 102 руб. 40 коп. подлежат возмещению за счет средств субъекта Российской Федерации, обратилась в суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статья 16 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.
Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
При обращении в арбитражный суд с иском о взыскании убытков истцу необходимо доказать факт причинения убытков, их размер, ненадлежащее исполнение обязательства ответчиком и юридически значимую причинную связь между поведением указанного лица и возникшими убытками.
Требование о взыскании убытков может быть удовлетворено только при установлении в совокупности всех указанных элементов ответственности.
Согласно статье 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с данным кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 18.07.2019 N 184- ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и признании утратившим силу пункта 16 части 6 статьи 7 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Согласно преамбуле Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закона N181-ФЗ) предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 17 Закона N181-ФЗ).
Указанные категории граждан, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 17 Закона N 181-ФЗ).
В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне (часть 4 статьи 51 и пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, в Определении от 17.12.2009 N 1563-О-О Конституционный Суд Российской Федерации высказал следующую правовую позицию. В силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131- ФЗ) (статьи 14, 50), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Закона N 131-ФЗ).
Содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении упомянутой категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 указанного кодекса), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Из системного толкования статьи 17 Закона N 181-ФЗ, положений Федерального закона от 22.08.2004 N122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и с учетом разъяснений, изложенных в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", следует, что обеспечение жильем инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Отнесение указанных расходов к расходным обязательствам муниципального образования и Российской Федерации противоречит статье 84, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Указанный подход согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2015 N 309-ЭС15-11321 и Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утвержденном Президиумом 13.04.2016 (вопрос 12).
На основании изложенного, учитывая правовое регулирование и разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что расходы фактически понесенных истцом по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации и подлежат взысканию за счет Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области как уполномоченного лица.
Министерством финансов Иркутской области не представлено доказательств, подтверждающих выплату Администрации города Иркутска компенсации за предоставленные жилые помещения Гетманову Э.М. и Лаптеву Д.Г.
Между тем в материалах дела имеются надлежащие доказательства, подтверждающие, что вышеуказанные граждане поставлены учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на условиях договора социального найма после 01.01.2005, имеют заболевания, указанные в перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, а также представлены доказательства предоставления им жилых помещений по договорам социального найма.
В силу пунктов 1, 6 статьи 17 Закона N 181-ФЗ, статьи 51, части 5 статьи 57, части 2 статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации, Переченя соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Приказом Минздрава России от 29.11.2012 N987н "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", решением Думы г. Иркутска от 05.07.2005 N 004-20-140161/5 "Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в г. Иркутске" гражданам, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющим иного жилого помещения, законодатель обязывает предоставлять отдельное жилое помещение, к которому не может относиться комната в общежитии или коммунальной квартире.
31.07.2023 между комитетом по градостроительной политике Администрации города Иркутска (покупатель) и ООО "ПИТ" (продавец) и от имени Дырочко А.А., был заключен муниципальный контракт N 010-64-001329/3 на приобретение жилого помещения (квартиры) на основании которого в собственность администрации города Иркутска было приобретено жилое помещение, расположенное по адресу: г. Иркутск, ул. Карпинская, д. 21/1, кв. 62, стоимостью 3 066 786 руб. 90 коп.
Денежные средства по указанному муниципальному контракту Администрацией города Иркутска выплачены в полном объеме, что подтверждается платежным поручением N 587 от 14.08.2023.
25.08.2023 между комитетом по градостроительной политике Администрации города Иркутска (покупатель) и ИП Скажутиной Т.Н. (продавец), действующим от имени Молчанова И.В., был заключен муниципальный контракт N 010-64-001539/3 на приобретение жилого помещения (квартиры) на основании которого в собственность администрации города Иркутска было приобретено жилое помещение, расположенное по адресу: г. Иркутск, ул. Розы Люксембург, д. 130. кв. 63, общей площадью 34,6 кв.м., стоимостью 3 508 315 руб. 50 коп.
Денежные средства по указанному муниципальному контракту администрацией города Иркутска выплачены в полном объеме, что подтверждается платежным поручением N 631 от 15.09.2023 Из решений Кировского районного суда от 27.12.2022 и от 21.12.2022 усматривается, что на Администрацию города Иркутска возлагается обязанность предоставить жилое помещение не менее нормы предоставления жилья для инвалидов, что не исключает возможность предоставления жилого помещения большей площадью.
Судом правомерно установлено, что Администрация города Иркутска добросовестно исполнила решения районного суда и предоставила жилые помещения инвалидам, с учетом состояния их здоровья и иных заслуживающих внимания обстоятельств. Предоставив рассматриваемые жилые помещения указанным выше лицам, истец в силу жилищного законодательства не может свободно распоряжаться им, поскольку помещения обременены жилищными правами гражданина и, соответственно, за счет данного жилого помещения истец не может исполнить собственные обязательства.
Соответствующая правовая позиция сформулирована в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 2280/10.
Исполнив за счет собственного имущества обязательства ответчика, истец понес убытки, которые подлежат возмещению ответчиком согласно положениям пункта 1 статьи 15, статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Возмещение убытков в полном объеме означает, что кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом.
Министерство финансов Иркутской области не указало, каким законом оно руководствуется, настаивая на возмещении убытков администрации в меньшем размере.
Возмещение убытков является универсальным способом защиты нарушенных прав и может применяться как в договорных, так и во внедоговорных отношениях.
При отсутствии договорных отношений правовой режим возмещения убытков наряду с положениями статей 15, 16 Гражданского кодекса Российской Федерации определяется по нормам главы 59 названного Кодекса.
В силу положений статей 15, 1064, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации возникновение у субъекта Российской Федерации в лице соответствующего органа обязанности по возмещению убытков за счет казны субъекта Российской Федерации обусловлено юридическим составом, образуемым, по общему правилу, совокупностью следующих элементов: фактом нарушения права, виновным противоправным действием (бездействием), наличием и размером понесенных убытков, а также наличием причинной связи между нарушением права и возникшими убытками.
Учитывая, что реализация полномочий по обеспечению жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, является обязанностью органов государственной власти субъекта Российской Федерации, бюджетным законодательством Иркутской области не предусматривались расходы на субсидирование муниципальных образований для выполнения функции по предоставлению жилых помещений семьям, имеющим детей-инвалидов, и поставленным на учет после 01.01.2005, суд делает вывод о том, что невыполнение Иркутской областью в лице Министерства финансов Иркутской области этой обязанности влечет возникновение убытков у Администрации города Иркутска.
Указанная позиция была подтверждена Определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 30.10.2020 N 302- ЭС20-4953 по делу N А19-9322/2019.
Судом рассмотрен и мотивированно отклонен со ссылками на конкретные доказательства, представленные в материалы дела, довод ответчика о том, что истцом не доказано наличие заболеваний у Гетманова Э.М., Лаптева Д.Г., при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Ответчик не учитывает, что указанные обстоятельства установлены вступившими в законную силу решениями Кировского районного суда г. Иркутска, сведениям поступившими от ОГБУЗ "ИОПНД", ОГАУЗ "Иркутская МСЧ N 2".
Имея в виду, что Администрация города Иркутска выполнила обязанность по предоставлению жилья нуждающимся гражданам: Гетманову Э.М., Лаптеву Д.Г., факт несения Администрацией города Иркутска убытков в связи с предоставлением жилого помещения по договорам социального найма перечисленным лицам и их размер подтвержден материалами дела, заявленный иск является обоснованным по праву и по факту.
При этом судом учтено, что ответчик размер заявленных к взысканию убытков не оспорил, ходатайств о назначении экспертизы не заявлял.
Возможное выделение из федерального бюджета дополнительного финансирования (независимо от его размеров) на осуществление полномочий субъектов Российской Федерации по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, равно как и недостаточность этого финансирования для обеспечения жильем всех нуждающихся, не отменяет и не изменяет общего правила о том, что осуществление этого полномочия относится к расходным обязательствам именно субъектов Российской Федерации.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств, а также неправильным толкованием приведенных норм материального права.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 05 февраля 2024 года по делу N А19-12983/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.А. Будаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-12983/2023
Истец: Администрация города Иркутска
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области