город Иркутск |
|
22 июля 2024 г. |
Дело N А78-9597/2023 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Рудых А.И.,
судей: Курочкиной И.А., Левошко А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Забайкальскому краю на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 15 февраля 2024 года по делу N А78-9597/2023, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 мая 2024 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Олерон+" (ОГРН 5137746125798, ИНН 7714922050, далее - общество, ООО "Олерон+") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Забайкальскому краю (ОГРН 1087536006073, ИНН 7536093338, далее - УМВД РФ по ЗК или Управление) о признании незаконным решения от 11.05.2023 об отказе в предоставлении сведений о гражданах - потребителях услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), об обязании устранить допущенные нарушения прав заявителя путем предоставления информации по запросу ООО "Олерон+" от 21.03.2023 N 1311 в течение тридцати дней со дня вступления решения в законную силу.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 15 февраля 2024 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 мая 2024 года, требования удовлетворены.
Управление в кассационной жалобе, ссылаясь на нарушение норм материального права, несоблюдение норм процессуального права, примеры судебной практики, просит решение и постановление отменить, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования.
По мнению заявителя кассационной жалобы: Федеральным законом от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон N 3-ФЗ), не предусмотрена возможность предоставления коммерческим организациям информации, содержащейся в банках данных полиции, в том числе о регистрации по месту жительства конкретных физических лиц; общество не предоставило доказательств того, что запрос в орган полиции направлен им в отношении лиц, являющихся его абонентами, либо лиц, которые будут являться выгодоприобретателями или поручителями по договору, либо желающих заключить с обществом договор; поскольку согласие физических лиц на предоставление обществу адресно-справочной информации о них и их персональных данных отсутствует, то возложение на Управление обязанности по представлению такой информации нарушает требования Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Законы N 5242-1 и N 152-ФЗ).
Общество в отзыве на кассационную жалобу против ее доводов возразило, ссылаясь на их несостоятельность, просило оставить судебные акты в силе.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 121-123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) (информация о рассмотрении кассационной жалобы размещена в установленном порядке (в сети "Интернет" на сайтах fasvso.arbitr.ru, kad.arbitr.ru)), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в порядке главы 35 АПК РФ правильность применения арбитражными судами норм материального и соблюдение норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно неё, суд округа приходит к следующим выводам.
Судами установлено и материалами дела подтверждается следующее.
ООО "Олерон+" с 01.01.2020 на территории Забайкальского края осуществляет в качестве регионального оператора деятельность по обращению с ТКО.
Ввиду отсутствия у ООО "Олерон+" данных, необходимых для исполнения договоров на оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО (Ф.И.О. потребителей, паспортных данных, даты, места рождения, количества лиц, проживающих в жилом помещении), в адрес УМВД России по ЗК был направлен запрос от 21.03.2023 N 1311 о предоставлении указанных сведений в отношении конкретных адресов.
11.05.2023 обществом получен ответ, согласно которому в отсутствие согласия субъекта персональных данных на предоставление данных о себе, запрашиваемые сведения не могут быть предоставлены. Также в ответе указано, что функционал, используемых в работе подразделений по вопросам миграции ведомственных информационных систем, посредством которых осуществляется сбор персонализированных данных, не предусматривает возможности ведения учета лиц, по параметрам, позволяющим идентифицировать их как собственников жилых помещений, либо лиц, на которых зарегистрированы лицевые счета.
Полагая указанное решение об отказе в предоставлении запрашиваемой информации незаконным и необоснованным, общество обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя требования, суды исходили из наличия у Управления обязанности по предоставлению обществу запрашиваемой информации.
Суд округа оснований для отмены судебных актов не усматривает в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона N 152-ФЗ под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
В силу частей 1, 2, 3 статьи 17 Закона N 3-ФЗ полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах. Формирование и ведение банков данных осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.
Внесению в банки данных подлежит информация, в том числе о лицах - гражданах Российской Федерации, зарегистрированных и снятых с регистрационного учета по месту пребывания или по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Статьей 3 Закона N 5242-1 предусмотрено, что в целях предоставления информации о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (адресно-справочная информация) федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел организует и ведет адресно-справочную работу.
Адресно-справочная информация предоставляется физическим и юридическим лицам по их запросам территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел при наличии согласия лица, в отношении которого такая информация запрашивается.
Порядок предоставления адресно-справочной информации и порядок организации и ведения адресно-справочной работы устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В силу части 7 статьи 17 Закона N 3-ФЗ обработка персональных данных осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
Согласно положениям части 8 статьи 9 Закона N 152-ФЗ персональные данные могут быть получены оператором от лица, не являющегося субъектом персональных данных, при условии предоставления оператору подтверждения наличия оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 названного закона.
Пункт 5 части 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ в числе случаев обработки персональных данных устанавливает обработку персональных данных, необходимых для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем.
Абзацами первым, вторым, седьмым, восьмым и пятнадцатым пункта 148(1) раздела XV(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) установлено, что предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) настоящих Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий. Сведениями, необходимыми региональному оператору для начисления платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, являются, в том числе фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме.
Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 17.07.2018 N 1810-О указано на то, что пункт 5 части 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ, допуская обработку персональных данных, если она необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, направлен на реализацию принципа надлежащего исполнения обязательств в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона (статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации), обеспечивает защиту прав участников договорных отношений, в том числе, по предоставлению коммунальных услуг.
Правильно применив указанные нормы права, суды, принимая во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, оценив доводы сторон и представленные в их обоснование доказательства, установили следующее.
ООО "Олерон+" включено в реестр операторов персональных данных за N 75- 20-002663, что подтверждается общедоступными сведениями Роскомнадзора на интернет-сайте https://pd.rkn.gov.ru/operatorsregistry/operators-list/, то есть является оператором персональных данных потребителей - физических лиц, являющихся стороной публичного договора на оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО (вправе обрабатывать персональные данные потребителей, в том числе запрашивать их персональные данные).
УМВД России по ЗК обладает запрашиваемой информацией как орган, уполномоченный вести учет и регистрацию граждан.
Наличие у общества возможности получить эти данные у других лиц не отменяет права общества получить такие сведения у Управления.
Установив данные обстоятельства, которые заявителем кассационной жалобы по существу не оспорены и не опровергнуты, суды пришли к обоснованным выводам: о наличии у общества права обратиться в орган полиции за предоставлением персональных данных потребителей коммунальной услуги в целях и объеме, установленном действующим законодательством для исполнения условий договора на услугу по обращению ТКО; о незаконности оспариваемого решения Управления об отказе в предоставлении информации и, как следствие, о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Данные выводы соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств, при оценке которых и распределении бремени доказывания необходимых для правильного разрешения спора обстоятельств, требования главы 7, статьи 200 АПК РФ судами не нарушены.
Доводы кассационной жалобы, несмотря на ссылку на нарушение норм материального и процессуального права, по существу выражают несогласие с результатами оценки доказательств, направлены на их переоценку и установление иных фактических обстоятельств, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, определенных в главе 35 АПК РФ.
Приведенные в кассационной жалобе примеры судебной практики кассационным судом не могут быть приняты во внимание, как основанные на иных отличных от настоящего дела доказательствах и обстоятельствах.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, не установлено.
В связи с изложенным обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа и по их ходатайству его копия на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 АПК РФ, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Забайкальского края от 15 февраля 2024 года по делу N А78-9597/2023, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 мая 2024 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Рудых |
Судьи |
И.А. Курочкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Абзацами первым, вторым, седьмым, восьмым и пятнадцатым пункта 148(1) раздела XV(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) установлено, что предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) настоящих Правил.
...
Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 17.07.2018 N 1810-О указано на то, что пункт 5 части 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ, допуская обработку персональных данных, если она необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, направлен на реализацию принципа надлежащего исполнения обязательств в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона (статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации), обеспечивает защиту прав участников договорных отношений, в том числе, по предоставлению коммунальных услуг."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 июля 2024 г. N Ф02-3438/24 по делу N А78-9597/2023