г. Чита |
|
14 мая 2024 г. |
дело N А78-9597/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 мая 2024 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаева Д.В., Будаевой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания до перерыва в судебном заседании помощником судьи Трофимовой О.А., после перерывы в судебном заседании - секретарем судебного заседания Черкашиной С.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Забайкальскому краю на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 15 февраля 2024 года по делу N А78- 9597/2023 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Олерон+" (ОГРН 5137746125798, ИНН 7714922050) к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Забайкальскому краю (ОГРН 1087536006073, ИНН 7536093338) о признании незаконным решения от 11 мая 2023 года об отказе в предоставлении сведений о гражданах - потребителях услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами,
при участии в судебном заседании:
от Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Забайкальскому краю - Андрейченко А.Б. - представителя по доверенности от 14.06.2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Олерон+" (далее - заявитель, общество или ООО "Олерон+") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Забайкальскому краю (далее - УМВД РФ по Забайкальскому краю или Управление) о признании незаконным решения от 11 мая 2023 года об отказе в предоставлении сведений о гражданах - потребителях услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, об обязании устранить допущенные нарушения прав заявителя путем предоставления информации по запросу ООО "Олерон+" от 21.03.2023 N 1311 в течение тридцати дней со дня вступления решения в законную силу.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 15 февраля 2024 года заявленные обществом требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Управление обжаловало его в апелляционном порядке.
Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как незаконного, принятого при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильном применении норм материального права и норм процессуального права.
Управление указывает, что частями 5 - 5.4 статьи 17 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон о полиции) не предусмотрена возможность предоставления коммерческим организациям информации, содержащейся в банках данных полиции, в том числе о регистрации по месту жительства конкретных физических лиц.
В соответствии с абзацем 22 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон N 5242-1) адресно-справочная информация предоставляется физическим и юридическим лицам по их запросам территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел при наличии согласия лица, в отношении которого такая информация запрашивается.
Аналогичные положения содержат пункты 141.3, 162.3 Административного регламента МВД России по предоставлению государственной услуги по предоставлению адресно-справочной информации, утвержденного приказом МВД России от 23 декабря 2022 года N 9843.
УМВД России по Забайкальскому краю осуществляется учет и хранение сведений о гражданах Российской Федерации, а не о местах их пребывания или жительства (ведется личностный, а не адресный учет, картотека адресно-справочной работы сформирована по фамилии, имени, отчеству граждан в алфавитном порядке; ООО "Олерон+" не относится к субъектам, имеющим право на получение содержащихся в базе данных сведений на основании требований, изложенных в абзаце 15 статьи 3 Закона N 5242-1; запрос ООО "Олерон+" о предоставлении адресно-справочной информации не отвечал требованиям абзаца 14 статьи 3 Закона N 5242-1 и требованиям Административного регламента, у УМВД России по Забайкальскому краю не имелось правовых оснований для предоставления запрошенной заявителем информации о персональных данных граждан.
Кроме того, предоставление выписки из домовой книги, справок и иных документов в сфере жилищно-коммунального хозяйства относится к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также учреждений и организаций субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений и организаций.
Также Управление указывает, что заявитель не представил доказательств того, что запрос от 21 марта 2023 года N 1311 направлен в отношении физических лиц, являющихся его абонентами, либо лиц, которые будут являться выгодоприобретателями или поручителями по договору, либо желающих заключить с заявителем какой-либо договор.
В судебном заседании представитель УМВД России по Забайкальскому краю в судебном заседании поддержала доводы жалобы.
Общество в представленном отзыве на апелляционную жалобу выразило согласие с решением суда первой инстанции.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 10 апреля 2024 года был объявлен перерыв до 09 часов 10 минут 24 апреля 2024 года. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, выслушав представителя Управления, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, по результатам конкурсного отбора и на основании соглашения от 30.03.2018 с Министерством природных ресурсов Забайкальского края деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Забайкальского края в качестве регионального оператора с 01.01.2020 осуществляет ООО "Олерон+".
Ввиду отсутствия у ООО "Олерон+" данных, необходимых для исполнения договоров на оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (ФИО потребителей, паспортных данных, даты, места рождения, количества лиц, проживающих в жилом помещении), в адрес УМВД России по Забайкальскому краю был направлен запрос от 21.03.2023 N 1311 о предоставлении указанных сведений в отношении следующих адресов: 672516, Забайкальский край, Читинский район, с. Беклемишево, ул. Луговая, д. 3, кв. 1, 672516, Забайкальский край, Читинский район, с. Беклемишево, ул. Луговая, д. 7, кв. 2, 672516, Забайкальский край, Читинский район, с. Беклемишево, ул. Молодёжная, д. 12 А, кв. 1, 672516, Забайкальский край, Читинский район, с. Беклемишево, ул. Молодёжная, д. 13, кв. 2, 672516, Забайкальский край, Читинский район, с. Беклемишево, ул. Молодёжная, д. 16, кв. 2, 672516, Забайкальский край, Читинский район, с. Беклемишево, ул. Молодёжная, д. 5, кв. 1, 672522, Забайкальский край, Читинский р-н, Ингода п/ст, ул. Центральная, д. 5а, кв. 11, 672541, Забайкальский край, Читинский р-н, Верх-Нарым с, ул. Зеленая, д. 10, кв. 2, 672570, Забайкальский край, Читинский р-н, Новокручининский пгт, ул. Подлесная, д. 20, кв. 42, 672014, Забайкальский край, Чита г, Георгия ул. Костина, д. 8, кв.1, 672014, Забайкальский край, Чита г, ул. Дальневосточная, д. 60, кв. 2.
11.05.2023 обществом получен ответ, согласно которому в отсутствие согласия субъекта персональных данных на предоставление данных о себе, запрашиваемые сведения не могут быть предоставлены. Также в ответе указано, что функционал, используемых в работе подразделений по вопросам миграции ведомственных информационных систем, посредством которых осуществляется сбор персонализированных данных, не предусматривает возможности ведения учета лиц, по параметрам, позволяющим идентифицировать их как собственников жилых помещений, либо лиц, на которых зарегистрированы лицевые счета.
Полагая, что решение не соответствует требованиям законодательства, нарушает его права и законные интересы, УМВД РФ по Забайкальскому краю обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, в связи со следующим.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, а также проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Пунктом 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
В силу части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с частью 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (часть 4).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
В соответствии с пунктом 4(1) Правил N 354 Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с разделом XV(1) настоящих Правил.
Абзацами первым, вторым, седьмым, восьмым и пятнадцатым пункта 148(1) раздела XV(1) Правил N 354 установлено, что предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) настоящих Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
Сведениями, необходимыми региональному оператору для начисления платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, являются, в том числе фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме.
Предоставление указанных сведений не требует согласия потребителя на передачу персональных данных в силу пункта 5 части 1 статьи 6 Федерального закона "О персональных данных".
Как указывалось выше, по результатам конкурсного отбора и на основании соглашения от 30.03.2018 с Министерством природных ресурсов Забайкальского края деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Забайкальского края в качестве регионального оператора с 01.01.2020 осуществляет ООО "Олерон+".
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что в отношении ряда жилых помещений у общества отсутствуют сведения о собственниках/зарегистрированных лицах. В связи чем, региональному оператору не представляется возможным корректно произвести расчет оказанной услуги.
Учитывая вышеизложенное, ООО "Олерон+" для установления зарегистрированных лиц в спорных жилых помещениях направлен запрос в УМВД РФ по Забайкальскому краю о предоставлении персональных данных потребителей услуг, по форме согласно Приложению N 1 (том I, л.д. 21-23).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ) под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
В силу частей 1, 2, 3 статьи 17 Закона о полиции полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах. Формирование и ведение банков данных осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации. Внесению в банки данных подлежит информация, в том числе о лицах - гражданах Российской Федерации, зарегистрированных и снятых с регистрационного учета по месту пребывания или по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Статьей 3 Закона N 5242-1 предусмотрено, что в целях предоставления информации о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (адресно-справочная информация) федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел организует и ведет адресно-справочную работу.
Адресно-справочная информация предоставляется физическим и юридическим лицам по их запросам территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел при наличии согласия лица, в отношении которого такая информация запрашивается. Порядок предоставления адресно-справочной информации и порядок организации и ведения адресно-справочной работы устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В силу части 7 статьи 17 Закона о полиции обработка персональных данных осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
УМВД России по Забайкальскому краю является территориальным органом МВД России на региональном уровне (пункт 2 Положения об Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Забайкальскому краю, утвержденного Приказом МВД России от 01.08.2017 N 581 (далее - Положение)).
УМВД России по Забайкальскому краю организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль, в том числе за соблюдением гражданами Российской Федерации, нанимателями (собственниками) жилых помещений, должностными лицами и лицами, ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (подпункт 18 пункта 13 Положения).
Подпунктом 31 пункта 13 Положения установлено, что УМВД России по Забайкальскому краю осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации выдачу и замену гражданам Российской Федерации документов, удостоверяющих их личность на территории Российской Федерации; учет выданных, утраченных, похищенных и признанных недействительными паспортов гражданина Российской Федерации; регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации; адресно-справочную работу.
УМВД России по Забайкальскому краю обеспечивает ведение и функционирование информационных систем, в том числе банков данных, достоверность, актуальность содержащейся в них информации и ее защиту от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления и (или) распространения, а также от иных неправомерных действий; обеспечивает предоставление сведений, содержащихся в этих информационных системах и банках данных, территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, расположенным на территории Забайкальского края, органам исполнительной власти Забайкальского края, иным государственным органам, органам местного самоуправления, организациям и гражданам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (подпункт 45 пункта 13 Положения).
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что УМВД России по Забайкальскому краю обладает запрашиваемой информацией как орган, уполномоченный вести учет и регистрацию граждан.
В силу положений части 8 статьи 9 Закона N 152-ФЗ персональные данные могут быть получены оператором от лица, не являющегося субъектом персональных данных, при условии предоставления оператору подтверждения наличия оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 названного Федерального закона.
Пункт 5 части 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ в числе случаев обработки персональных данных устанавливает обработку персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем.
Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 17.07.2018 N 1810-О указано на то, что пункт 5 части 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ, допуская обработку персональных данных, если она необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, направлен на реализацию принципа надлежащего исполнения обязательств в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона (статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации), обеспечивает защиту прав участников договорных отношений, в том числе, по предоставлению коммунальных услуг.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что ООО "Олерон+" включено в реестр операторов персональных данных за peг. N 75- 20-002663, что подтверждается общедоступными сведениями Роскомнадзора на интернет-сайте https://pd.rkn.gov.ru/operatorsregistry/operators-list/, то есть является оператором персональных данных потребителей - физических лиц, являющихся стороной публичного договора на оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел правильному выводу, что у ООО "Олерон+", как у регионального оператора по обращению с ТКО, должны быть сведения, позволяющие идентифицировать собственников/нанимателей помещений в многоквартирных домах, а также сведения, необходимые для осуществления обществом своей уставной деятельности, в частности, исполнения условий публичного договора оказания услуг по вывозу ТКО, в целях реализации защиты прав и интересов как потребителей в целях комфортного проживания, так и самого общества по вопросу получения платы за оказанные услуги, соответственно, общество имеет право запрашивать и получать сведения, которые являются персональными данными абонентов - физических лиц, в целях и объеме, установленном действующим законодательством.
Соответственно, заявитель вправе обрабатывать персональные данные потребителей, в том числе запрашивать их персональные данные.
С учетом изложенного является правомерным вывод суда первой инстанции, что в рассматриваемом случае заявитель вправе обратиться в орган полиции за предоставлением персональных данных потребителей коммунальной услуги в целях и объеме, установленном действующим законодательством для исполнения условий договора на услугу по обращению ТКО.
При этом наличие у общества возможности получить эти данные у других лиц не отменяет права общества получить такие сведения у ответчика.
Аналогичная правовой подход отражен в Определении ВС РФ от 18.08.2022 N 309- ЭС22-13591 по делу А76-20209/2021, Постановлении АС Уральского округа от 23.06.2023 N Ф09-3380/23 по делу N А60-51850/2022, Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.05.2023 N 17АП-2545/2023-АК по делу N А60-51851/22.
При указанных обстоятельствах оспариваемое решение от 11.05.2023 об отказе в предоставлении сведений о гражданах (потребителя) услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами не соответствует приведенным выше положениям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" и Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", а также нарушает права и законные интересы ООО "Олерон+".
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к правомерному и обоснованному выводу об удовлетворении требований заявителя.
Вопреки доводам апеллянта, судом первой инстанции не допущено нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права. Бремя доказывания юридически значимых обстоятельств, с учетом конкретных обстоятельств дела о которых указано выше и регулирующих спорные отношения норм материального права, судом первой инстанции распределено верно.
При таких фактических обстоятельствах и правовом регулировании у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 15 февраля 2024 года по делу N А78-9597/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Басаев Д.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-9597/2023
Истец: ООО ОЛЕРОН+
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЗАБАЙКАЛЬСКОМУ КРАЮ