город Иркутск |
|
02 августа 2024 г. |
Дело N А33-16498/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 августа 2024 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Курочкиной И.А., Рудых А.И.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Красноярской региональной просветительской общественной организации "Знание" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 20 февраля 2024 года по делу N А33-16498/2023 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 30 мая 2024 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю (далее - фонд) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Красноярской региональной просветительской общественной организация "Знание" (ОГРН 1202400019084, ИНН 2465333729, далее - организация, страхователь) о взыскании 777 000 рублей финансовых санкций за представление неполных (недостоверных) сведений и за нарушение установленных сроков представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 20 февраля 2024 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 30 мая 2024 года, заявленные требования удовлетворены частично, с организации доход бюджета фонда взыскано 774 500 рублей штрафов, в удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами в части удовлетворения заявленных требований, организация обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просила решение и постановление судов в данной части отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы, ссылаясь на обучающий, просветительский характер деятельности организации, оспаривает выводы судов о наличии оснований для взыскания с последней финансовых санкций по решениям фонда в сумме 774 500 рублей, а также указывает на то, что организация заявление фонда не получала, не была надлежащим образом извещена о начавшемся судебном процессе, у нее отсутствовала возможность представить отзыв на заявление фонда по существу заявленных требований; отчетность за спорные периоды, в том числе по форме СЗВ-КОРР (за период с августа по ноябрь 2023 года) принималась фондом, на что указывалось в протоколах проверки отчетности, вместе с тем, сроки представления отчетности исчислялись не с момента подачи отчетов, а с момента их корректировки; фонд предъявляет требования с 01.01.2023, однако Гончарова Т.М. приступила к обязанностям исполнительного директора организации лишь с 10.07.2023.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 АПК РФ, однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, организацией в установленный законом срок представлены в фонд сведения по форме СЗВ-М за январь-март 2021 года на двух застрахованных лиц - Овчинникова Г.А. и Федорченко И.А, однако сведения по форме СЗВ-СТАЖ (исходная) за 2021 год на данных лиц в установленный законом срок не представлены, в связи с чем страхователю направлено уведомление от 01.04.2022 о необходимости устранения выявленных расхождений в течение пяти рабочих дней, которое в установленные сроки не исполнено. Факт непредставления сведений по форме СЗВ-СТАЖ (исходная) за 2021 год на двух застрахованных лиц отражен в акте N 205S18220018293. По данному факту фондом вынесено решение N 205S19220021442 13.09.2022 о привлечении страхователя к ответственности по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) с назначением штрафа в сумме 1 000 рублей. Требование фонда N 205S01220021925 от 10.10.2022 об уплате финансовой санкции в добровольном порядке организацией не исполнено.
Страхователем с нарушением установленных сроков 19.09.2022 представлены в фонд сведения по форме СЗВ-М (исходная) за апрель 2021 года (на 126 застрахованных лиц), за июнь 2021 года (на 161 застрахованное лицо), за октябрь 2021 года (на 14 застрахованных лиц), за ноябрь 2021 года (на 64 застрахованных лица), за декабрь 2021 года (на 204 застрахованных лица), что отражено в актах N N 205S1822031775, 205S18220031777, 205S1820031778, 205S1820031780, 205S18220031781 от 22.11.2022. По данным фактам фондом 11.01.2023 приняты решения NN 205S19230000387, 205S19230000388, 205S19230000389, 205S19230000390, 205S19230000391 о привлечении страхователя к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ с назначением штрафа в сумме 284 500 рублей. Требования фонда NN 205S01230004137, 205S01230004138, 205S01230004139, 205S01230004140, 205S01230004141 от 09.02.2023 об уплате финансовой санкции в добровольном порядке организацией не исполнены.
Страхователем с нарушением установленного срока 16.09.2022 представлены в фонд сведения по форме СЗВ-СТАЖ (исходная) за 2021 год на 320 застрахованных лиц, что отражено в акте N 205S18220033193 от 02.12.2022. По данному факту фондом 19.01.2023 принято решение N 205S19230001550 о привлечении страхователя к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ с назначением штрафа в сумме 159 500 рублей. Требование фонда N 205S01230004477 от 10.02.2023 об уплате финансовой санкции в добровольном порядке организацией не исполнено.
16.09.2022 страхователем представлены в фонд сведения по форме СЗВ-СТАЖ (исходная) за 2021 год на 320 застрахованных лиц, которые приняты за исключением сведений в отношении пяти застрахованных лиц, что отражено в акте N 205S18220033196 от 02.12.2022. По данному факту фондом 19.01.2023 принято решение N 205S19230001551 о привлечении страхователя к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ с назначением штрафа в сумме 2 500 рублей. Требование фонда N 205S0120004478 от 10.02.2023 об уплате финансовой санкции в добровольном порядке организацией не исполнено.
Страхователем с нарушением установленных сроков 24.11.2022 представлены в фонд сведения по форме СЗВ-М (исходная) за февраль 2022 года (на 179 застрахованных лиц), за март 2022 года (на 145 застрахованных лиц), за апрель 2022 года (на 84 застрахованных лица) и за май 2022 года (на 83 застрахованных лица), что отражено в актах N N 205S18230001179, 205S18230001180, 205S18230001181, 205S18230001182 от 26.01.2023. По данным фактам фондом 13.03.2023 приняты решения NN 205S19230005161, 205S19230005163, 205S19230005164, 205S19230005166 о привлечении страхователя к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ с назначением штрафа в сумме 245 500 рублей. Требования фонда NN 205S01230009784, 205S01230009785, 205S01230009786, 205S01230009787 от 11.04.2023 об уплате финансовой санкции в добровольном порядке организацией не исполнены.
Страхователем с нарушением установленного срока 18.01.2023 в фонд представлены сведения по форме СЗВ-М (исходная) за декабрь 2022 года (на 168 застрахованных лиц), что отражено в акте N 205S18230005849 от 21.03.2023. По данному факту фондом 21.04.2023 принято решение N 205S19230009474 о привлечении страхователя к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ с назначением штрафа в сумме 84 000 рублей. Требование фонда N 205S01230013723 от 19.05.2023 об уплате финансовой санкции в добровольном порядке организацией не исполнено
Неуплата страхователем в добровольном порядке исчисленных фондом финансовых санкций за допущенные страхователем в сфере индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования нарушения послужила основанием для обращения фонда в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Рассматривая настоящее дело, суды первой и апелляционной инстанций исходили из непредставления страхователем в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2 и 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ и, следовательно, наличия основания для привлечения организации к ответственности, предусмотренной части 3 статьи 17 указанного Закона, вместе с тем, не усмотрели факта представления страхователем недостоверных сведений по форме СЗВ-СТАЖ (исходная) за 2021 год в отношении пяти застрахованных лиц, в связи с чем удовлетворили заявленные требования частично.
Как следует из статьи 215 АПК РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя (часть 4); при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы (часть 6).
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования определены Законом N 27-ФЗ.
В силу статьи 1 Закона N 27-ФЗ страхователями являются, в том числе юридические лица, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
Статьей 11 Закона N 27-ФЗ (в действовавшей в рассматриваемый период редакции) предусмотрено, что страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) предусмотренные соответствующей нормой конкретные сведения (пункт 2); страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг) предусмотренные соответствующей нормой конкретные сведения (пункт 2.2).
В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Исследовав и оценив представленные участвующими в деле лицами доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, правильно применив изложенные нормы права, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно установили, что страхователем не представлены либо представлены с нарушением установленных пунктами 2, 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ сроков сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-СТАЖ (исходная) за 2021 год (2 застрахованных лица и 319 застрахованных лиц), по форме СЗВ-М (исходная) за апрель 2021 года (на 126 застрахованных лиц), июнь 2021 года (на 161 застрахованное лицо), октябрь 2021 года (на 14 застрахованных лиц), ноябрь 2021 года (на 64 застрахованных лица), декабрь 2021 года (на 204 застрахованных лиц), февраль 2022 года (на 179 застрахованных лиц), март 2022 года (на 145 застрахованных лиц), апрель 2022 года (на 84 застрахованных лица), май 2022 года (на 83 застрахованных лица), а также за декабрь 2022 года (на 168 застрахованных лиц), в связи с чем пришли к выводам о правомерности привлечения страхователя решениями фонда N 205S19220021442 от 13.09.2022, NN 205S19230000387, 205S19230000388, 205S19230000389, 205S19230000390, 205S19230000391 от 11.01.2023, N 205S19230001550 от 19.01.2023, NN 205S19230005161, 205S19230005163, 205S19230005164, 205S19230005166 от 13.03.2023 и N 205S19230009474 от 21.04.2023 к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ и обоснованно удовлетворили заявленные требования о взыскании финансовых санкций в сумме 774 500 рублей.
Доводы заявителя жалобы о неполучении заявления фонда, отсутствии надлежащего извещения о начавшемся судебном процессе, подлежат отклонению, поскольку, как следует из материалов дела и установлено судами, копия заявления фонда, определение Арбитражного суда Красноярского края от 12 июня 2023 года о принятии к производству суда заявления фонда посредством почтовых отправлений, как и иные определения суда (от 09 августа 2023 года, 29 сентября 2023 года, 27 октября 2023 года), были направлены организации по ее юридическому адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), однако данная корреспонденция не была получена адресатом и возвращена отправителю в связи с истечением срока хранения, соответственно в силу пункта 2 части 4 статьи 123 АПК РФ организация считается извещенной надлежащим образом о начавшемся судебном процессе, при этом фактическое неполучение направленной по указанному в ЕГРЮЛ адресу почтовой корреспонденции в силу части 2 статьи 9 АПК РФ, статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также разъяснений, изложенных в абзаце 2 пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридических лиц", в абзаце 3 пункта 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" является риском самого юридического лица, негативные последствия которого оно несет.
Довод заявителя жалобы об отсутствии возможности представления отзыва на заявление фонда по существу заявленных требований отклоняется, поскольку при рассмотрении дела в суде первой инстанции в судебном заседании 21.11.2023 присутствовал законный представитель организации (Гончарова Т.М), которому было предложено ознакомиться с материалами дела, представить письменный отзыв, также доведены сведения о дате и времени следующего судебного заседания.
Доводы организации о принятии фондом отчетности за спорные периоды, в том числе по форме СЗВ-КОРР, на что указано в протоколах проверки отчетности, при отсутствии каких-либо замечаний подлежат отклонению, поскольку данные обстоятельства не освобождали страхователя от соблюдения требований пунктов 2 и 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ при подаче сведений индивидуального (персонифицированного) учета по формам СЗВ-М (исходная), СЗВ-СТАЖ (исходная) и не являются основанием для освобождения от установленной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ ответственности.
Довод заявителя жалобы о том, что фонд предъявляет требования с 01.01.2023, тогда как Гончарова Т.М. приступила к обязанностям исполнительного директора организации лишь с 10.07.2023, не принимается во внимание судом округа, поскольку к ответственности за совершенные правонарушения привлечено юридического лицо, а не его должностное лицо.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
При подаче кассационной жалобы организацией уплачено 3 000 рублей государственной пошлины, тогда как по рассматриваемой категории дел следовало уплатить 1 500 рублей (подпункты 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ, пункт 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлины при рассмотрении дел в арбитражных судах"), в связи с чем 1 500 рублей являются излишне уплаченными и подлежат возврату из федерального бюджета.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 104, 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 20 февраля 2024 года по делу N А33-16498/2023 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 30 мая 2024 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Красноярской региональной просветительской общественной организации "Знание" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 рублей, излишне уплаченную по чеку по операции от 11 июня 2024 года.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
И.А. Курочкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы организации о принятии фондом отчетности за спорные периоды, в том числе по форме СЗВ-КОРР, на что указано в протоколах проверки отчетности, при отсутствии каких-либо замечаний подлежат отклонению, поскольку данные обстоятельства не освобождали страхователя от соблюдения требований пунктов 2 и 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ при подаче сведений индивидуального (персонифицированного) учета по формам СЗВ-М (исходная), СЗВ-СТАЖ (исходная) и не являются основанием для освобождения от установленной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ ответственности.
...
При подаче кассационной жалобы организацией уплачено 3 000 рублей государственной пошлины, тогда как по рассматриваемой категории дел следовало уплатить 1 500 рублей (подпункты 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ, пункт 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлины при рассмотрении дел в арбитражных судах"), в связи с чем 1 500 рублей являются излишне уплаченными и подлежат возврату из федерального бюджета."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 2 августа 2024 г. N Ф02-3454/24 по делу N А33-16498/2023