город Иркутск |
|
09 августа 2024 г. |
Дело N А10-4078/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 августа 2024 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Дамбарова С.Д.,
судей: Кушнаревой Н.П., Фирсова А.Д.,
при ведении протокола помощником судьи Поповой М.А.,
при участии в судебном заседании посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия представителей общества с ограниченной ответственностью "ЭкоАльянс" Макеевского А.П., (доверенностью от 08.01.2024, паспорт, диплом), садоводческого некоммерческого товарищества "60 лет Бурятии" Герасимова М.А. (доверенность от 01.08.2023, паспорт, диплом),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества "60 лет Бурятии" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 13 ноября 2023 года по делу N А10-4078/2021, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 февраля 2024 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЭкоАльянс" (далее - ООО "ЭкоАльянс", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации, к садоводческому некоммерческому товариществу "60 лет Бурятии" (далее - СНТ "60 лет Бурятии", Товарищество, ответчик) о взыскании 304 913 рублей 30 копеек задолженности за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в период декабрь 2019 года - январь 2022 года, 159 035 рублей 45 копеек пени за период с 11.01.2020 по 08.10.2023, пени с 09.10.2023 по день фактической оплаты задолженности.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 13 ноября 2023 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 февраля 2024 года, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, СНТ "60 лет Бурятии" обратилось с кассационной жалобой, в которой ссылается на нарушение судами норм материального и процессуального права. Заявитель жалобы просит судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, отказав истцу в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В кассационной жалобе и дополнениях к ней заявитель не согласен с выводами судов о наличии между сторонами договорных отношений. Судами установлено, что как минимум 106 собственников дачных домов оплачивают услуги регионального оператора, следовательно, члены СНТ в силу прямого указания закона заключили договор с региональным оператором. Также не доказано фактическое оказание региональным оператором услуг юридическому лицу - СНТ "60-лет Бурятии".
Заявитель указывает, что взыскание задолженности с СНТ "60 лет Бурятии" приведет к двойной оплате услуг ООО "ЭкоАльянс" собственниками земельных участков, уже заключивших договор с региональным оператором, поскольку взысканная сумма задолженности будет оплачена за счет членских или целевых взносов, в том числе собственников земельных участков, ранее открывших лицевые счета в 2019 году и оплативших услуги по вызову ТКО региональному оператору. Также заявитель считает, что отсутствие утвержденного норматива вывоза ТКО является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "ЭкоАльянс" доводы жалобы отклонило, указав на их несостоятельность.
Присутствующие в судебном заседании стороны поддержали свои доводы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Определением суда кассационной инстанции от 27 июня 2024 года рассмотрение кассационной жалобы отложено до 12 часов 00 минут 30 июля 2024 года.
Определением от 30 июля 2024 года судья Качуков С.Б., рассматривавший дело в составе коллегии судей, заменен на судью Фирсова А.Д.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов кассационной жалобы, правильность применения Арбитражным судом Республики Бурятия и Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдение ими норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в соответствии с соглашениями об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Бурятия от 14.05.2018 г. (Зона N 1) и от 20.06.2018 (Зона N 2, Зона N 3) заключенными между Министерством природных ресурсов Республики Бурятия и ООО "ЭкоАльянс", последнему присвоен статус регионального оператора сроком на 10 лет.
ООО "ЭкоАльянс" с 01 апреля 2019 года приступило к организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Бурятии.
СНТ "60 лет Бурятии" в адрес направлена заявка на заключение договора оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В период май 2019 г. - февраль 2021 г. СНТ "60 лет Бурятии" оказывалась услуга по вывозу ТКО, однако СНТ "60 лет Бурятии" не исполнило обязанностей по ее оплате. Ответчику за спорный период выставлены акты об оказанных услугах.
В адрес ответчика направлена претензия от 22.03.2021, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений, которая осталась без ответа, что послужило основанием для обращения истца в суд.
Принимая решение, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 10, 123.12, 329, 330, 332, 426, 445, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федеральным законом от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (ред. от 18.03.2021, с изм. от 30.05.2023) "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641", учел правовую позицию, сформулированную в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" пришел к выводу, что исковые требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.
По результатам повторного рассмотрения дела апелляционный суд выводы суда первой инстанции поддержал.
Указанные выводы судов являются правильными и соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно части 1 статьи 24.7 Закона об отходах региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
В силу части 2 статьи 24.6 Закона об отходах сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
Согласно пункту 8(12) Правил N 1156 в случае, если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с ТКО либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора.
Пункт 1 статьи 123.12 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет товарищество собственников недвижимости как добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, садовых домов, садовых или огородных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами.
В соответствии со статьей 5 и пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" обеспечение обращения с ТКО является одной из целей товарищества для создания благоприятных условий и распространяется в отношении всех лиц, объекты которых расположены на территории садоводческого товарищества, как являющихся членами садового общества, так и не являющихся таковыми.
На основании пункта 3 части 5 статьи 14 названного Закона членские взносы могут быть использованы исключительно на расходы, связанные, в том числе, с осуществлением расчетов с оператором по обращению с ТКО, региональным оператором по обращению с ТКО на основании договоров, заключенных товариществом с этими организациями.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором от своего имени и в интересах собственника домовладения заключает садоводческое некоммерческое товарищество, что следует из пункта 148(5) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
В рассматриваемом случае суды обоснованно исходили из того, что СНТ "60 лет Бурятии" является уполномоченным лицом, действующим в интересах членов товарищества (садоводов), для которого заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО является обязательным, а в силу установленного судом юридического состава такой договор считается заключенным на условиях типового договора.
Садовое или огородническое некоммерческое товарищество в лице органов его управления является уполномоченным лицом, действующим от своего имени и в интересах членов товарищества (собственников домовладений), которое заключает договор на оказание услуг по обращению с ТКО с соответствующим региональным оператором по обращению с ТКО. Товариществу не требуется получение от членов дополнительных полномочий, в том числе в форме решения общего собрания, для заключения от их имени договора на обращение с ТКО с региональным оператором (Апелляционные определения Верховного Суда Российской Федерации от 21.10.2021 N АПЛ21-364, от 18.10.2022 N АПЛ22-402, Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24.02.2022 N 436-О, от 30.05.2023 N 1308-О).
Подпункт "б" пункта 148(5) Правил обращения с ТКО не препятствует заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с соответствующим региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно собственником жилого дома (домовладения).
При расчете задолженности ООО "ЭкоАльянс" учтено, что часть членов товарищества заключили прямые договоры на обращение с ТКО, в отношении остальных членов - обязанность по оплате оказанных услуг лежит на товариществе, выступающем в отношениях с региональным оператором от их имени. В рамках настоящего дела при определении суммы требований к товариществу истец учел наличие 106 лицевых счетов открытых физическим лицам, как собственникам жилых домов, что исключает возможность двойного взыскания денежных средств.
Соответствующая методика расчета не противоречит законодательству и допускается судебной практикой (определение Верховного суда Российской Федерации от 20.06.2024 N 307-ЭС24-8822).
Оценивая доводы СНТ "60 лет Бурятии" о недоказанности фактического оказания услуг со стороны регионального оператора, суд апелляционной инстанции указал, что в ходе рассмотрения дела в судебном заседании представитель ответчика подтвердил факт вывоза ТКО с территории СНТ. В отсутствие доказательств выборочного вывоза ТКО лишь в отношении лиц, с которыми заключены прямые договоры, суд счел, что соответствующая услуга считается оказанной.
Отсутствие в спорный период с декабря 2020 года по май 2020 года утвержденного в установленном порядке норматива потребления для определения объемов оказанных услуг в муниципальном районе не может освободить ответчика от исполнения обязательства по оплате услуг и само по себе не является основанием для отказа в иске о взыскании такой платы. В данном случае применяется нормативный акт, регулировавший аналогичные отношения, которым и является Постановление Правительства Республики Бурятия от 29.11.2016 N 540, а именно норматив накопления отходов, установленный для г. Улан-Удэ.
При этом судами учтено, что применение замещающих нормативов потребления приведет к существенному увеличению размера обязательств по оплате.
Таким образом, обжалуемые судебные акты являются по существу правильными, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих их отмену, не допущено, оценка доказательств произведена с учетом требований статей 9, 65 - 71 АПК РФ в их совокупности и взаимной связи.
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их относимости, допустимости, достаточности, достоверности, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя кассационной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 13 ноября 2023 года по делу N А10-4078/2021, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 февраля 2024 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Д. Дамбаров |
Судьи |
Н.П. Кушнарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность взыскания задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами с садоводческого товарищества, отметив наличие договорных отношений между сторонами. Суд установил, что товарищество действовало в интересах своих членов и обязано оплачивать услуги, несмотря на наличие прямых договоров у некоторых собственников. Доказательства оказания услуг были признаны достаточными для удовлетворения иска.
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 9 августа 2024 г. N Ф02-2438/24 по делу N А10-4078/2021
Хронология рассмотрения дела:
17.09.2024 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6470/2023
09.08.2024 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2438/2024
19.02.2024 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6470/2023
13.11.2023 Решение Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-4078/2021