город Иркутск |
|
12 августа 2024 г. |
Дело N А10-5902/2023 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Рудых А.И.,
судей: Курочкиной И.А., Левошко А.Н.,
при ведении помощником судьи Слободчиковой О.А. протокола открытого судебного заседания, проводимого с использованием веб-конференции,
при участии представителей: Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия и лица, не привлеченного к участию в деле - Правительства Республики Бурятия - Мункожаповой А.С. (доверенности от 09.01.2024 и от 23.07.2024, диплом), общества с ограниченной ответственностью "Гарантия-2" - Тайшихина О.С. (доверенность от 01.09.2023, диплом), страхового акционерного общества "ВСК" - Луничева В.А. (доверенность от 30.06.2023, диплом),
рассмотрев кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 25 декабря 2023 года по делу N А10-5902/2023, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 мая 2024 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Гарантия-2" (ОГРН 1020300977400, ИНН 0326012146, далее - ООО "Гарантия - 2", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия (ОГРН 1020300972680, ИНН 0323007532, далее - министерство) об отказе в предоставлении субсидии возмещения части затрат на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования от 30.08.2023, выраженного в реестре заявителей, по которым принято отрицательное решение.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено страховое акционерное общество (АО) "ВСК" (далее также - страховое общество).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 25 декабря 2023 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 мая 2024 года, требования удовлетворены.
Министерство в кассационной жалобе, ссылаясь на нарушение норм материального права, несоблюдение норм процессуального права, просит судебные акты отменить, дело передать на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
По мнению заявителя кассационной жалобы: общество для выделения ему второй части субсидии, обязано было предоставить документы, свидетельствующие об уплате первой части страховых взносов до 01.08.2023, как это предусмотрено Порядком предоставления субсидии на возмещение затрат на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования, утвержденным постановлением Правительства Республики Бурятия от 05.04.2023 N 179 (далее - Порядок N 179).
Министерство полагает: к участию в деле необходимо было привлечь Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, как главного распорядителя спорной субсидии и Правительство Республики Бурятия, как лица утвердившего нормативно правовой акт, которым руководствовалось министерство при принятии решения и с учетом факта предоставления второй части субсидии за счет средств республиканского бюджета; с него неправомерно взыскано 3000 рублей судебных расходов по оплате государственной пошлины.
ООО "Гарантия - 2" и страховое общество в отзывах на кассационную жалобу против её доводов возразили, ссылаясь на их несостоятельность и свое согласие с принятыми судебными актами.
Присутствующие в судебном заседании представители сторон поддержали доводы и возражения, изложенные в кассационной жалобе и отзывах на нее.
Проверив в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения арбитражными судами норм материального и соблюдение норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно неё, суд округа приходит к следующим выводам.
11.05.2023 и 12.05.2023 на основании письменного заявления страхователя и в соответствии с Правилами страхования N 128 на страхование урожая сельскохозяйственных культур, посадок многолетних насаждений, осуществляемого с государственной поддержкой, между страховым обществом и ООО "Гарантия-2" заключены договора сельскохозяйственного страхования урожая сельскохозяйственных культур N 23840D8000002 и N 23840D8000009.
Согласно условиям договоров, объектом страхования выступают имущественные интересы страхователя (выгодоприобретателя), связанные с риском утраты (гибели) урожая сельскохозяйственных культур, в том числе многолетних насаждений в результате событий, приведенных в пункте 2.4 договора.
Пунктом 2.3.1 договоров предусмотрена рассрочка выплаты страховой премии.
По договору N 23840D8000002 общая страховая сумма - 26 446 114 рублей, страховая премия - 1 340 169 рублей 37 копеек, первый взнос в сумме 670 084 рублей 68 копеек - до 30.06.2023, второй страховой взнос в сумме 670 084 рублей 69 копеек - до 15.08.2023.
По договору N 23840D8000009 общая страховая сумма - 155 965 808 рублей, общая страховая премия - 5 302 837 рублей 47 копеек, первый взнос - 2 651 418 рублей 73 копейки до 30.06.2023, аналогичный второй страховой взнос - до 15.08.2023.
21.06.2023 между обществом и министерством на основании поданной заявки на получение субсидии на уплату страховых взносов по указанным договорам сельскохозяйственного страхования, заключены соглашения N 23 СР/205 и N 23 СР/208, предметом которых являлось предоставление в 2023 году из бюджета Республики Бурятия субсидии в целях финансового обеспечения затрат получателя на уплату страховых премии по договорам сельскохозяйственного страхования в области растениеводства.
По заключенным соглашениям, обществу 26.06.2023 предоставлены субсидии на уплату 90% первых взносов страховых премий в сумме 2 386 276 рублей 86 копеек и 603 076 рублей 22 копеек, которые 27.06.2023 перечислены в страховое общество по договорам страхования от 11.05.2023 и от 12.05.2023.
28.08.2023 общество направило в министерство заявление (с приложенными документами) об оплате оставшихся 10% страховой премии указанным по договорам для принятия решения о предоставлении второго платежа субсидии на уплату страховых взносов.
30.08.2023 по результатам рассмотрения заявления министерством принято решение об отказе в предоставлении субсидии, оформленное виде реестра заявителей.
Основанием отказа в предоставлении второй части субсидии явилось несвоевременное предоставление обществом документов, подтверждающих оплату первых взносов до 01.08.2023 согласно пункту 10.1 Порядка N 179.
Полагая указанное решение незаконным и необоснованным, общество обратилось в суд с рассматриваемым требованием.
Удовлетворяя требование, суды исходили из отсутствия у министерства правовых оснований для отказа обществу в предоставлении оставшейся части субсидии на компенсацию выплат страховых премий по двум договором сельскохозяйственного страхования.
Выводы судов являются правильными в силу следующего.
В соответствии с Порядком N 179 субсидии предоставляются в целях реализации государственной программы "Развитие агропромышленного комплекса и сельских территории в Республике Бурятия, утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 28.02.2013 N 102.
Указанная государственная программа принята с учетом исполнения Федерального закона от 25.07.2011 N 260-ФЗ "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" (далее - Закон N 260) и постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия".
Пунктом 6 Порядка N 179 предусмотрено, что министерство не позднее чем за 10 календарных дней до даты начала (приема) заявок размещает на официальном сайте министерства и (или) на едином портале объявление о проведении отбора на предоставление субсидии согласно пункту 1 пункта 5 Порядка с указанием сроков и порядка проведения отбора, даты начала и окончания приема заявок участников отбора, которая не может быть ранее 10-го календарного дня следующего за днем размещения объявления о проведении отбора, наименования, места нахождения, почтового адреса электронной почты министерства, результатов предоставления субсидии в соответствии с пунктом 28 настоящего Порядка, адреса официального сайта министерства и сети Интернет, требований к участникам отбора и перечня документов, порядка подачи заявок, предъявляемых к форме и содержанию заявок и так далее.
В пункте 6.1 Порядка N 179 указано, что для договоров страхования в области растениеводства отбор объявляется Министерством до 1 мая текущего года.
Согласно пункту 10.1 Порядка N 179 заявители в силу подпункта 2 пункта 5 Порядка N 179 дополнительно к пункту 10 указанного Порядка (кроме подпункта 1), в срок до 1 августа представляют в министерство следующие документы: 1) заявление о перечислении целевых средств на расчетный счет страховой организации согласно приложению N 2 к указанному Порядку; 2) копии платежных документов, подтверждающих оплату по договору страхования.
В соответствии с пунктом 20 Порядка N 179 основаниями для отказа в предоставлении субсидии являются: несоответствие представленных документов, определенным пунктам 10, 10.1 Порядка N 179, или непредставление (представление не в полном объеме) указанных документов, а также недостоверность представленной заявителем информации; несоответствие условиям и требованиям предоставления субсидии, предусмотренными пунктами 7,8 Порядка N 179; недостоверность представленных сведений и (или) документов; предоставление заявки после окончания срока их приема; отсутствие обеспечения подписания соглашения (дополнительного соглашения) в сроки, указанные в абзацах 2, 3 и 4 пункта 24 Порядка N 179.
Иных оснований отказа в предоставлении субсидии Порядок N 179 не содержит.
Правильно применив указанные нормы права, арбитражные суды, оценив, доводы сторон и представленные в их обоснование доказательства, установили следующее.
Обществом в срок, установленный пунктом 6.1 Порядка N 179 (до 1 мая текущего года), направлена заявка в министерство, по ней принято положительное решение о предоставлении субсидии на часть страховой премии по договорам страхования.
Заявка соответствовала всем условиям, указанным в разделе 4 Порядка N 179 "Условия предоставления субсидии", замечаний со стороны министерства не имелось.
Согласно платежным поручениям от 26.06.2023 в адрес общества субсидии перечислены по соглашениям от 21.06.2023, а общество в свою очередь, 27.06.2023 платежными поручениями N 431, N 432 перечислило полученные суммы в страховое общество, исполнив свои обязательства по оплате страховых премии за счет субсидии.
Указанный в пункте 10.1 Порядка N 179 срок предоставления документов на оплату оставшейся части страховой премии до 1 августа, не является пресекательным, поскольку обращаясь за оплатой оставшейся части страховой премии, заявитель предоставляет дополнительные сведения.
Доказательства использования оставшейся части субсидии на иные цели, а не на компенсацию затрат по выплате страховых премии по договорам страхования в деле отсутствуют.
Каких-либо иных условий, касающихся получения субсидии на оставшуюся часть страховой премии и которым не соответствовал заявитель, Порядок N 179 не содержит.
Установив данные обстоятельства, которые заявителем кассационной жалобы по существу не оспорены и не опровергнуты, суды пришли к обоснованным выводам: об отсутствии у министерства правовых оснований для отказа обществу в предоставлении субсидии и нарушении тем сам его прав и законных интересов на достижение целей, предусмотренных Законом N 260-ФЗ на получение страховой защиты при производстве сельскохозяйственной продукции в условиях рискового земледелия и исполнения заключенных договоров страхования, в том числе по уплате страховых премий и, как следствие, о наличии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Данные выводы соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств, при оценке которых и распределении бремени доказывания необходимых для правильного разрешения спора обстоятельств, требования главы 7, статьи 200 АПК РФ судами не нарушены.
По мнению заявителя кассационной жалобы, обжалуемые судебные акты приняты о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, главного распорядителя бюджетных средств - Министерства сельского хозяйства РФ и Правительства Республики Бурятия.
Вместе с тем принятые судебные акты непосредственно не затрагивают прав и обязанностей названных лиц, поскольку никаких правовых последствий для них не порождают и не возлагают на них каких-либо обязанностей.
По данной категории дел законом не предусмотрено обязательного участия главного распорядителя бюджетных средств (подпункт 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, часть 6 статьи 46 АПК РФ, пункт 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации").
Настоящий спор рассмотрен по правилам главы 24 АПК РФ, и судебный акт принят в пользу заявителя - общества.
Положениями названной главы не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия. Вопрос о судебных расходах, понесенных заявителями и заинтересованными лицами, разрешается судом по правилам главы 9 АПК РФ.
В пункте 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" разъяснено, что согласно статье 110 АПК РФ между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые регулируются главой 9 АПК РФ.
Законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов и органов местного самоуправления от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов.
В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов. В связи с изложенным, соответствующий довод министерства суд округа отклоняет как необоснованный.
При этом, суд округа учитывает, что указанные выше доводы заявлены министерством впервые, не были предметом рассмотрения судами двух инстанций, не влияют на законность принятых судебных актов и не являются основаниями для их отмены.
Иные доводы кассационной жалобы, несмотря на ссылку на нарушение норм материального и процессуального права, по существу выражают несогласие с результатами оценки доказательств, направлены на их переоценку и установление иных фактических обстоятельств, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, определенных в главе 35 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, не установлено, в связи с чем и на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа и по их ходатайству его копия может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 АПК РФ, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 25 декабря 2023 года по делу N А10-5902/2023, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 мая 2024 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Рудых |
Судьи |
И.А. Курочкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность решения о предоставлении субсидии на возмещение затрат на уплату страховых премий, отметив отсутствие оснований для отказа со стороны министерства. Суд установил, что документы были представлены в срок, и условия для получения субсидии были соблюдены, что подтверждает правомерность требований общества. Кассационная жалоба отклонена.
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12 августа 2024 г. N Ф02-3661/24 по делу N А10-5902/2023