город Иркутск |
|
19 августа 2024 г. |
Дело N А10-7861/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 августа 2024 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Курочкиной И.А., Рудых А.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ивановой И.Г., содействии Арбитражного суда Республики Бурятия (судья Сковородин А.С., помощник судьи Помулева Д.И.),
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Республики Бурятия представителей: Министерства промышленности, торговли и инвестиций Республики Бурятия - Бадмаевой О.Х. (доверенность от 27.11.2023, паспорт, диплом), Гарантийного фонда содействия кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства и развития промышленности Республики Бурятия - Труфановой И.Б. (доверенность N 03 АА 1165205 от 19.08.2020, паспорт, диплом), в помещении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа - представителя Общества с ограниченной ответственностью "Байкальская нерудная компания" - Матвеева В.С. (доверенность N 5 от 18.06.2024, паспорт, диплом),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Байкальская нерудная компания" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 27 февраля 2024 года по делу N А10-7861/2023 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 03 мая 2024 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Байкальская нерудная компания" (ОГРН 1220300005958, ИНН 0300007751, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Министерству промышленности, торговли и инвестиций Республики Бурятия (далее - министерство) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении субсидии, об обязании заключить договор о предоставлении субсидии, предоставить субсидию.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Гарантийный фонд содействия кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства и развития промышленности Республики Бурятия (ОГРН 1110327011640, ИНН 0323358650, далее - гарантийный фонд).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 27 февраля 2024 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 03 мая 2024 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просило решение и постановление судов отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы оспаривает выводы судов о наличии оснований для отказа в предоставлении субсидии на возмещение части затрат, связанных с приобретением нового оборудования, ввиду несоответствия общества требованиям подпунктов "в" и "е" пункта 2.1 Порядка предоставления хозяйствующим субъектам в сфере обрабатывающей промышленности субсидий из республиканского бюджета на возмещение части затрат, связанных с приобретением нового оборудования, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 23.06.2022 N 373 (далее - Порядок N 373); указывает на то, что предоставленные гарантийным фондом в соответствии с договорами N 030122020-1 от 07.10.2022, N 030122020-2 от 07.10.2022 целевые займы не являются субсидией либо бюджетной инвестицией, предоставляемыми, в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иными денежными обязательствами перед республиканским бюджетом, а действующим законодательством каких-либо ограничений на получение юридическим лицом различных мер поддержки из республиканского бюджета не предусмотрено; так, задолженность перед гарантийным фондом, являющимся некоммерческой организацией, не является задолженностью перед республиканским бюджетом, поскольку полученные от гарантийного фонда денежные средства являются собственностью последнего и предоставлены в качестве займа, имеющего своей целью дополнительное финансирование общества для приобретения нового оборудования, в то время как целью получения испрашиваемой субсидии является возмещение части расходов общества на приобретение данного оборудования, что в полной мере соответствует требованиям пункта 1.2 Порядка N 373 и свидетельствует об отсутствии оснований для отказа в предоставлении испрашиваемой субсидии.
Министерство в отзыве на кассационную жалобу выразило согласие с обжалуемыми судебными актами.
Гарантийный фонд отзыв на кассационную жалобу не представил.
Участвующие в судебном заседании представители общества и министерства подтвердили доводы кассационной жалобы и отзыва на нее соответственно, представитель гарантийного фонда - поддержала позицию министерства, выразила согласие с обжалуемыми судебными актами.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество на территории Республики Бурятия реализует инвестиционный проект по производству щебня.
09.12.2022 между Обществом с ограниченной ответственностью "СВК Пилот" и обществом заключен договор поставки N 02209/12 оборудования для дробильно-сортировочного комплекса ДСК200, стоимостью 33 164 369 рублей 70 копеек.
06.09.2023 общество представило министерству документы на предоставление из республиканского бюджета субсидии в размере 12 548 508 рублей на возмещение части затрат, связанных с приобретением нового оборудования, в соответствии Порядком N 373.
19.09.2023 по поданной обществом заявке уполномоченным лицом министерства, с учетом заключения комиссии по рассмотрению заявки хозяйствующего субъекта в сфере обрабатывающей промышленности от 15.09.2023, принято решение об отказе в предоставлении субсидии.
Письмами N 12-01-32-И4147/23 от 19.09.2023, N 12-01-32-И4289/23 от 29.09.2023 министерство сообщило обществу об отказе в предоставлении субсидии в связи с несоответствием общества требованиям подпунктов "в", "е" пункта 2.1 Порядка N 373.
Не согласившись с отказом министерства в предоставлении субсидии, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанции исходили из отсутствия правовых оснований для предоставления испрашиваемой субсидии ввиду несоответствия общества требованиям, предъявляемым для ее получения, в связи с чем пришли к выводам о законности решения министерства и отсутствии нарушения им прав и законных интересов общества.
Согласно статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением прямо предусмотренных данной нормой случаев), выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1); из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субсидии предоставляются в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, в порядке, установленном нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в пункте 2.1 настоящей статьи (подпункт 2 пункта 2).
Отношения, возникающие между субъектами, осуществляющими деятельность в сфере промышленности, организациями, входящими в состав инфраструктуры поддержки указанной деятельности, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при формировании и реализации промышленной политики в Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 31.12.2014 N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" (далее - Закон N 488-ФЗ).
Согласно статье 11 данного Закона финансовую поддержку субъектов деятельности в сфере промышленности могут предоставлять государственные фонды развития промышленности, создаваемые Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации в организационно-правовой форме фонда или автономного учреждения либо создаваемые Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации совместно с организациями, входящими в состав инфраструктуры поддержки деятельности в сфере промышленности, в организационно-правовой форме фонда; государственные фонды развития промышленности являются организациями, входящими в состав инфраструктуры поддержки деятельности в сфере промышленности (часть 1); государственные фонды развития промышленности создаются и действуют в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом (часть 2); государственные фонды развития промышленности предоставляют финансовую поддержку субъектам деятельности в сфере промышленности в любой соответствующей законодательству Российской Федерации форме, в том числе в форме займов, грантов, взносов в уставный капитал, финансовой аренды (лизинга) (часть 4); государственные фонды развития промышленности, создаваемые Российской Федерацией или Российской Федерацией совместно с организациями, входящими в состав инфраструктуры поддержки деятельности в сфере промышленности, осуществляют финансовую поддержку субъектов деятельности в сфере промышленности за счет средств федерального бюджета, а также за счет иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников (часть 5); государственные фонды развития промышленности осуществляют операции со средствами, поступившими в соответствии с законодательством Российской Федерации из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на лицевых счетах, открываемых в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации, в том числе со средствами, полученными при возврате выданных займов, источником финансового обеспечения которых являлись средства, предоставленные из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (часть 9).
Аналогичные положения относительно образования и деятельности гарантийного фонда изложены в Законе Республики Бурятия от 07.05.2016 N 1734-V "О промышленной политике в Республике Бурятия".
Согласно статье 12 данного Закона финансовая поддержка субъектов деятельности в сфере промышленности предоставляется в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия с учетом состояния отдельных отраслей промышленности в Республике Бурятия, в том числе путем: предоставления за счет средств республиканского бюджета субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (пункт 1); предоставления иной финансовой поддержки субъектов деятельности в сфере промышленности в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия (пункт 4).
В целях реализации мероприятий Государственной программы Республики Бурятия "Развитие промышленности, малого и среднего предпринимательства и торговли", утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 28.03.2013 N 151 (далее - Государственная программа N 151), и определения порядка предоставления субсидии на обеспечение деятельности (докапитализации) гарантийного фонда в целях предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в сфере промышленности постановлением Правительства Республики Бурятия от 18.05.2018 N 262 утвержден соответствующий Порядок (далее - Порядок N 262).
Согласно положениям данного Порядка целью предоставления субсидии является обеспечение деятельности (докапитализации) гарантийного фонда на предоставление финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в сфере промышленности в виде займа в рамках мероприятий Программы; источниками финансового обеспечения субсидии являются средства республиканского бюджета, средства межбюджетного трансферта из федерального бюджета (пункт 1.2); главным распорядителем бюджетных средств является министерство (пункт 1.3); получателем субсидии является гарантийный фонд (пункт 1.4); cубсидия предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству как главному распорядителю бюджетных средств в законе о республиканском бюджете на текущий финансовый год и плановый период на цели предоставления субсидии (пункт 1.5); субсидия предоставляется в целях обеспечения деятельности (докапитализации) фонда на предоставление финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в сфере промышленности в виде займа на финансирование проектов, направленных на внедрение передовых технологий, создание новых продуктов и дальнейшую обработку продуктов, полученных в промышленности, организацию импортозамещающих и экспортно ориентированных производств, модернизацию производства в Республике Бурятия по следующим направлениям: на оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в сфере промышленности за счет средств республиканского бюджета; на оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, основной вид деятельности которых относится к сфере ведения министерства, за счет средств республиканского бюджета и межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета в целях софинансирования расходных обязательств Республики Бурятия; средства субсидии не могут быть направлены на финансирование административно-хозяйственной деятельности фонда (пункт 2.2); фонд обеспечивает ведение реестра получателей субсидий и ежемесячно представляет его в министерство для внесения соответствующей информации в реестр получателей поддержки (пункт 2.12).
Общие положения о предоставлении субсидий из республиканского бюджета на возмещение части затрат хозяйствующих субъектов в сфере обрабатывающей промышленности, связанных с приобретением нового оборудования в рамках реализации инвестиционного проекта, условия и порядок предоставления субсидий, требования к отчетности, к осуществлению контроля за соблюдением целей, условий и порядка предоставления субсидий и ответственность за их несоблюдение, определены Порядком N 373.
Данным Порядком предусмотрено, что целью предоставления субсидий является возмещение части затрат хозяйствующих субъектов в сфере обрабатывающей промышленности, связанных с приобретением нового оборудования в рамках реализуемого инвестиционного проекта, в соответствии с мероприятиями Государственной программы N 151 (пункт 1.2); главным распорядителем бюджетных средств является министерство (пункт 1.4).
Пунктом 2.1 Порядка N 373 предусмотрены требования, которым должны соответствовать хозяйствующие субъекты в сфере обрабатывающей промышленности на дату представления документов, для получения субсидий, в том числе: у хозяйствующего субъекта в сфере обрабатывающей промышленности отсутствует просроченная задолженность по возврату в республиканский бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иная просроченная (неурегулированная) задолженность по денежным обязательствам перед республиканским бюджетом (подпункт "в"); хозяйствующие субъекты в сфере обрабатывающей промышленности не должны получать средства из республиканского бюджета на основании иных нормативных правовых актов на цели, указанные в пункте 1.2 настоящего Порядка (подпункт "е").
Рассматривая настоящий спор, суды обоснованно установили, что министерством гарантийному фонду на основании Соглашений N 40-2022-002193 от 24.08.2022, N 40-2021-01467 от 30.06.2021 из бюджета Республики Бурятия перечислена субсидия на общую сумму 50 000 000 рублей, средства которой в рамках государственной поддержки хозяйствующим субъектам на приобретение нового оборудования по Государственной программе N 151 были предоставлены гарантийным фондом обществу посредством заключения договоров целевого займа N 030122020-1 от 07.10.2022, N 030122020-2 от 07.10.2022 на общую сумму 50 000 000 рублей под 3% годовых сроком на 7 лет, по которым на дату подачи документов на получение из бюджета Республики Бурятия субсидии на возмещение части затрат, связанных с приобретением нового оборудования в рамках реализуемого инвестиционного проекта, в соответствии с Порядком N 373, имелась просроченная задолженность (51 день) в сумме 1 524 675 рублей 09 копеек, в связи с чем пришли к обоснованным выводам об отсутствии у министерства оснований для предоставления обществу испрашиваемой субсидии ввиду несоответствия общества на дату подачи соответствующих документов требованиям подпункта "в" пункта 2.1 Порядка N 373, а именно наличия у общества просроченной задолженности по денежным обязательствам перед республиканским бюджетом, по сути являющегося фактическим источником финансирования предоставленных обществу льготных целевых займов.
Доводы заявителя жалобы о том, что установленные в ходе судебного разбирательства по настоящему делу конкретные обстоятельства не свидетельствует о наличии задолженности общества перед республиканским бюджетом, основаны на неверном толковании вышеизложенных норм права, в том числе устанавливающих порядок и цели создания и деятельности гарантийного фонда, являющегося некоммерческой организацией, предоставления из республиканского бюджета и дальнейшего использования средств полученных субсидий, контроля за использованием и невозможности их направления на финансирование административно-хозяйственной деятельности фонда, по своей сути сводятся к несогласию с судебными выводами в соответствующей части и направлены на переоценку представленных участвующими в деле лицами доказательств и установление обстоятельств, отличных от установленных судами первой и апелляционной инстанций, что в силу положений Главы 35 АПК РФ, не входит в полномочия суда округа.
Вместе с тем, указывая на наличие предусмотренного подпунктом "е" пункта 2.1 Порядка N 373 основания для отказа обществу в предоставления субсидии, а именно получения последним средств республиканского бюджета на основании иных нормативных правовых актов (путем заключения с гарантийным фондом договоров целевого займа N 030122020-1 от 07.10.2022, N 030122020-2 от 07.10.2022) на цели, указанные в пункте 1.2 настоящего Порядка, суды не учли следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 1 статьи 807 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору займа одна сторона (займодавец) передает или обязуется передать в собственность другой стороне (заемщику) деньги, вещи, определенные родовыми признаками, или ценные бумаги, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество полученных им вещей того же рода и качества либо таких же ценных бумаг.
На основании пункта 1 статьи 814 ГК РФ если договор займа заключен с условием использования заемщиком полученных средств на определенные цели (целевой заем), заемщик обязан обеспечить возможность осуществления займодавцем контроля за целевым использованием займа.
Если иное не предусмотрено законом или договором займа, займодавец имеет право на получение с заемщика процентов за пользование займом в размерах и в порядке, определенных договором (пункт 1 статьи 809 ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 810 ГК РФ предусмотрено, что заемщик обязан возвратить займодавцу полученную сумму займа в срок и в порядке, которые предусмотрены договором займа.
Таким образом, по общему правилу, договор займа заключается на принципах возвратности, платности, срочности. Этим требованиям отвечают исследованные в ходе судебного разбирательства и получившие надлежащую оценку договоры целевого займа N 030122020-1 от 07.10.2022, N 030122020-2 от 07.10.2022, заключенные между гарантийным фондом и обществом, что не соотносится с целями предоставления субсидии, указанными в пункте 1.2 Порядка N 373, в частности, на возмещение части затрат, связанных с приобретением нового оборудования в рамках реализуемого инвестиционного проекта, в соответствии с мероприятиями Государственной программы N 151, а, следовательно, финансирование по указанным договорам займа не могло быть квалифицировано министерством в качестве основания, предусмотренного подпунктом "е" пункта 2.1 Порядка N 373, для отказа обществу в предоставлении испрашиваемой субсидии.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного исследования и оценки имеющихся в деле доказательств, правильно применены нормы материального права при постановке выводов о наличии у министерства правовых оснований для отказа обществу в предоставлении испрашиваемой субсидии по причине несоответствия последнего требованиям подпункта "в" пункта 2.1 Порядка N 373, и вынесения соответствующего решения, а неправильные судебные выводы о наличии оснований для отказа в предоставлении субсидии по мотивам несоответствия общества требованиям подпункта "е" пункта 2.1 Порядка N 373 не повлияли на правильность принятых судебных актов по существу спора, суд округа на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ полагает обжалуемые судебные акты подлежащими оставлению без изменения.
При подаче кассационной жалобы представителем общества по доверенности Матвеевым Виктором Сергеевичем уплачено 3 000 рублей государственной пошлины, тогда как по рассматриваемой категории дел следовало уплатить 1 500 рублей (подпункты 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлины при рассмотрении дел в арбитражных судах"), в связи с чем 1 500 рублей являются излишне уплаченными и подлежат возврату из федерального бюджета.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 104, 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 27 февраля 2024 года по делу N А10-7861/2023 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 03 мая 2024 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Матвееву Виктору Сергеевичу из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 рублей, излишне уплаченную за Общество с ограниченной ответственностью "Байкальская нерудная компания" по чеку по операции от 03 июля 2024 года.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
И.А. Курочкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность отказа в предоставлении субсидии обществу на возмещение затрат, связанных с приобретением нового оборудования, указывая на наличие просроченной задолженности перед республиканским бюджетом. Суд установил, что условия для получения субсидии не были выполнены, что обосновывало решение министерства о запрете на её предоставление.
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 августа 2024 г. N Ф02-3727/24 по делу N А10-7861/2023