город Иркутск |
|
20 августа 2024 г. |
Дело N А33-24140/2023 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Курочкиной И.А.,
судей: Левошко А.Н., Рудых А.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Иванчиковым В.А.,
при участии представителей Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края Рублевской Т.В. (доверенность N 10 от 27.03.2024, паспорт, диплом), Козака С.Г. (доверенность от 15.05.2024, паспорт); представителя Счетной палаты Красноярского края Михайловой Д.В. (доверенность N 02-859/01-14 от 13.07.2024, паспорт, диплом),
рассмотрев в открытом судебном заседании посредством системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Красноярского края кассационную жалобу Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края на решение Арбитражного суда Красноярского края от 01 марта 2024 года по делу N А33-24140/2023, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 24 мая 2024 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Эвенкийского муниципального района Красноярского края (ОГРН 1058888016197, ИНН 8801012845, далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Счетной палате Красноярского края (ОГРН 1032402947730, ИНН 2466063458, далее - Счетная палата) о признании недействительными пункта 3 раздела "Проверка законности, эффективности и целевого использования средств краевого бюджета", абзаца 8 раздела "Выводы" отчета от 31.05.2023, протокола N 8 от 22.05.2023, уведомления N 01-680/01-07 от 31.05.2023; об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов администрации.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство транспорта Красноярского края (ОГРН 1102468025670, ИНН 2466230204, далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 01 марта 2024 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 24 мая 2024 года, прекращено производство по делу в части требований о признании недействительными отчета от 31.05.2023, протокола заседания коллегии N 8 от 22.05.2023. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Администрация обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в части отказа в удовлетворении требований по мотивам нарушения норм материального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, и принять новое решение об удовлетворении заявленного требования в указанной части.
В обоснование кассационной жалобы администрация указывает на неправомерность выводов судов о том, что спорные работы (землеустроительные и кадастровые работы) не относятся к работам по устройству и содержанию зимних автодорог и денежные средства в размере 14 000 000 рублей, предоставленные в качестве субсидии из краевого бюджета, являются нецелым расходованием бюджетных средств; соглашения о предоставлении субсидии не содержат конкретизации вида и порядка работ; при определении перечня работ в целях устройства и содержания зимних автомобильных дорог нельзя руководствоваться исключительно положениями "ГОСТ Р 58948-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Дороги автомобильные зимние и ледовые переправы. Технические правила устройства и содержания", утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 05.08.2020 N 468-ст (далее - ГОСТ Р 58948-2020), и "ВСН 137-89. Ведомственные строительные нормы. Проектирование, строительство и содержание зимних автомобильных дорог в условиях Сибири и Северо-Востока СССР", утвержденного Минтрансстроем СССР от 04.09.1989 N АВ-445 (далее - ВСН 137-89), а следует использовать и иные нормативно-правовые документы; работы в рамках спорного контракта выполнялись в соответствии с Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402 (далее - Классификация работ N 402).
В отзыве на кассационную жалобу Счетная палата выражает несогласие с доводами администрации, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо отзыв на кассационную жалобу не представило.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), министерство своего представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в его отсутствие.
В судебном заседании представители администрации поддержали доводы кассационной жалобы, представитель счетной палаты возражал по доводам отзыва.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, министерством с администрацией заключены соглашения о предоставлении субсидии бюджету Эвенкийского муниципального района на устройство и содержание зимних автомобильных дорог общего пользования местного значения от 06.03.2020 и от 04.02.2022.
Средства субсидии предоставлялись за счет средств дорожного фонда Красноярского края бюджету района в целях реализации муниципальной подпрограммы на устройство и содержание автозимников Эвенкийского муниципального района.
Бюджетные ассигнования на выполнение землеустроительных и кадастровых работ в 2021, 2022 годах предусматривались муниципальной подпрограммой в объеме 14 000 000 рублей.
МКУ "Эвенкияавтодор" с ООО "Красноярский лесной девелопмент" 24.05.2021 заключен муниципальный контракт на выполнение землеустроительных и кадастровых работ на зимних автомобильных дорогах Эвенкийского муниципального района Красноярского края. Цена контракта составляет 14 000 000 рублей. Работы, выполненные подрядчиком в рамках контракта от 24.05.2021, приняты заказчиком и оплачены на общую сумму 14 000 000 рублей.
Счетной палатой в ходе контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований, расположенных на территории края, выявлено, что состав и виды работ, выполненных по контракту от 24.05.2021 и оплаченных заказчиком, не соответствуют видам работ, выполнение которых предусмотрено в рамках устройства или содержания зимних автомобильных дорог; работы, подлежащие выполнению в соответствии с техническим заданием к контракту от 24.05.2021: проведение топографо-геодезических работ, разработка документации по планировке территории, согласование границ земельных (лесных) участков, подготовка межевых планов и постановка земельных (лесных) участков на государственный кадастровый учет и иные, не относятся к работам по устройству и содержанию зимних автомобильных дорог, предусмотренных ГОСТ Р 58948-2020, ВСН 137-89.
В связи с выявленным в ходе контрольного мероприятия фактом нецелевого использования администрацией средств краевого бюджета в размере 14 000 000 рублей, счетной палатой в адрес Министерства финансов Красноярского края направлено уведомление о применении бюджетных мер принуждения от 31.05.2023.
Управлением федерального казначейства по Красноярскому краю на основании платежного поручения от 30.06.2023 N 560364 из бюджета Эвенкийского муниципального района взысканы денежные средства в указанном выше размере.
Не согласившись с выводами Счетной палаты, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований администрации, суды исходили из доказанности Счетной палатой законности оспариваемого уведомления от 31.05.2023, а также отсутствия нарушения прав и законных интересов заявителя. Производство по делу в части требования о признании недействительными отчета счетной палаты от 31.05.2023 и протокола заседания коллегии N 8 от 22.05.2023 прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции обжалуются администрацией только в части отказа в удовлетворении заявленного требования, предметом кассационного рассмотрения являются судебные акты в указанной части.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает судебные акты в обжалуемой части законными и обоснованными, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемых решений закону или иному нормативному правовому акту, законности из принятия, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемых актов, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия, возлагается на орган, который вынес соответствующие решения.
Руководствуясь положениями статьи 268.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), статей 2, 3 Уставного закона Красноярского края от 31.03.2011 N 12-5718 "О Счетной палате Красноярского края", суды верно установили, что Счетная палата осуществляет внешний государственный финансовый контроль, проведение контрольных мероприятий, в том числе за законностью и эффективностью использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджета края бюджетам муниципальных образований, расположенных на территории края, и вынесение оспариваемого уведомления осуществлено в пределах компетенции этого контрольно-счетного органа.
В силу положений статей 34, 38 БК РФ исполнение бюджета осуществляется, в частности, с учётом принципов адресности, целевого характера и эффективности использования бюджетных средств. То есть бюджетные средства доводятся до получателей с указанием цели использования и должны использоваться экономно (с достижением заданных результатов с наименьшим объёмом средств) и (или) результативно (с достижением наилучшего результата с определённым объёмом средств).
Согласно положениям статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств, в том числе обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований (подпункт 3 пункта 1).
Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств (пункт 1 статьи 306.4 БК РФ). Нецелевое использование бюджетных средств, источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являлся межбюджетный трансферт, имеющий целевое назначение, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных не по целевому назначению (пункт 3 статьи 306.4 указанного Кодекса).
В соответствии с пунктом 5 статьи 306.2 БК РФ под уведомлением о применении бюджетных мер принуждения в целях настоящего Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, обязательный к рассмотрению финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), содержащий сведения о выявленных бюджетных нарушениях, предусмотренных главой 30 настоящего Кодекса, и об объемах средств, использованных с указанными нарушениями, по каждому бюджетному нарушению (без учета объемов средств, использованных с этими бюджетными нарушениями и возмещенных в доход соответствующего бюджета до направления уведомления о применении бюджетных мер принуждения).
Судами установлено, что в соответствии с муниципальной программой устройство и содержание автозимников Эвенкийского муниципального района, осуществляемое за счет средств краевого бюджета, реализовывалось в рамках двух задач:
- выполнение всего комплекса работ по устройству и содержанию зимних автомобильных дорог общего пользования местного значения Эвенкийского муниципального района и искусственных сооружений;
- выполнение землеустроительных и кадастровых работ на зимних автомобильных дорогах Эвенкийского муниципального района Красноярского края.
Средства субсидии предоставляются бюджету района на устройство и содержание зимних автомобильных дорог общего пользования местного значения за счет средств дорожного фонда Красноярского края в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 02.03.2020 N 131-п (далее - Порядок N 131-п, в редакции, действующей на период спорных правоотношений).
В соответствии с пунктом 3 Порядка N 131-п субсидия предоставляется бюджету района при соблюдении следующих условий:
- наличие в бюджете Эвенкийского муниципального района (сводной бюджетной росписи местного бюджета) бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства муниципального образования, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для его исполнения, включая размер планируемой к предоставлению из краевого бюджета субсидии;
- предельный уровень софинансирования объема расходного обязательства Эвенкийского муниципального района из краевого бюджета определяется исходя из уровня расчетной бюджетной обеспеченности после выравнивания и устанавливается в размере не более 99,9%;
- размер долевого финансирования за счет бюджета муниципального образования составляет не менее 0,1% от объема расходного обязательства;
- наличие утвержденного главой администрации Эвенкийского муниципального района перечня зимних автомобильных дорог общего пользования местного значения, устройство и содержание которых осуществляется за счет средств субсидии;
- наличие муниципального контракта на устройство и содержание зимних автомобильных дорог общего пользования местного значения, содержащего условия о банковском сопровождении указанного контракта (при условии, что муниципальным правовым актом определены случаи осуществления банковского сопровождения муниципальных контрактов).
Согласно пункту 8 Порядка N 131-п расходование средств субсидии осуществляется на выполнение работ по устройству и содержанию зимних автомобильных дорог в соответствии с ведомственными строительными нормативами ВСН 137-89.
Результатом использования субсидии является протяженность зимних автомобильных дорог, на которых выполнены работы по устройству и содержанию. Значения результата использования субсидии устанавливаются соглашением (пункт 14 Порядка N 131-п).
Сторонами не оспаривается и следует из материалов дела, что соглашения от 06.03.2020 и от 04.02.2022 о предоставлении субсидий бюджету района на устройство и содержание зимних автомобильных дорог общего пользования местного значения заключены в соответствии с положениями Порядка N 131-п.
В силу с пунктов 1.1, 1.2 соглашений их предметом является предоставление субсидии на устройство и содержание зимних автомобильных дорог общего пользования местного значения в соответствии с перечнем мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии, согласно Приложению N 1 к соглашениям.
В приложениях N 1 к данным соглашениям указаны мероприятия, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия: устройство и содержание зимних автомобильных дорог общего пользования местного значения Эвенкийского муниципального района Красноярского края.
Таким образом, судами верно установлено, что из соглашений не следует, что субсидия предоставлялась в целях выполнения землеустроительных и кадастровых работ на зимних автомобильных дорогах района.
При этом судами обоснованно указано, что из анализа положений ВСН 137-89, в соответствии с которыми осуществляется расходование средств субсидии на выполнение работ по устройству и содержанию зимних автомобильных дорог в силу пункта 8 Порядка N 131-п, не следует, что проведение топографо-геодезических работ, разработка документации по планировке территории, согласование границ земельных (лесных) участков, подготовка межевых планов и постановка земельных (лесных) участков на государственный кадастровый учет, относятся к работам по устройству и содержанию зимних автомобильных дорог, предусмотренных данным нормативом.
Более того, судами первой и апелляционной инстанций учтено, что пунктом 4.3.7.2 соглашения от 04.02.2022 установлено, что расходование средств субсидии на выполнение работ по устройству и содержанию зимних автомобильных дорог должно осуществляться в соответствии с ГОСТ Р 58948-2020, в разделах 9, 10 которого прямо перечислены работы по устройству и содержанию автозимников. Спорные работы в указанный перечень также не входят.
Таким образом, исследовав и оценив представленные участвующими в деле лицами в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приняв во внимание условия заключенных соглашений, а также вышеприведенные положения Порядка N 131-п, суды обеих инстанций обоснованно пришли к выводам о том, что в данном случае средства субсидии направлены на оплату работ не соответствующих целям ее (субсидии) предоставления, а, следовательно, оспариваемое уведомление от 31.05.2023 является законным и обоснованным, не нарушает права и законные интересы заявителя.
Доказательств обратного материалы дела не содержат.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что вышеизложенные выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на надлежащей оценке всех доказательств, представленных участвующими в деле лицами в обоснование своих требований и возражений, установлении всех обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения настоящего спора, и правильности применения положений норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, а также соблюдении норм процессуального права.
Оснований для иных выводов у суда округа не имеется.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что работы в рамках спорного контракта выполнялись в соответствии с Классификацией работ N 402, был заявлен администрацией ранее и обоснованно отклонен судом апелляционной инстанции, как основанный на неверном толковании норм права.
Так, в отношении зимних автомобильных дорог Классификацией работ N 402 определены следующие виды работ: устройство, поддержание в чистоте и порядке зимних автомобильных дорог (автозимников) (подпункт 11 пункта 7); устройство, поддержание в чистоте и порядке ледовых переправ (подпункт 17 пункта 7). Данный перечень расширительному толкованию не подлежит, землеустроительные и/или кадастровые работы им не предусматриваются.
Кроме того, возможность применения в рассматриваемом случае положений Классификации работ N 402 не предусмотрена ни условиями заключенных соглашений, ни Порядком N 131-п (в редакции, действующей на даты заключения соглашений о предоставлении субсидий (06.03.2020 и 04.02.2022).
Последующее внесение постановлением от 25.06.2024 N 452-п изменений в Порядок N 131-п в части состава работ в соответствии с Классификацией работ N 402 правового значения не имеет, поскольку не свидетельствует о целевом использовании средств субсидии в проверяемые периоды (2021-2022 годы).
Таким образом, доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами судов по рассматриваемому спору и по существу основаны на неправильном толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и направлены на переоценку доказательств и установление фактических обстоятельств дела, отличных от установленных судами, что в силу положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 01 марта 2024 года по делу N А33-24140/2023, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 24 мая 2024 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Курочкина |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность уведомления о нецелевом использовании бюджетных средств, выделенных на устройство зимних дорог, указав, что выполненные работы не соответствуют целям предоставления субсидии. Решение первой инстанции и апелляционного суда оставлены без изменения, так как доказательства подтвердили отсутствие нарушений прав администрации.
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 августа 2024 г. N Ф02-3789/24 по делу N А33-24140/2023