г. Тюмень |
|
20 июня 2014 г. |
Дело N А27-20960/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июня 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Буровой А.А.
судей Перминовой И.В.
Поликарпова Е.В.
при ведении протокола помощником судьи Золотарёвой И.А. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово на решение от 30.12.2013 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Потапов А.Л.) и постановление от 12.03.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Усанина Н.А., Бородулина И.И., Журавлева В.А.) по делу N А27-20960/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальный трест" (650070, г. Кемерово, ул. 9 Января, 6; ОГРН 1064205127271, ИНН 4205118441) к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово (650992, г. Кемерово, проспект Кузнецкий, 11; ОГРН 1044205091380, ИНН 4205002373) о признании недействительными решений налогового органа.
Другое лицо, участвующее в деле, - Администрация города Кемерово (650000, г. Кемерово, проспект Советский, 54; ОГРН 1034205011610, ИНН 4207023869).
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Кемеровской области (судья Семёнычева Е.И.) в заседании участвовали представители:
от инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кемерово -Девитаева Е.Б. по доверенности от 11.02.2014 N 06-07/05.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальный трест" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительными решений инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кемерово (далее - инспекция) от 07.09.2012 N 39533 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и N 2932 об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС), заявленной к возмещению; об обязании инспекции устранить нарушение прав налогоплательщика.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация города Кемерово (далее - администрация).
Решением от 30.12.2013 Арбитражного суда Кемеровской области заявленные обществом требования удовлетворены в части. Признаны недействительными:
- решение инспекции от 07.09.2012 N 39533 в части доначисления НДС в размере 3 811 873 руб., назначения штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в размере 703 075 руб., начисления пени в размере 281 082,36 руб.;
- решение от 07.09.2012 N 2932 в части отказа обществу в возмещении НДС в сумме 1 381 946 руб.
Суд обязал инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем возмещения из бюджета НДС в размере 1 381 946 руб. в порядке, предусмотренном статьей 176 НК РФ.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением от 12.03.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение от 30.12.2013 и постановление от 12.03.2014 в части признания недействительными решений инспекции от 07.09.2012 N N 39533, 2932 отменить, принять в указанной части новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.
В кассационной жалобе инспекция выражает свое несогласие с выводом судов по эпизоду доначисления НДС в связи с не включением Обществом в налоговую базу сумм субсидий, а именно с выводом о том, что полученные обществом из бюджета денежные средства в виде субсидий не подлежат обложению НДС, поскольку были выделены Обществу не на оплату подлежащих налогообложению товаров, реализуемых отдельным категориям граждан, а на возмещение убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен.
В отзыве на кассационную жалобу общество, указывая на отсутствие оснований для отмены принятых по делу судебных актов, просит оставить их без изменения, в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд кассационной инстанции при рассмотрении дела проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационной жалобы и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Таким образом, суд кассационной инстанции рассматривает кассационную жалобу инспекции в пределах приведенных в ней доводов.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом уточненной налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2011 года.
По результатам проверки инспекцией составлен акт от 27.06.2012 N 80163 и приняты:
- решение от 07.09.2012 N 39533 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 703 075, 80 руб. Этим же решением обществу предложено уплатить указанную сумму штрафа, недоимку по НДС в размере 3 811 873 руб., начисленные пени за несвоевременную уплату налога в размере 281 082, 36 руб.;
- решение от 07.09.2012 N 2932 об отказе обществу в возмещении НДС в сумме 1 506 119 руб.
Основанием для принятия решения от 07.09.2012 N 39533 послужил вывод инспекции о нарушении обществом подпункта 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ, что выразилось в занижении налоговой базы по НДС на сумму субсидий, полученных от администрации с учетом сумм НДС.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области от 14.11.2012 N 716 решение инспекции от 07.09.2012 N 39533 оставлено без изменения.
Общество, не согласившись с названными решениями инспекции, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частично удовлетворяя заявленные обществом требования, суд первой инстанции и апелляционный суд исходили из того, что полученные обществом из бюджета города Кемерово денежные средства являются субсидиями, предоставляемыми на покрытие фактически полученных убытков, возникших в результате предоставления услуг по регулируемым ценам. Указанные средства не связаны с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), поэтому не являются объектом налогообложения по НДС.
Выводы судов в указанной части являются правомерными и соответствуют обстоятельствам дела.
Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база по НДС определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Судами установлено, что решением Кемеровского Совета народных депутатов от 26.11.2010 N 409 "О мерах по приведению размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленным предельным индексом" предусмотрено возмещение затрат организациям, предоставляющим населению услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на территории города Кемерово, путем предоставления субсидий в порядке, установленном действующим законодательством.
Порядок предоставления субсидий на возмещение затрат организациям, предоставляющим населению услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов и коммунальные услуги по тарифам, не обеспечивающим возмещения издержек, утвержден распоряжением администрации от 07.04.2008 N 1375.
На основании названных нормативных актов администрацией и обществом заключен договор от 11.01.2011 N 09-с/11, по условиям которого обществу в 2011 году предоставляются субсидии в пределах лимита бюджетных обязательств, предусмотренных в бюджете города Кемерово, в целях возмещения затрат в связи с оказанием собственникам и нанимателям жилых помещений коммунальных услуг по ценам и тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суды пришли к обоснованному выводу, что полученные обществом из бюджета денежные средства были выделены не на оплату товаров (работ, услуг), реализуемых отдельным категориям граждан, которые облагаются НДС, а на покрытие убытков, связанных с предоставлением населению услуг с применением государственного регулирования цен, следовательно, эти суммы не подлежат включению в налоговую базу по НДС.
Отклоняя довод инспекции о применении к спорным правоотношениям подпункта 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ, суды верно указали, что направленные из бюджета обществу денежные средства нельзя расценивать как полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), поскольку поставка коммунальных услуг гражданам, пользующимся льготами, не является реализацией ее местному бюджету муниципального образования "город Кемерово", а полученные обществом денежные средства не представляют собой плату за коммунальные услуги.
Довод налогового органа о том, что в расчете размера субсидий на возмещение затрат тарифы по предоставлению услуг ресурсоснабжающих организаций указаны с учетом НДС и Обществом предъявлены суммы субсидий для возмещения к Администрации г. Кемерово также с учетом НДС, был исследован и оценен судами первой и апелляционной инстанций, при этом суды правильно отметили, что наличие НДС в составе расчета субсидии не меняет ее правовой природы. Основные свойства субсидии остались неизменными, а именно: денежные средства переданы обществу из бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с оказанием услуг по государственным регулируемым ценам.
Правомерен вывод судов о том, что получение субсидий не является самостоятельной экономической операцией (реализацией по смыслу статьи 146 НК РФ), соответственно, НДС бюджету не предъявляется (отсутствует).
Позиция инспекции, изложенная в ходе рассмотрения дела, о том, что полученные обществом спорные денежные средства направлены на оплату подлежащих налогообложению товаров, реализуемых отдельным категориям граждан, правомерно признана судами обеих инстанций необоснованной, поскольку при получении субсидий общество не выступает в качестве покупателя, а администрация не является продавцом, в связи с чем отсутствует реализация товаров (работ, услуг).
В целом доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основе выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ.
В свою очередь несогласие инспекции с выводами судов и оценкой доказательств по делу не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального права, в связи с чем не является основанием для отмены судебных актов в обжалуемой части.
На основании изложенного суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судебные акты в обжалуемой части приняты с правильным применением норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оснований для их отмены в соответствии со статьей 288 АПК РФ не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 30.12.2013 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 12.03.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-20960/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.А. Бурова |
Судьи |
И.В. Перминова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суды пришли к обоснованному выводу, что полученные обществом из бюджета денежные средства были выделены не на оплату товаров (работ, услуг), реализуемых отдельным категориям граждан, которые облагаются НДС, а на покрытие убытков, связанных с предоставлением населению услуг с применением государственного регулирования цен, следовательно, эти суммы не подлежат включению в налоговую базу по НДС.
Отклоняя довод инспекции о применении к спорным правоотношениям подпункта 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ, суды верно указали, что направленные из бюджета обществу денежные средства нельзя расценивать как полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), поскольку поставка коммунальных услуг гражданам, пользующимся льготами, не является реализацией ее местному бюджету муниципального образования "город Кемерово", а полученные обществом денежные средства не представляют собой плату за коммунальные услуги.
...
Правомерен вывод судов о том, что получение субсидий не является самостоятельной экономической операцией (реализацией по смыслу статьи 146 НК РФ), соответственно, НДС бюджету не предъявляется (отсутствует)."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 июня 2014 г. N Ф04-5310/14 по делу N А27-20960/2012