г. Тюмень |
|
26 июня 2014 г. |
Дело N А45-10711/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июня 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Ильина В.И.
Черноусовой О.Ю.
при ведении протокола помощником судьи Мусаевой А.Г. с использованием средств видеокнференц-связи (аудиозаписи) рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Спецзавод "Квант" на решение от 19.12.2013 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Векшенков Д.В.) и постановление от 06.03.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Колупаева Л.А., Музыкантова М.Х., Скачкова О.А.) по делу N А45-10711/2013 по заявлению общества с ограниченной ответственностью Спецзавод "Квант" (630132, город Новосибирск, улица Железнодорожная, 12/1, 20Б, ОГРН 1095405026860, ИНН 5405404762) к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу (630091, город Новосибирск, улица Каменская, 74, ОГРН 1045402505268, ИНН 5406290571) о признании бездействия незаконным.
Другие лица, участвующие в деле: Министерство здравоохранения Российской Федерации (127994, город Москва, переулок Рахмановский, 3/25, стр.1; 2; 3; 4, ОГРН 1127746460896, ИНН 7707778246).
С использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Новосибирской области (судья Остроумов Б.Б.) в заседании участвовали представители:
от общества с ограниченной ответственностью Спецзавод "Квант" - Синицин Я.Ю. по доверенности от 18.06.2014,
от Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу - Гавриленко Н.А. по доверенности от 09.01.2014, Туровцев А.В. по доверенности от 09.02.2014.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью Спецзавод "Квант" (далее - ООО Спецзавод "Квант", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу (далее - департамент) о признании незаконным бездействия, выразившегося в не рассмотрении заявления о переоформлении лицензии по размещению и обезвреживанию отходов 1-4 классов опасности, и об обязании рассмотреть указанное заявление.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство здравоохранения Российской Федерации (далее - министерство).
Решением от 19.12.2013 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 06.03.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы считает необоснованным отказ департамента в рассмотрении его заявления, поскольку необходимость получения лицензии для выполнения работ по обращению с медицинскими отходами установлена действующим законодательством и подтверждена судебной практикой.
По мнению ООО Спецзавод "Квант", выводы судов основаны только на письмах Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды России) от 16.12.2011 N 12-46/18775 и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) от 29.03.2013 N СМ-08-03-31/4225, сделаны без надлежащей оценки его доводов.
В отзыве на кассационную жалобу департамент, соглашаясь с выводами судов, просит вынесенные по делу судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Министерством отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 АПК РФ не представлен.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствовавших в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 21.05.2013 ООО Спецзавод "Квант" обратилось в департамент с заявлением о переоформлении имеющейся у него лицензии по размещению и обезвреживанию отходов 1-4 классов опасности в связи с намерением выполнять работы по обезвреживанию медицинских отходов (код опасного отхода - 97100000 00 00 0, класс опасности - 4).
Департамент возвратил обществу заявление и прилагаемые к нему документы без рассмотрения, указав на отсутствие у него полномочий по выдаче разрешительной документации в области обращения с медицинскими отходами.
Полагая, что указанным бездействием департамент лишил его возможности осуществлять деятельность в сфере обращения с медицинскими отходами, ООО Спецзавод "Квант" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что департамент, уполномоченный лицензировать деятельность по размещению и обезвреживанию отходов I-IV классов опасности, не вправе выдавать разрешительную документацию на осуществление деятельности в области обращения с медицинскими отходами.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций являются правомерными, соответствующими обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Названным законом установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Статьей 9 Закона об отходах предусмотрено, что деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 30 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности.
Порядок лицензирования указанной деятельности определен в Положении о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 255 (далее - Положение).
Полномочия по лицензированию (оформлению (переоформлению) лицензии) в области обращения с отходами возложены на Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (пункт 2 Положения).
Названное Положение, как указано в пункте 1, определяет порядок лицензирования деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с примечанием к Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Минприроды от 02.12.2002 N 786 (далее - ФККО), тринадцатая цифра кода отходов используется для кодирования класса опасности для окружающей природной среды.
Из статьи 4.1 Закона об отходах следует, что отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: первый класс - чрезвычайно опасные отходы; второй класс - высокоопасные отходы; третий класс - умеренно опасные отходы; четвертый класс - малоопасные отходы; пятый класс - практически неопасные отходы.
Вместе с тем, как обоснованно отмечено судами, в силу части 2 статьи 2 Закона об отходах отношения в области обращения с медицинскими отходами выведены из сферы действия данного закона и подлежат регулированию самостоятельным комплексом нормативно правовых актов.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) к медицинским отходам относятся все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий.
Классификация, правила сбора, использования, обезвреживания, размещения, хранения, транспортировки, учета и утилизации медицинских отходов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 3 статьи 49 Закона N 323-ФЗ).
Полномочия по принятию нормативного правового акта, регламентирующего указанные вопросы, возложены на Министерство здравоохранения Российской Федерации (пункт 5.2.114 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 N 608).
Однако в настоящее время такой акт не принят, вопросы обращения с медицинскими отходами регулируются Санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами", утвержденными постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 09.12.2010 N 163, зарегистрирован в Минюсте России 17.02.2011, N 19871 (далее - СанПиН 2.1.7.2790-10).
Названные санитарные правила устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к обращению (сбору, временному хранению, обеззараживанию, обезвреживанию, транспортированию) с отходами, образующимися в организациях при осуществлении медицинской и/или фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур, а также к размещению, оборудованию и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами, санитарно-противоэпидемическому режиму работы при обращении с медицинскими отходами (пункты 1.2, 1.3 СанПиН 2.1.2790-10).
Согласно пункту 1.4 СанПиН 2.1.2790-10 контроль (надзор) за соблюдением настоящих санитарных правил проводится органами, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4.16 Положения о Департаменте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 23.06.2011 N 411, к полномочиям департамента отнесена выдача лицензий на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV классов опасности.
Из положений ФККО следует, что для медицинских отходов установлены коды 97100000000000 и 9700000000000, в которых тринадцатая цифра является кодом класса опасности для окружающей среды и означает, что класс опасности для таких отходов не установлен.
В части 2 статьи 49 Закона N 323-ФЗ и пункте 2.1 СанПиН 2.1.7.2790-10 приведена классификация медицинских отходов на пять классов опасности по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, отличная от классификации, установленной в статье 4.1 Закона об отходах.
Анализ вышеперечисленных норм права свидетельствует о том, что к полномочиям департамента отнесено лицензирование деятельности по обращению с отходами, подпадающими по действие Закона об отходах.
При таких обстоятельствах выводы судов об отсутствии у департамента полномочий на выдачу разрешительной документации на осуществление деятельности в области обращения с медицинскими отходами и обоснованности возврата заявления ООО Спецзавод "Квант" следует признать правомерными.
Доводы кассационной жалобы свидетельствуют о несогласии общества с выводами судов первой и апелляционной инстанций, которые сделаны на основе полного и всестороннего исследования фактических обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств.
Иное толкование обществом положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.
Нарушений требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, судами первой и апелляционной инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 19.12.2013 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 06.03.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-10711/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
В.И. Ильин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Полномочия по принятию нормативного правового акта, регламентирующего указанные вопросы, возложены на Министерство здравоохранения Российской Федерации (пункт 5.2.114 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 N 608).
...
Пунктом 4.16 Положения о Департаменте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 23.06.2011 N 411, к полномочиям департамента отнесена выдача лицензий на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV классов опасности.
...
В части 2 статьи 49 Закона N 323-ФЗ и пункте 2.1 СанПиН 2.1.7.2790-10 приведена классификация медицинских отходов на пять классов опасности по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, отличная от классификации, установленной в статье 4.1 Закона об отходах."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 июня 2014 г. N Ф04-4078/14 по делу N А45-10711/2013