г. Тюмень |
|
30 июня 2014 г. |
Дело N А27-16263/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июня 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Орловой Н.В.
судей Бушмелевой Л.В.
Сириной В.В.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ощепкова Евгения Александровича на решение от 10.12.2013 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Гуль Т.И.) и постановление от 06.03.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Усанина Н.А., Бородулина И.И., Журавлева В.А.) по делу N А27-16263/2012 по иску индивидуального предпринимателя Ощепкова Евгения Александровича к Федеральному государственному унитарному предприятию, основанному на праве хозяйственного ведения "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости" (119415, г. Москва, пр-кт. Вернадского, 37, 2, ИНН 7701018922, ОГРН 1027739346502), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" (107078, г. Москва, Орликов переулок, 10, стр. 1, ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки, об установлении кадастровой стоимости.
Суд установил:
индивидуальный предприниматель Ощепков Евгений Александрович (далее - истец, предприниматель), обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Федеральному государственному унитарному предприятию, основанному на праве хозяйственного ведения "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости" (далее - предприятие), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" (далее - Росреестр) о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401039:0724, расположенного по адресу г. Кемерово, пр. Шахтёров, 8, установленный в виде удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 6 174,08 руб. за кв. м в оценочном отчете Федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее - ФГУП "ФКЦ "Земля"); об обязании Росреестра заменить с 01.01.2009 недостоверную кадастровую стоимость спорного земельного участка на кадастровую стоимость, равную 5 105 000 руб.; установить кадастровую стоимость спорного земельного участка в размере рыночной стоимости, равной 5 105 000 руб., определенной независимым оценщиком по состоянию на 01.01.2007.
Решением от 10.12.2013 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 06.03.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в иске отказано.
В кассационной жалобе предприниматель просит принятые судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
В обоснование своих доводов указывает на нарушение арбитражными судами норм материального и процессуального права. Полагает, что судами неверно применены положения, изложенные в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" (далее - информационное письмо Президиума ВАС РФ от 30.05.2005 N 92); решение Кемеровского областного суда от 03.05.2011 по делу N 3-43/11 не является преюдициальным по отношению к рассматриваемому спору; действующее законодательство не содержит запрета на повторное установление кадастровой стоимости в размере рыночной на иную дату.
Суд кассационной инстанции, проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 АПК РФ доводы кассационной жалобы, правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что оснований для отмены судебных актов не имеется.
Из материалов дела следует, что предприниматель является собственником земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401039:0724, расположенного по адресу г. Кемерово, пр. Шахтеров, 8 (далее - земельный участок).
Вступившим в законную силу решением от 18.04.2012 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-1269/2010 в отношении земельного участка установлена кадастровая стоимость в размере, равном рыночной стоимости.
Судом был принят во внимание отчет Кузбасской торгово-промышленной палаты от 15.11.2011 N 7/269 с оценкой по состоянию на 07.11.2011. На основании указанного судебного акта 19.05.2012 в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере 8 220 000 руб., которые являются актуальными на момент рассмотрения данного дела.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском, предприниматель сослался на заключение эксперта от 10.10.2013 N 1082/13, подготовленного по результатам работ о соответствии оценочных отчетов ФГУП "ФКЦ "Земля" требованиям федеральных стандартов оценки и Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Из заключения эксперта от 10.10.2013 N 1082/13 следует вывод о несоответствии указанного отчета законодательству.
Предприниматель, полагая, что нарушения, допущенные при составлении отчета, повлияли на результат определения удельного показателя кадастровой стоимости в отношении земельного участка, обратился в суд с вышеуказанными требованиями.
При этом предприниматель ссылается на отчет от 15.11.2011 N 7/269, в соответствии с которым рыночная стоимость земельного участка на 07.11.2011 составляет 8 220 000 руб., а на 01.01.2007 - 5 105 000 руб.
Арбитражные суды, отказывая в удовлетворении иска, исходили из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11 (далее - постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11), а также вступившего в законную силу судебного акта по делу N А27-1269/2010 об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости.
Суды указали, что на момент обращения в суд в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной - 8 220 000 руб.
Суд кассационной инстанции, отклоняя доводы жалобы и поддерживая выводы арбитражных судов, исходит из следующего.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В соответствии с постановлением Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11 права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами АПК РФ назначается экспертиза.
Кроме того, постановлением Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11 определено, что в случае установления судом рыночной стоимости земельного участка, такое решение суда будет являться основанием для внесения органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости сведений о рыночной стоимости земельного участка в качестве новой кадастровой стоимости с момента вступления в силу судебного акта.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
При этом установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для понуждения органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Вместе с тем Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 25.06.2013 N 10761/11 указал, что факт установления рыночной стоимости объекта недвижимости на дату определения кадастровой стоимости этого объекта не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
Следовательно, дата установления рыночной стоимости сама по себе не влечет ретроспективного установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Таким образом, судебный акт об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной не является основанием для аннулирования ранее внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка.
Судами установлено и следует из материалов дела, что вступившим в законную силу судебным актом по делу N А27-1269/2010 уже была установлена кадастровая стоимость земельного участка в размере, равном рыночной стоимости. На момент обращения предпринимателя в суд с настоящим иском в отношении земельного участка в государственном кадастре недвижимости содержались сведения о кадастровой стоимости, равной рыночной.
Кроме того, в материалы дела представлено решение Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-16264/2012, которым предпринимателю было отказано в удовлетворении требования, связанного с внесением в государственный кадастр недвижимости сведений об указанной кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2009.
Также арбитражные суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении требований истца, правомерно исходили из положений пункта 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 30.05.2005 N 92.
Исследовав представленные в дело доказательства, суды правильно не установили нарушений требований федерального законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, в частности, с соблюдением административных процедур, предусмотренных административным регламентом исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденным приказом Минэкономразвития России от 28.07.2007 N 215; Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316; Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39.
Данное обстоятельство подтверждается вступившим в законную силу решением Кемеровского областного суда от 03.05.2011 по делу N 3-43/11, которое является обязательным, в том числе для арбитражных судов, в силу статьи 69 АПК РФ и статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы судов соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Оснований для переоценки обстоятельств дела у суда кассационной инстанции не имеется.
Судами исследованы представленные в материалы дела доказательства в полном объеме, правильно применены нормы материального и процессуального права. Оснований для отмены судебных актов не имеется.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 10.12.2013 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 06.03.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-16263/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Орлова |
Судьи |
Л.В. Бушмелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено и следует из материалов дела, что вступившим в законную силу судебным актом по делу N А27-1269/2010 уже была установлена кадастровая стоимость земельного участка в размере, равном рыночной стоимости. На момент обращения предпринимателя в суд с настоящим иском в отношении земельного участка в государственном кадастре недвижимости содержались сведения о кадастровой стоимости, равной рыночной.
Кроме того, в материалы дела представлено решение Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-16264/2012, которым предпринимателю было отказано в удовлетворении требования, связанного с внесением в государственный кадастр недвижимости сведений об указанной кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2009.
Также арбитражные суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении требований истца, правомерно исходили из положений пункта 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 30.05.2005 N 92.
Исследовав представленные в дело доказательства, суды правильно не установили нарушений требований федерального законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, в частности, с соблюдением административных процедур, предусмотренных административным регламентом исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденным приказом Минэкономразвития России от 28.07.2007 N 215; Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316; Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 июня 2014 г. N Ф04-5796/14 по делу N А27-16263/2012