г. Тюмень |
|
3 июля 2014 г. |
Дело N А03-16741/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Ильина В.И.
Шабановой Г.А.
рассмотрел кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю на постановление от 17.03.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Колупаева Л.А., Музыкантова М.Х., Скачкова О.А.) по делу N А03-16741/2013 Арбитражного суда Алтайского края по заявлению федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Алтайскому краю" (656038, Алтайский край, город Барнаул, проспект Комсомольский, 120, ИНН 2224039953, ОГРН 1022201518294) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (656002, Алтайский край, город Барнаул, проспект Калинина, 8, ИНН 2221022528, ОГРН 1022201518547) о признании недействительным решения.
Другие лица, участвующие в деле: общество с ограниченной ответственностью "Сатурн", индивидуальный предприниматель Зиновьев Евгений Николаевич.
Суд установил:
федеральное государственное бюджетное учреждение "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Алтайскому краю" (далее - учреждение, ФГБУ "Управление "Алтаймелиоводхоз") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (далее - антимонопольный орган, управление) от 28.06.2013 N 26-ФАС22 (АМ)05-13 по делу о нарушении антимонопольного законодательства.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены индивидуальный предприниматель Зиновьев Евгений Николаевич, общество с ограниченной ответственностью "Сатурн" (далее - ООО "Сатурн").
Решением от 27.11.2013 Арбитражного суда Алтайского края в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением от 17.03.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, заявление учреждения удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, антимонопольный орган, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить постановление суда апелляционной инстанции и принять новый судебный акт.
По мнению подателя кассационной жалобы, вывод суда апелляционной инстанции о недоказанности факта нарушения учреждением антимонопольного законодательства является ошибочным. Уменьшение учреждением стоимости услуг по подаче воды при заключении соответствующих договоров от 27.06.2013 подтверждает факт признания им такого нарушения.
Лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представили.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, в управление поступило заявление ООО "Сатурн" и предпринимателя Зиновьева Е.Н. о нарушении учреждением антимонопольного законодательства, что выразилось в установлении монопольно высокой цены на оказываемые услуги по подаче воды для орошения земель сельскохозяйственного назначения.
Антимонопольным органом при проведении анализа состояния конкуренции на рынке услуг по подаче воды для орошения земель сельскохозяйственного назначения Первомайского района установлено, что ФГБУ "Управление "Алтаймелиоводхоз" имеет на данном рынке долю в размере 100 процентов.
Осуществляя услуги по подаче воды для орошения земель сельскохозяйственного назначения с использованием мелиоративных систем и гидротехнических сооружений, находящихся в федеральной собственности, учреждение направило в марте 2013 года предпринимателю Зиновьеву Е.Н. и ООО "Сатурн" проекты договоров на оказание услуг по подаче воды на орошаемом участке Лосихинской оросительной системы по цене 1 446 руб. 42 коп./га (включая НДС), в апреле 2013 года по цене - 1 945 руб. 47 коп./га (включая НДС).
При расчете стоимости данных услуг учреждением были включены затраты в размере 90 957 руб., не относящиеся к производству услуг на подачу воды данной оросительной системы. В связи с чем тариф на погектарную плату орошаемой площади превысил сумму расходов и прибыли, необходимых для производства и реализации услуги по орошению земель сельскохозяйственного назначения по Лосихинской оросительной системе.
Решением антимонопольного органа от 28.06.2013 учреждение признано доминирующим на рынке услуг по подаче воды для орошения земель сельскохозяйственного назначений - участков Первомайского района с долей 100 процентов (пункт 1). Действия учреждения, выразившиеся в установлении монопольно высокой цены на оказываемую услугу по подаче воды для орошения земель сельскохозяйственного назначения - участков Первомайского района, признаны нарушающими пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) и ущемляющими интересы ООО "Сатурн", предпринимателя Зиновьева Е.Н.
Не согласившись с названным решением антимонопольного органа, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что антимонопольным органом доказано доминирующее положение учреждения на соответствующем товарном рынке и совершение действий, запрещенных пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и признавая недействительным оспариваемое решение антимонопольного органа, исходил из того, что учреждением была допущена ошибка в расчете при подготовке проектов договоров, которая впоследствии была исправлена. Между учреждением, ООО "Сатурн" и предпринимателем Зиновьевым Е.Н. имел место преддоговорный спор, в ходе которого цена неоднократно менялась как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Доказательств злоупотребления учреждением доминирующим положением путем установления монопольно высокой цены на оказываемые услуги не имеется.
Выводы суда апелляционной инстанции являются правомерными и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Согласно статье 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, определенной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены, установленные или регулируемые государственными органами.
Пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, выраженные в установлении, поддержании монопольно высокой цены товара.
При этом монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами (часть 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции).
Судами установлено и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что ФГБУ "Управление "Алтаймелиоводхоз" занимает доминирующее положение на рынке услуг по подаче воды для орошения земель сельскохозяйственного назначений - участков Первомайского района.
Основанием для вывода антимонопольного органа об установлении учреждением монопольно высокой цены на оказываемые услуги послужил факт направления предпринимателю Зиновьеву Е.Н. и ООО "Сатурн" проектов договоров, в которых в стоимость услуг по орошению земель сельскохозяйственного назначения по Лосихинской оросительной системе необоснованно включены затраты, возмещаемые за счет отнесения их на издержки производства и реализации услуг других объектов производства (насосных станций оросительных систем: Больше-Черемшанская, Логовская).
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, расчет цены за полив был произведен ФГБУ "Управление "Алтаймелиоводхоз" на основании Порядка определения платы за оказание услуг (выполнение работ), относящихся к основным видам деятельности федерального государственного бюджетного учреждения в области мелиорации, гражданам и юридическим лицам, утвержденным приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 18.02.2013 N 79.
Впоследствии, выявив в ходе согласования проектов договоров с потенциальными покупателями факт формирования цены услуг исходя из ошибочного включения затрат по трем оросительным системам, вместо одной, учреждение внесло исправления в договоры, указав согласованную сторонами сумму услуг в размере 1 000 руб./га (включая НДС).
При этом в период преддоговорного спора ФГБУ "Управление "Алтаймелиоводхоз" проводило технические подготовительные работы для полива орошаемых площадей ООО "Сатурн" и предпринимателя Зиновьева Е.Н.
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии злоупотребления учреждения своим доминирующим положением на рынке услуг по подаче воды для орошения земель сельскохозяйственного назначения путем установления монопольно высокой цены на стоимость услуг.
Как верно отметил суд, сам по себе факт направления проекта договора, содержащего условия, с которым контрагент не согласен, не может свидетельствовать о нарушении положений части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В материалы дела не представлены доказательства того, что окончательная цена услуг, установленная в заключенных учреждением договорах, является монопольно высокой.
При таких обстоятельствах апелляционный суд правомерно удовлетворил заявленное требование, признав недействительным оспариваемое решение антимонопольного органа.
Возражения управления о доказанности события вменяемого учреждению нарушения антимонопольного законодательства направлены на переоценку установленных судом апелляционной инстанции обстоятельств, что недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции исходя из положений главы 35 АПК РФ.
Уменьшение учреждением стоимости услуг по подаче воды при заключении соответствующих договоров от 27.06.2013 подтверждает лишь факт признания им ошибочным своего первоначального расчета цены и не свидетельствует о злоупотреблении доминирующим положением путем установления монопольно высокой цены на услуги.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт принят с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для его отмены или изменения в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление от 17.03.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-16741/2013 Арбитражного суда Алтайского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
В.И. Ильин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, выраженные в установлении, поддержании монопольно высокой цены товара.
При этом монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами (часть 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции).
...
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, расчет цены за полив был произведен ФГБУ "Управление "Алтаймелиоводхоз" на основании Порядка определения платы за оказание услуг (выполнение работ), относящихся к основным видам деятельности федерального государственного бюджетного учреждения в области мелиорации, гражданам и юридическим лицам, утвержденным приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 18.02.2013 N 79.
...
Как верно отметил суд, сам по себе факт направления проекта договора, содержащего условия, с которым контрагент не согласен, не может свидетельствовать о нарушении положений части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 июля 2014 г. N Ф04-5713/14 по делу N А03-16741/2013