г. Тюмень |
|
7 июля 2014 г. |
Дело N А46-12491/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Ильина В.И.
Отческой Т.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области на решение от 09.01.2014 Арбитражного суда Омской области (судья Ярковой С.В.) и постановление от 11.03.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кливер Е.П., Киричёк Ю.Н., Рыжиков О.Ю.) по делу N А46-12491/2013 по заявлению закрытого акционерного общества "Управляющая компания Партнер-Гарант" (644076, Омская область, город Омск, улица Петра Осминина,17а, ИНН 5506065523, ОГРН 1065506036452) к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (644099, город Омск, улица Интернациональная, 41/Герцена,1, ИНН 5503084944, ОГРН 1045504034840) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении и представления.
Суд установил:
закрытое акционерное общество "Управляющая компания Партнер-Гарант" (далее - общество, ЗАО "УК Партнер-Гарант") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (далее - административный орган) от 24.09.2013 N 550/551 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частями 1 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 150 000 руб., и представления от 24.09.2013 N 550/551 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.
Решением от 09.01.2014 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 11.03.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, административный орган просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя кассационной жалобы, вывод судов об отсутствии в деянии общества вины в нарушении правил пожарной безопасности не соответствует фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству. Отказ собственников помещений многоквартирного дома от финансирования мероприятий, направленных на устранение требований пожарной безопасности при содержании общего имущества, не освобождает от административной ответственности лиц, оказывающих услуги и выполняющие работы по содержанию общего имущества при непосредственном управлении многоквартирным домом.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, административным органом проведена внеплановая проверка соблюдения ЗАО "УК Партнер-Гарант" обязательных требований пожарной безопасности на объектах, расположенных в г. Омске, ул. 3-я Молодежная, 47, пр. Космический, 97, 97/1, ул. 20 лет РККА, 210, ул. Масленникова, 185, в ходе которой выявлены следующие нарушения: (не все пожарные краны заключены в пожарные шкафы соответствующие нормам пожарной безопасности; пожарные краны не укомплектованы соединительными головками, рукавами, стволами, вентилями; не на всех дверях, соединяющих воздушные зоны с лифтовыми холлами и лестничными клетками, имеются устройства для самозакрывания; не восстановлены дверные полотна в местах пересечения воздушных зон с лифтовыми холлами и лестничными клетками; мусоросборная камера не защищена по всей площади спринклерными оросителями).
По результатам проверки уполномоченными должностными лицами административного органа составлены акт проверки от 13.09.2013 N 333/508, протоколы об административном правонарушении от 13.09.2013 N 550, N 551 и вынесено постановление от 24.09.2013 N 550/551 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Кроме того, 24.09.2013 в отношении общества вынесено представление N 550/551 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Не согласившись с указанными постановлением и представлением административного органа, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций, пришли к выводу об отсутствии вины общества в совершении административного правонарушения, поскольку им приняты все зависящие от него меры для соблюдения правил пожарной безопасности. В связи с отсутствием состава административного правонарушения в деянии общества у административного органа не имелось правовых оснований для выдачи оспариваемого представления
Выводы судов первой и апелляционной инстанций являются обоснованными и соответствуют материалам дела.
Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 названного Кодекса и частями 3 - 8 названной статьи.
Частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
В силу положений статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
В соответствии с частью 1 статьи 38 Закона о пожарной безопасности ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники помещений; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Судами установлено, что собственниками помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресу: г. Омск, ул. 3 Молодежная, 47; пр. Космический, 97, 97/1; ул. 20 лет РККА, 210;
ул. Масленникова, 185, выбран способ управления домами - непосредственное управление собственниками, в связи с чем для оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества был заключен договор от 01.01.2012 с ЗАО "УК Партнер-Гарант".
Согласно пункту 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
В силу пункта 7 Правил N 491 в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, электрические системы дымоудаления, системы автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя, в том числе соблюдение мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, судами первой и апелляционной инстанций установлено, что работы по содержанию и ремонту систем пожаротушения и дымоудаления, а также иные виды работ, имеющие своей целью обеспечение соблюдения требований пожарной безопасности на объектах защиты не включены собственниками помещений в перечень работ по договору от 01.01.2012.
Кроме того, из приложения N 2 к указанному договору следует, что системы пожаротушения и дымоудаления в проверяемых домах представляют собой совокупность разукомплектованных элементов, не включенных в состав общего имущества многоквартирных домов.
ЗАО "УК Партнер-Гарант" неоднократно ставило вопрос перед собственниками помещений об утверждении перечня работ по содержанию и ремонту жилья, включающего работы, направленные на устранение нарушений требований пожарной безопасности, в соответствующих многоквартирных домах, с установлением достаточного размера платы.
Однако решение об утверждении предложенных обществом видов работ, об их дополнительном финансировании собственниками помещений не было принято.
Судами также установлено, что ЗАО "УК Партнер-Гарант" обращалось в Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области и Департамент городского хозяйства Администрации города Омска с просьбой изыскать возможность финансирования работ по восстановлению систем автоматической сигнализации, пожаротушения и дымоудаления в проверяемых многоквартирных домах.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии вины общества в нарушении правил пожарной безопасности и, соответственно, об отсутствии составов вменяемых ему административных правонарушений.
С учетом изложенного судами правомерно удовлетворены заявленные требования ЗАО "УК Партнер-Гарант".
Возражения административного органа относительно наличия вины в деянии общества направлены на переоценку обстоятельств, установленных нижестоящими судами, что недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции исходя из положений главы 35 АПК РФ.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 09.01.2014 Арбитражного суда Омской области и постановление от 11.03.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-12491/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
В.И. Ильин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу положений статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
В соответствии с частью 1 статьи 38 Закона о пожарной безопасности ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники помещений; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
...
Согласно пункту 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 июля 2014 г. N Ф04-5568/14 по делу N А46-12491/2013