Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 18 марта 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Шуйской С.И.,
судей Лукьяненко М.Ф., Мелихова Н.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества ЗАО "СИБУР-Транс" (ответчика) на решение от 06.09.2010 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Микрюкова Е.Е.) и постановление от 15.12.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Еникеева Л.И., Шарова Н.А., Зиновьева Т.А.) по делу N А75-4933/2010 по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Свердловского территориального центра фирменного транспортного обслуживания (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) к закрытому акционерному обществу "СИБУР-Транс" (ИНН 7708008440, ОГРН 1027700380410) о взыскании платы за нахождение вагонов на путях общего пользования.
В заседании приняли участие представители: от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Свердловского территориального центра фирменного транспортного обслуживания (истца) - Васин В.А. по доверенности от 20.08.2010 N 65/10-НЮ,
от закрытого акционерного общества "СИБУР-Транс" (ответчика) - Оплетаева Т.М. по доверенности от 10.12.2010 N 489.
Суд установил:
открытое акционерное общество ОАО "Российские железные дороги" в лице Свердловского территориального центра фирменного транспортного обслуживания (далее - ОАО "Российские железные дороги", железная дорога) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры к закрытому акционерному обществу "СИБУР-Транс" (далее - ЗАО "СИБУР-Транс") о взыскании 109 266 руб. 23 коп. платы за нахождение вагонов в период с 02.05.2009 по 29.07.2009 на путях общего пользования.
Исковые требования основаны на положениях статьи 34, 36 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - Устав), пункта 14 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утверждённых приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 N 29, Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утверждённых приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 N 26, и мотивированы непринятием ответчиком прибывших в его адрес порожних цистерн и нахождении их на путях общего пользования в ожидании подачи под погрузку.
Решением от 06.09.2010 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 15.12.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены в полном объёме как обоснованные.
В кассационной жалобе ЗАО "СИБУР-Транс" просит отменить вынесенные судебные акты и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
По мнению заявителя, судами неправильно применены нормы статьи 39 Устава и не учтено, что плата за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, не взимается.
Кроме того, считает оставленным без внимания то обстоятельство, что в рассматриваемом случае подача вагонов осуществлена не с целью перевозки груза, имеющего самостоятельное значение для ответчика, указанного в дорожных ведомостях как грузополучатель, а в качестве транспортного средства (контейнера), используемого для перевозки груза, грузоотправителем которого является ЗАО "СИБУР-Транс".
Податель жалобы также не согласен с выводом судов о том, что он был надлежащим образом уведомлён о прибытии вагонов. Находит недоказанным причинение истцу убытков.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Российские железные дороги", указывая на необоснованность содержащихся в ней доводов, просит оставить без изменения оспариваемые судебные акты.
В судебном заседании представитель ЗАО "СИБУР-Транс" поддержал позицию, изложенную в кассационной жалобе, а представитель ОАО "Российские железные дороги" возражал против удовлетворения жалобы.
Выслушав пояснения представителей сторон, рассмотрев материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на неё, проверив в соответствии со статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции считает их подлежащими отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что между ОАО "Российские железные дороги" (перевозчиком) и обществом с ограниченной ответственностью "НижневартовскСИБУРСервис" (владельцем пути необщего пользования) заключен договор от 21.11.2007 N 8/62/НСС.114/07 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
15.01.2009 железная дорога, владелец пути необщего пользования и ЗАО "СИБУР-Транс" (грузовладелец) подписали договор N 41Д-/НСС.73/09/СТ. 5482 на оказание услуг по подаче и уборке вагонов.
Согласно названному договору владелец пути необщего пользования предоставляет грузовладельцу во временное пользование железнодорожные пути необщего пользования, примыкающие к станции Нижневартовск-2 Свердловской железной дороги для производства грузовых операций (погрузка, выгрузка, хранение грузов), перевозчик производит подачу вагонов, прибывших в адрес грузовладельца или отправляемых грузовладельцем, к местам погрузки, выгрузки в соответствии с заявкой грузовладельца, а также уборку вагонов после окончания грузовых операций (пункты 1.1, 1.2, 2.1).
По условиям пункта 3.2 договора в редакции дополнительного соглашения от 25.03.2009 N 1 грузовладелец оплачивает перевозчику плату за нахождение вагонов, не принадлежащих перевозчику либо арендованных у перевозчика, на путях общего пользования за время задержки их приёма по причинам, зависящим от грузовладельца, в том числе на промежуточных станциях, в размере, предусмотренном пунктом 12 Тарифного руководства N 2 по накопительным ведомостям через дорожный центр фирменного транспортного обслуживания установленным перевозчиком порядком.
Сдаваемые на железнодорожный путь владельца пути необщего пользования вагоны грузовладельца подаются локомотивом перевозчика с расстановкой на места погрузки и выгрузки вместимостью 3 цистерны. Общее количество вагонов, одновременно передаваемых грузовладельцу, не более 8 вагонов (пункт 2.2 договора).
В спорный период в адрес ЗАО "СИБУР-Транс" прибывали порожние цистерны, являющиеся собственностью открытого акционерного общества "ПГК" и иных юридических лиц, по полным перевозочным документам, что признано истцом грузом на своих осях.
Прибывшие цистерны простаивали на путях общего пользования ввиду занятости мест погрузки, о чём составлены акты общей формы.
Ссылаясь на обязанность ЗАО "СИБУР-Транс" произвести оплату за нахождение вагонов на путях общего пользования, истец предъявил настоящий иск.
При удовлетворении иска суды исходили из того, что поскольку договором N 41Д-/НСС.73/09/СТ.5482 предусмотрена плата за нахождение вагонов, не принадлежащих железной дороге, на путях общего пользования в ожидании их приёма на путь необщего пользования, факт простоя цистерн ответчика на путях общего пользования подтверждён актами общей формы, то требования ОАО "Российские железные дороги" являются обоснованными.
Вместе с тем судами не учтено следующее.
Как разъяснено в пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", в соответствии со статьёй 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приёма по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" ОАО "Российские железные дороги" относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими ему как перевозчику, определяется Федеральной службой по тарифам.
Согласно правовой позиции, сформированной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.03.2009 N 14391/08, от 27.07.2010 N 4387/10, Устав определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утверждённые в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утверждённые федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.
Тарифное руководство N 2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены статьёй 39 Устава.
Из буквального толкования статьи 39 Устава не следует, что данная норма содержит основания для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими ОАО "Российские железные дороги", за время нахождения на путях общего пользования в ожидании их приёма владельцами пути необщего пользования.
Плата за пользование вагонами, рассчитанная в соответствии со статьёй 39 Устава, может быть взыскана в пользу железной дороги при условии принадлежности ей вагонов на праве собственности или ином вещном праве, а также при наличии соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге.
Следовательно, Тарифное руководство N 2 не предусматривает обязанность по внесению платы за пользование путями общего пользования.
Поэтому указание в пункте 3.2 договора N 41Д-/НСС.73/09/СТ.5482 на внесение грузовладельцем платы за нахождение вагонов, не принадлежащих железной дороге, на путях общего пользования в размере, установленном пунктом 12 Тарифного руководства N 2, не свидетельствует о согласовании сторонами порядка и размера оплаты.
Более того, обстоятельства, касающиеся взаимоотношения сторон по оплате за нахождение на путях общего пользования не принадлежащих железной дорогое вагонов, были предметом рассмотрения по делу N А75-4177/2010 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по иску ОАО "Российские железные дороги" к ЗАО "СИБУР-Транс" о взыскании платы за период с 07.01.2009 по 16.03.2009, по которому установлено несогласование сторонами в договоре от 15.01.2009 N 41Д-/НСС.73/09/СТ.5482 условий о порядке взимания и размера такой платы, что отражено в судебных актах.
При таких обстоятельствах требования ОАО "Российские железные дороги" удовлетворены необоснованно.
С учётом изложенного судебные акты подлежат отмене на основании части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание установление судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции считает возможным принять новый судебный акт по существу спора.
Расходы на уплату государственной пошлины в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагаются на истца.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 06.09.2010 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 15.12.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-4933/2010 отменить.
Принять новый судебный акт. В удовлетворении исковых требований ОАО "Российские железные дороги" отказать.
Взыскать с ОАО "Российские железные дороги" в пользу ЗАО "СИБУР-Транс" расходы на уплату государственной пошлины по кассационной жалобе в сумме 2 000 руб.
Арбитражному суду Ханты-Мансийского автономного округа - Югры выдать взыскателю исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
С.И. Шуйская |
Судьи |
М.Ф. Лукьяненко |
|
Н.В. Мелихов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из буквального толкования статьи 39 Устава не следует, что данная норма содержит основания для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими ОАО "Российские железные дороги", за время нахождения на путях общего пользования в ожидании их приёма владельцами пути необщего пользования.
Плата за пользование вагонами, рассчитанная в соответствии со статьёй 39 Устава, может быть взыскана в пользу железной дороги при условии принадлежности ей вагонов на праве собственности или ином вещном праве, а также при наличии соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге.
Следовательно, Тарифное руководство N 2 не предусматривает обязанность по внесению платы за пользование путями общего пользования.
Поэтому указание в пункте 3.2 договора N 41Д-/НСС.73/09/СТ.5482 на внесение грузовладельцем платы за нахождение вагонов, не принадлежащих железной дороге, на путях общего пользования в размере, установленном пунктом 12 Тарифного руководства N 2, не свидетельствует о согласовании сторонами порядка и размера оплаты.
...
решение от 06.09.2010 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 15.12.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-4933/2010 отменить."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 марта 2011 г. N Ф04-1294/2011 по делу N А75-4933/2010
Хронология рассмотрения дела:
11.07.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8847/11
27.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8847/11
18.03.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1294/2011
15.12.2010 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9104/2010