г. Тюмень |
|
21 июля 2014 г. |
Дело N А45-12954/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Финько О.И.,
судей Коробейниковой О.С.,
Лошкомоевой В.А.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Петренко О.В. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации Ордынского района Новосибирской области на решение от 05.12.2013 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Лузарева И.В.) и постановление от 04.03.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Афанасьева Е.В., Колупаева Л.А., Шатохина Е.Г.) по делу N А45-12954/2013 по иску Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области (630004, г. Новосибирск, ул. Революции, 38) к администрации Ордынского района Новосибирской области (633261, Новосибирская область, р.п. Ордынское, пл. Революции, 17) об обязании передать нежилые помещения в федеральную собственность.
Другие лица, участвующие в деле: Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосибирской области, муниципальное унитарное "Ордынское автотранспортное предприятие".
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Новосибирской области (судья Васютина О.М.) в заседании участвовали представители:
- от Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области - Филимонов М.Е. по доверенности от 24.09.2013;
- от администрации Ордынского района Новосибирской области - Моисеев П.М. по доверенности от 22.10.2013;
- от муниципального унитарного "Ордынского автотранспортного предприятия" - директор Бондарь С.А. на основании распоряжения от 23.06.2008 N 40-р.
Суд установил:
Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области (далее - ТУ Росимущества в Новосибирской области, истец) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к администрации Ордынского района Новосибирской области (далее - администрация, ответчик) об обязании передать в федеральную собственность нежилые помещения общей площадью 104,9 кв. м, расположенные по адресу: Новосибирская область, р.п. Ордынское, ул. Горького, 1, а именно: помещения на поэтажном плане здания номера 8, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 на первом этаже и номера 1, 2 в подвале здания.
Исковые требования обоснованы частями 9, 10 статьи 54 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон о полиции), частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ) и мотивированы отказом органа местного самоуправления от передачи в собственность Российской Федерации спорных помещений, используемых полицией для осуществления ее функций и находящихся в муниципальной собственности.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосибирской области (далее - ГУ МВД России по Новосибирской области), муниципальное унитарное "Ордынское автотранспортное предприятие" (далее - МУ "Ордынское автотранспортное предприятие").
Решением от 05.12.2013 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 04.03.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда, суд обязал администрацию по акту приема-передачи передать в собственность Российской Федерации расположенные по адресу: Новосибирская область, р.п. Ордынское, ул. Горького, 1, нежилые помещения общей площадью 102,9 кв.м, а именно: на поэтажном плане здания номера 8, 12, 13, 15, 16, 17, 18 на первом этаже и номера 1, 2 в подвале здания. В остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе администрация, полагая, что судами первой и апелляционной инстанций неправильно применены нормы материального права, а выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит решение от 05.12.2013 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 04.03.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда отменить.
Податель кассационной жалобы считает, что суды первой и апелляционной инстанций не исследовали причины отказа администрации в передаче спорных нежилых помещений в федеральную собственность, исследование которых обязательно в силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 07.02.2012 N 234-О-Р.
При этом администрация указывает на то, что спорные нежилые помещения необходимы ей для решения вопросов местного значения муниципального района, а для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.
Кроме этого, по мнению ответчика, частью 9 статьи 54 Закона о полиции предусмотрена передача в федеральную собственность используемого полицией недвижимого имущества, земельных участков, а также зданий и сооружений, и данный перечень объектов, являющийся исчерпывающим, не предусматривает передачу помещений в каких-либо зданиях.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель администрации поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
В отзывах на кассационную жалобу ТУ Росимущества в Новосибирской области и ГУ МВД России по Новосибирской области просят обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Представитель ТУ Росимущества в Новосибирской области в судебном заседании кассационной инстанции поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Представитель МУ "Ордынское автотранспортное предприятие" в судебном заседании кассационной инстанции поддержал доводы кассационной жалобы администрации.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ, проанализировав доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей администрации, ТУ Росимущества в Новосибирской области, МУ "Ордынское автотранспортное предприятие", проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Материалами дела подтверждено и судами первой и апелляционной инстанций установлено, что в муниципальной собственности Ордынского района находится нежилое здание конторы общей площадью 539,70 кв.м, расположенное по адресу: Новосибирская область, р.п. Ордынское, ул. Горького, 1.
На основании договора от 19.01.2011 N 45 администрация передала ГУ МВД России по Новосибирской области в безвозмездное пользование нежилые помещения общей площадью 116,1 кв.м, расположенные на первом этаже и в подвале вышеуказанного здания, для размещения отдела государственного технического осмотра и регистрации автомототранспортных средств.
Дополнительным соглашением от 18.10.2012 срок действия договора от 19.01.2011 N 45 продлен до 01.07.2013.
После истечения срока безвозмездного пользования ГУ МВД России по Новосибирской области продолжило занимать помещения под номерами 8, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 на первом этаже и номерами 1, 2 в подвале здания, расположенного по адресу: Новосибирская область, р.п. Ордынское, ул. Горького, 1 (далее - спорные нежилые помещения).
ГУ МВД России по Новосибирской области неоднократно обращалось к администрации с просьбой рассмотреть вопрос о передаче в соответствии с частью 9 статьи 54 Закона о полиции спорных нежилых помещений, занимаемых органами полиции, в федеральную собственность.
ТУ Росимущества в Новосибирской области также просило ответчика рассмотреть вопрос о передаче спорных нежилых помещений в федеральную собственность.
Письмами от 07.11.2011 N 2719, от 20.12.2012 N 4060, от 14.06.2013 N 1761 администрация сообщила ТУ Росимущества в Новосибирской области и ГУ МВД России по Новосибирской области об отказе в передаче спорных нежилых помещений в федеральную собственность, ссылаясь на то, что данное имущество закреплено за муниципальным предприятием и его передача в федеральную собственность возможна только при наличии соответствующего волеизъявления со стороны муниципального образования.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования в части обязания администрации передать в собственность Российской Федерации нежилые помещения общей площадью 102,9 кв.м, суд первой инстанции руководствовался положениями частей 9, 10 статьи 54 Закона о полиции, части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ и исходил из того, что имущество, используемое полицией и необходимое для обеспечения ее деятельности, находящееся в муниципальной собственности, подлежит передаче в федеральную собственность.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Поскольку в данном случае иное АПК РФ не предусмотрено, то суд кассационной инстанции рассматривает кассационную жалобу только в пределах приведенных в ней доводов, при этом считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.
Частью 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ предусмотрены критерии, определяющие отнесение имущества к соответствующему уровню собственности в связи с разграничением полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Так, согласно абзацам двенадцатому, четырнадцатому части 11 статьи 154 названного Закона находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность, если оно используется федеральными органами государственной власти.
Согласно частям 9, 10 статьи 54 Закона о полиции используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, необходимые для обеспечения деятельности полиции, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, передаются в федеральную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
До возникновения права федеральной собственности на передаваемое имущество федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориальные органы, подразделения полиции, организации, входящие в систему указанного федерального органа, за которыми закрепляется указанное имущество, вправе безвозмездно использовать такое имущество для осуществления полномочий по предметам ведения Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе отчуждать, передавать в аренду и обременять иным способом указанное имущество.
Правильно применив к спорным правоотношениям перечисленные нормы материального права, оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что спорные нежилые помещения частично подлежат передаче в федеральную собственность, в связи с чем правомерно удовлетворили исковые требования в части.
При этом, отклоняя доводы администрации о невозможности передачи спорных нежилых помещений в федеральную собственность в связи с необходимостью их использования для решения вопросов местного значения муниципального района, суды первой и апелляционной инстанций, учитывая положения статьи 65 АПК РФ, правомерно исходили из их недоказанности, а также из того, что отсутствие волеизъявления (согласия) собственника на передачу имущества в федеральную собственность не может стать единственным непреодолимым препятствием, если необходимость и законность такой передачи в соответствии с установленными разграничениями государственной собственности подтверждены материалами дела.
Доводы кассационной жалобы о невозможности передачи на основании части 9 статьи 54 Закона о полиции в федеральную собственность используемых полицией помещений в зданиях судом кассационной инстанции отклоняются как основанные на неправильном толковании указанной нормы права.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции также отклоняются, поскольку они направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ.
Таким образом, кассационная инстанция считает, что при принятии обжалуемых судебных актов судами первой и апелляционной инстанций с достаточной полнотой установлены все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, правильно применены нормы материального права, регулирующие эти отношения, и не допущено нарушений норм процессуального права, в связи с чем оснований для их отмены не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 05.12.2013 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 04.03.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-12954/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.И. Финько |
Судьи |
О.С. Коробейникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ предусмотрены критерии, определяющие отнесение имущества к соответствующему уровню собственности в связи с разграничением полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Так, согласно абзацам двенадцатому, четырнадцатому части 11 статьи 154 названного Закона находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность, если оно используется федеральными органами государственной власти.
Согласно частям 9, 10 статьи 54 Закона о полиции используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, необходимые для обеспечения деятельности полиции, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, передаются в федеральную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
...
Доводы кассационной жалобы о невозможности передачи на основании части 9 статьи 54 Закона о полиции в федеральную собственность используемых полицией помещений в зданиях судом кассационной инстанции отклоняются как основанные на неправильном толковании указанной нормы права."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 июля 2014 г. N Ф04-5355/14 по делу N А45-12954/2013