г. Тюмень |
|
25 июля 2014 г. |
Дело N А70-11054/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тихомирова В.В.
судей Орловой Н.В.
Шуйской С.И.
рассмотрел кассационную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тюменской области на решение от 13.01.2014 Арбитражного суда Тюменской области (судья Коряковцева О.В.) и постановление от 18.04.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Киричек Ю.Н., Иванова Н.Е.) по делу N А70-11054/2013 по заявлению территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тюменской области (625000, Тюменская обл., г. Тюмень, ул. Водопроводная, 38, ОГРН 1097232017574, ИНН 7202198042) к администрации Тюменского муниципального района (625049, Тюменская обл., г. Тюмень, Московский тракт, 115, ОГРН 1067203000281, ИНН 7204095797) о признании недействительным распоряжения от 05.02.2009 N 586 ро "О предоставлении земельного участка в аренду Нанаке Виктору Николаевичу для ведения личного подсобного хозяйства в Тюменской области, Тюменском районе, д. Черная речка, ул. Северная, участок N 317".
Третьи лица: департамент лесного комплекса Тюменской области, Нанака Виктор Николаевич.
Суд установил:
территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области (далее - заявитель, управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации Тюменского муниципального района (далее - администрация) о признании недействительным распоряжения от 05.02.2009 N 586 ро "О предоставлении земельного участка в аренду Нанаке Виктору Николаевичу для ведения личного подсобного хозяйства в Тюменской области, Тюменском районе, д. Черная речка, ул. Северная, участок N 317" (далее - распоряжение).
Определениями суда от 18.10.2013 и от 15.11.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены департамент лесного комплекса Тюменской области (далее - департамент) и Нанака Виктор Николаевич.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 13.01.2014, оставленным без изменения постановлением от 18.04.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-11054/2013 в удовлетворении заявленных требований управления отказано.
Заявитель обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление, принять новый судебный акт о признании недействительным распоряжения администрации.
Кассатор указывает на неправомерность выводов судов об отсутствии у департамента полномочий на проведение кадастровых работ или кадастрового учета, о непринятии в качестве доказательства наложения земельных участков карты-схемы местоположения и границ лесного участка в границах выделов, составленной Тюменским филиалом ФГУП "Рослесинфорг". Считает, что отсутствие сведений в кадастре относительного указанного лесного участка не свидетельствует об отсутствии его границ, поскольку эти сведения не являются бесспорным доказательством отнесения земель к определенной категории.
В предоставленных письменных возражениях на жалобу администрация просит решение и постановление оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба, согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривается в их отсутствие.
Проверив в соответствии со статьями 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов по делу, кассационная инстанция не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, распоряжением администрации Нанаке Виктору Николаевичу предоставлен в аренду сроком на три года земельный участок с кадастровым номером 72:17:2312001:76, общей площадью 2 300 кв.м, по адресу: Тюменская область, Тюменский район, д. Черная речка, ул. Северная, участок N 317, для ведения личного подсобного хозяйства, заключен договор аренды земельного участка от 03.03.2009 N 17-24/271 (далее - договор аренды), зарегистрированный в установленном порядке 20.04.2009 в Едином государственном реестре права на недвижимое имущество и сделок с ним.
Департаментом лесного комплекса Тюменской области (далее - департамент) в целях проверки полученной 14.06.2013 информации прокуратуры Тюменского района по факту строительства домов на земельных участках N 302-318 по ул. Северная в д. Черная речка осуществлен выезд на местность.
На основании запроса департамента от 20.06.2013 N 08/2433-13 из администрации Тюменского муниципального района получена, в том числе, информация, на основании которой выделен земельный участок с кадастровым номером 72:17:2312001:76.
Осуществив проверку на месте и сопоставив с материалами лесоустройства, департамент письмом от 12.06.2013 N 08/2846-13 сообщил управлению о нарушении права собственности Российской Федерации на участок лесного фонда. Департаментом подготовлена и предоставлена карта-схема местоположения и границ лесного участка, расположенного по адресу: Тюменское лесничество, Мичуринское участковое лесничество, квартал 9 выдел 48, 49.
По мнению заявителя, указанной картой-схемой подтверждается факт наложения земельного участка с кадастровым номером 72:17:2312001:76 на земли лесного фонда - лесной участок с кадастровым (условным) номером 72:17:0000000:0039, общей площадью 98 476 га, принадлежащий на праве собственности Российской Федерации.
Считая, что действующее законодательство не предоставляет органам местного самоуправления полномочий по распоряжению землями лесного фонда, заявитель обратился с заявлением о признании недействительным указанного выше распоряжения администрации.
Арбитражные суды, отказывая в удовлетворении требований, пришли к выводу о законности оспариваемого ненормативного акта, при этом отметили, что обозначенное заявителем наложение является незначительным и не может быть основанием для признания распоряжения незаконным. На основании части 14 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - закон N 221-ФЗ) было указано на возможность устранения возникшего наложения границ путем уточнения органом кадастрового учета местоположения условных границ ранее учтенного земельного участка либо посредством разрешения спора об установлении границ смежных земельных участков.
Кассационная инстанция считает выводы судов соответствующими нормам права и материалам дела.
Частью 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе, на земли населенных пунктов и земли лесного фонда.
Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (ст. 83 ЗК РФ).
К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие) (ст. 101 ЗК РФ).
В силу положений части 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ земельные участки в составе земель лесного фонда являются федеральной собственностью.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что согласно сведениям государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым (условным) номером 72:17:0000000:0039 является собственностью Российской Федерации, площадь 1089770000 кв.м - декларированная, сведения о границах объекта отсутствуют, местоположение указано ориентировочно. В свою очередь границы спорного земельного участка с кадастровым номером 72:17:2312001:76, предоставленного оспариваемым распоряжением в аренду Нанаке В.Н., определены на местности по результатам кадастровых работ, сведения о них внесены в государственный кадастр недвижимости.
Согласно кадастровому паспорту земельный участок с кадастровым номером 72:17:2312001:76, общей площадью 2 300 кв.м, по адресу: Тюменская область, Тюменский район, д. Черная речка, ул. Северная, участок N 317, относится к категории земель населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства". Сведения об отнесении какой-либо части этого участка к землям лесного фонда в выписке из ГКН отсутствуют.
Действия по межеванию этого участка и кадастровому учету никем не оспорены и не признаны незаконными.
Выводы судов о том, что лесной участок, на который Российской Федерации выдано свидетельство о праве собственности от 25.12.2012 серия номер 72 НМ 337531, является ранее учтенным лесным участком, идентифицируется в государственном реестре по условному номеру, присваиваемому в случае, когда кадастровый учет объекта недвижимости не осуществлялся, соответствует нормам права (пункту 1 статьи 4.3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", пункту 4 статьи 4 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", части 1 статьи 45, части 6 статьи 47, части 14 статьи 45 Закона N 221-ФЗ).
Довод заявителя о допустимости такого доказательства как карта-схема местоположения и границ лесного участка в границах выделов, совмещенная с информацией ГКН, составленная Тюменским филиалом ФГУП "Рослесинфорт", судом отклоняется как несостоятельный. Соответствующий документ, как и карта-схема предоставленная департаментом, лишь фиксирует обозначенное наложение и сам по себе не может опровергнуть официальные данные кадастра в части спорного участка, предоставленного гражданину.
Следует также учесть, что заявителем не доказано, что спорный участок именно на момент его формирования и поставки на учет входил в состав лесного фонда и находился за пределами определенного населенного пункта. Наличие древесно-кустарниковой растительности также не может свидетельствовать о наличии обозначенного наложении границ.
Кроме того, по результатам рассмотрения спора правильно отмечена несопоставимость методов определения границ указанного лесного и спорного земельных участков (геодезического и картометрического), возможность лесоустройства на землях населенных пунктов
Таким образом, обжалуемые судебные акты приняты при правильном применении норм материального и процессуального права, оснований для их отмены в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации нет. Жалоба управления удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 13.01.2014 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 18.04.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-11054/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Тихомиров |
Судьи |
Н.В. Орлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу положений части 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ земельные участки в составе земель лесного фонда являются федеральной собственностью.
...
Выводы судов о том, что лесной участок, на который Российской Федерации выдано свидетельство о праве собственности от 25.12.2012 серия номер 72 НМ 337531, является ранее учтенным лесным участком, идентифицируется в государственном реестре по условному номеру, присваиваемому в случае, когда кадастровый учет объекта недвижимости не осуществлялся, соответствует нормам права (пункту 1 статьи 4.3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", пункту 4 статьи 4 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", части 1 статьи 45, части 6 статьи 47, части 14 статьи 45 Закона N 221-ФЗ)."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 июля 2014 г. N Ф04-7213/14 по делу N А70-11054/2013
Хронология рассмотрения дела:
25.07.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7213/14
18.04.2014 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2048/14
14.04.2014 Определение Арбитражного суда Тюменской области N А70-11054/13
13.01.2014 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-11054/13