Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 марта 2011 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
в составе: председательствующего Т.И. Отческой
судей В. И Ильина
В.П. Маняшиной
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе на решение от 14.07.2010 Арбитражного суда Тюменской области (судья Минеев О.А.) и постановление от 27.10.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Сидоренко О.А., Золотова Л.А., Лотов А.Н.) по делу N А70-5522/2010 по заявлению открытого акционерного общества Тюменский научно-производственный центр "Астра" (ИНН 7224015623, ОГРН 1027200840710) к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе (ИНН 6658076401, ОГРН 1036603498975) о признании незаконным постановления от 07.05.2010 N 62-10-270/ПН о назначении административного наказания.
В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества Тюменский научно-производственный центр "Астра" Мокроусов Н.В. по доверенности от 15.01.2011.
Суд установил:
открытое акционерное общество Тюменский научно-производственный центр "Астра" (далее - ОФО НТПЦ "Астра", Общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам России в Уральском федеральном округе (далее - РО ФСФР России в УрФО, административный орган) о признании незаконным и об отмене постановления от 07.05.2010 N 62-10-270/ПН о назначении административного наказания, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 500 000 рублей.
Решением от 14.07.2010 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 27.10.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены, оспариваемое постановление административного органа признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе РО ФСФР России в УрФО просит отменить решение от 14.07.2010 первой инстанции и постановление от 27.10.2010 арбитражного апелляционного суда, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку выводы судов об отсутствии вины Общества во вменяемом правонарушении являются неверными, так как оно могло предпринять какие-либо действия, направленные на исполнение предписания административного органа, однако этого не сделало. Судебные акты не содержат подтверждений и указаний на то, какие именно действия совершались Обществом, которые могли свидетельствовать об отсутствии его вины.
РО ФСФР России в УрФО указывает, что направив в адрес Общества предписание, административный орган предоставил ему дополнительную возможность устранить нарушения требований законодательства и избежать привлечения к административной ответственности, однако общество этой возможностью не воспользовалось.
В отзыве на кассационную жалобу от ОФО НТПЦ "Астра" просит оставить без изменения состоявшиеся по делу судебные акты, поскольку вины общества во вменяемом ему административном правонарушении не имеется, кроме того, правонарушение является малозначительным, не представляет существенной угрозы охраняемым общественным интересам.
Суд кассационной инстанции, заслушав представителя общества, проверив в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами при принятии обжалуемых судебных актов норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что в рамках осуществления полномочий по осуществлению контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рынке ценных бумаг РО ФСФР в УрФО направило Обществу предписание от 11.02.2010 N 62-10-СК-03/1794, в котором заявителю предписывалось в течение 10 рабочих дней с даты получения настоящего предписания направить почтовым отправлением или передать иным способом в административный орган следующие документы: информационное письмо, содержащее адрес страницы в сети Интернет, используемой обществом для раскрытия информации; скриншот страницы в сети Интернет (снимок экрана, показывающий в точности то, что видит пользователь на экране монитора) подтверждающий размещение информации, подлежащей раскрытию в соответствии с Положением о раскрытии информации в сети Интернет, используемой обществом для раскрытия информации, в форме описи документов, а именно: годового отчета за 2007 и 2008 годы (в случае утверждения общим собранием акционеров общества); годовой бухгалтерской отчетности в составе бухгалтерского баланса (форма N 1), отчета о прибылях и убытках (форма N 2), отчета об изменениях каптала (форма N 3), отчета о движении денежных средств (форма N 4), приложения к бухгалтерскому балансу (форма N 5), пояснительной записки, а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту, за 2007, 2008 годы; скриншот страницы в сети Интернет информационного агентства, уполномоченного федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг на осуществление распространения информации, раскрываемой на рынке ценных бумаг, подтверждающий опубликование в ленте новостей сообщения о раскрытии в сети Интернет годового отчета за 2008 год, годовой бухгалтерской отчетности за 2008 год и текста списка аффинированных лиц, составленного на дату окончания 2, 3 и 4 кварталов 2009 год, а также при наступлении соответствующих событий, дополнительных сведений предусмотренных пунктом 8.7.1 Положения о раскрытии информации, в частности, о приобретении акционерным обществом более 20 процентов голосующих акций другого акционерного общества; об изменении адреса страницы в сети Интернет, используемой акционерным обществом для раскрытия информации.
Обществом предписание получено 24.02.2010, подлежало исполнению в срок до 10.03.2010.
В установленный административным органом срок предписание от 11.02.2010 N 62-10-СК-03/1794 ОАО ТНПЦ "Астра" не было исполнено.
Указанное нарушение срока представления запрашиваемых документов, послужило основанием для составления 23.04.2010 РО ФСФР в УрФО протокола об административном правонарушении N 62-10-289/пр-ап и вынесения 07.05.2010 постановления N 62-10-270/ПН о привлечении ОАО ТНПЦ "Астра" к административной ответственности на основании части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 500 000 рублей.
Полагая, что указанное постановление не соответствует действующему законодательству, нарушает его права и законные интересы, ОАО ТНПЦ "Астра" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, исходя из положений статьи 1.5, части 2 статьи 2.1, части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пришли к выводу об отсутствии вины Общества во вменяемом ему административном правонарушении.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения принятые по делу судебные акты, исходит из следующего.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 317 "Об утверждении Положения о федеральной службе по финансовым рынкам" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности) является федеральная служба по финансовым рынкам.
Согласно пункту 5.3.7 данного Положения Федеральная служба по финансовым рынкам выдает предписания эмитентам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондам, управляющим компаниям, специализированным депозитариям, агентам по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев, регистраторам акционерных инвестиционных фондов, лицам, осуществляющим ведение реестров владельцев инвестиционных паев, субъектам отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, субъектам отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, ипотечным агентам, управляющим ипотечным покрытием и специализированным депозитариям ипотечного покрытия, бюро кредитных историй, жилищным накопительным кооперативам, а также саморегулируемым организациям.
Пунктом 7 статьи 44 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг предоставлено право направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В силу пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации.
Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг утверждено приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 N 06-117/пз-н (далее - Положение от 10.10.2006).
Частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного указанной статьей, состоит в том, что виновное лицо нарушает срок исполнения предписания, выданного уполномоченным органом. Оконченным данное правонарушение считается с момента нарушения срока исполнения предписания. Совершается данное правонарушение путем бездействия.
Судом первой инстанции и арбитражным апелляционным судом установлено и материалами дела подтверждается, что предписание РО ФСФР в УрФО от 11.02.2010 N 62-10-СК-03/1794 ОАО ТНПЦ "Астра" в установленный срок не исполнено.
Частями 1, 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено в момент получения предписания от 11.02.2010 N 62-10-СК-03/1794 у ОАО ТНПЦ "Астра" фактически не было тех данных, которые запрашивал административный орган. Информация не была опубликована в ленте новостей и на странице в сети Интернет, так как в месте нахождения Общества отсутствовало подключение к сети Интернет.
Для исполнения предписания Обществу необходимо было провести работу по подключению, заключению со специалистами договора на создание страницы в сети Интернет и размещение на ней необходимой информации, заключению договора с соответствующим агентством по публикации информации об обществе в ленте новостей, получению необходимых паролей, подготовке и размещению информации в ленте новостей, получению подтверждения о публикации информации.
Судебные инстанции обоснованно указали, что у Общества не было возможности представить, в установленный в предписании срок, затребованные административным органом доказательства раскрытия информации, а в предписании от 11.02.2010 N 62-10-СК-03/1794 не было указано на необходимость сообщения РО ФСФР в УрФО о том, что информация не размещена в ленте новостей и на странице в сети Интернет (в случае ее не размещения) и не предписывалось совершить действия по раскрытию информации путем такой публикации.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что во исполнение предписания от 04.05.2010 N 62-10-СФ-03/5506 ОАО ТНПЦ "Астра" направило в административный орган документы, подтверждающие раскрытие информации.
При таких обстоятельствах вывод судов об отсутствии вины Общества в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным, соответствует обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были подробно исследованы в суде первой и апелляционной инстанций, в связи с чем, у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют правовые основания для переоценки фактических обстоятельств дела и удовлетворения кассационной жалобы.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты с правильным применением норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оснований для их отмены в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации нет.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 14.07.2010 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 27.10.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-5522/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.И. Отческая |
Судьи |
В.И. Ильин |
|
В.П. Маняшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа.
...
Частями 1, 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
...
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что во исполнение предписания от 04.05.2010 N 62-10-СФ-03/5506 ОАО ТНПЦ "Астра" направило в административный орган документы, подтверждающие раскрытие информации.
При таких обстоятельствах вывод судов об отсутствии вины Общества в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным, соответствует обстоятельствам дела."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 марта 2011 г. N Ф04-19/2011 по делу N А70-5522/2010