г. Тюмень |
|
7 августа 2014 г. |
Дело N А03-14633/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 августа 2014 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Лаптева Н.В.,
судей Рябининой Т.А.,
Сидоровой А.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю на решение от 06.03.2014 Арбитражного суда Алтайского края (судья Овчинникова Ю.В.) и постановление от 21.05.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Захарчук Е.И., Киреева О.Ю., Нагишева О.Б.) по делу N А03-14633/2013 по иску Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю (656056, город Барнаул, улица Пушкина, 17, ИНН 2225066621, ОГРН 1042202282407) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае (656038, город Барнаул, улица Молодежная, 3, ИНН 2221172516, ОГРН 1092221004040) о перечислении стоимости арестованного имущества.
Третьи лица: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, общество с ограниченной ответственностью "Фортуна", закрытое акционерное общество АКБ "Зернобанк", общество с ограниченной ответственностью "Мобилгрупп", Селищева Наталья Михайловна.
Суд установил:
Управление Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю (далее - УФССП) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае (далее - ТУ ФАУГИ) о возложении обязанности перечислить на депозитный счет 339 896,64 руб. стоимости переданного для реализации арестованного имущества.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное агентство по Управлению государственным имуществом (далее - Росимущество), общество с ограниченной ответственностью "Фортуна" (далее - ООО "Фортуна"), закрытое акционерное общество "АКБ "Зернобанк" (далее - ЗАО "АКБ "Зернобанк"), общество с ограниченной ответственностью "Мобилгрупп" (далее - ООО "Мобилгрупп"), Селищева Наталья Михайловна.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 06.03.2014 отказано в удовлетворении исковых требований.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2014 решение арбитражного суда оставлено без изменения.
УФССП обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение, постановление арбитражного суда первой и апелляционной инстанций отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
Податель жалобы считает, что суды нарушили нормы материального права - не применили, подлежащий применению Порядок взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество.
В отзыве ТУ ФАУГИ возражает против доводов кассационной жалобы, просит оставить решение арбитражного суда первой и постановление апелляционной инстанций без изменения.
Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, суд кассационной инстанции находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению.
Как установил суд первой инстанции и следует из доказательств, на исполнении судебного пристава-исполнителя Ленинского района города Барнаула УФССП находится исполнительное производство N 35221/11/17/22, возбужденное 24.04.2011 на основании исполнительного листа ВС N 031850761, выданного 21.04.2011 Индустриальный районным судом города Барнаула по делу N 2-1774/2011, о наложении ареста на имущество ООО "Мобилгрупп" в пределах цены иска в размере 1 465 258,27 руб. в пользу ЗАО "АКБ "Зернобанк".
Судебный пристав-исполнитель арестовал имущество должника - запасные части к автомобилям и произвел действия по его оценке. Стоимость имущества составила 338 880 руб.
Постановлением от 07.11.2011 судебный пристав-исполнитель обязал ТУ ФАУГИ принять на реализацию арестованное имущество.
Между ТУ ФАУГИ и ООО "Фортуна" заключен государственный контракт от 10.01.2012 N 1-А на осуществление услуг по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных актов или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество на территории Алтайского края.
ТУ ФАУГИ выдало ООО "Фортуна" поручение от 20.02.2012 N 243/ССП-22/02.12 на реализацию арестованного имущества согласно заявки от 31.01.2012 по исполнительному производству N 35221/11/17/22: запчасти к автомобиля в количестве 653 штук стоимостью 338 880 руб.
ТУ ФАУГИ направило судебному приставу-исполнителю уведомление от 24.02.2012 N 243 о поручении реализации арестованного имущества ООО "Фортуна".
По акту от 02.03.2012 судебный пристав-исполнитель передал ООО "Фортуна" арестованное имущество для реализации.
Письмом от 15.01.2013 ТУ ФАУГИ уведомило УФССП о том, что ООО "Фортуна" не перечислило денежные средства от реализации арестованного имущества.
Невыполнение ТУ ФАУГИ Порядка взаимодействия в части перечисления денежных средств от реализации арестованного имущества на депозитный счет УФССП явились основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд исходил из отсутствия доказательств поступления денежных средств от реализации арестованного имущества на расчетный счет УФК по Алтайскому краю для получения платежа - ТУ ФАУГИ.
Апелляционный суд согласился с решением арбитражного суда, указав на отсутствие оснований для удовлетворения иска при отсутствии поступления ответчику денежных средств от реализации арестованного имущества.
Между тем, суды не учли следующее.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц регулируются Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве), согласно которому функции по принудительному исполнению возложены на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы, непосредственное осуществление этих функций - на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
В процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, в том числе арестовывать и изымать имущество должника с целью его дальнейшей реализации путем продажи на торгах (статьи 84, 87, 89 Закона об исполнительном производстве).
Средства от продажи такого имущества поступают во временное распоряжение структурных подразделений службы судебных приставов и зачисляются для их учета на лицевой (депозитный) счет соответствующего подразделения (Приказ Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 25.01.2008 N 11/15н, статья 10 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" (далее - Закон о судебных приставах).
На основании утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (далее - Положение о Росимуществе) Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе функции по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество.
Приказом Федеральной службы судебных приставов от 25.07.2008 N 347 и Росимущества от 25.07.2008 N 149 утвержден Порядок взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество (далее - Порядок). В Порядке ведомства согласовали свои права и обязанности по этим вопросам, в том числе предусмотрели обязанность ФАУГИ обеспечить сохранность переданного на реализацию арестованного имущества, а также в установленные сроки перечислить структурным подразделениям службы судебных приставов денежные средства, вырученные от продажи имущества, либо возвратить нереализованное имущество судебным приставам-исполнителям.
Аналогичная обязанность ФАУГИ по обеспечению перечисления в установленном порядке денежных средств, полученных в результате реализации указанного имущества, закреплена в пункте 5.33 Положения о Росимуществе.
ФАУГИ вправе привлекать на конкурсной основе физических и юридических лиц для реализации в установленном порядке арестованного имущества. Однако факт проведения реализации такими лицами не отменяет обязанностей ФАУГИ по обеспечению сохранности данного имущества, осуществлению оплаты вырученных от его продажи денежных средств или возврату этого имущества судебным приставам-исполнителям.
Таким образом, в результате утраты в процессе реализации арестованного имущества исполнение судебных актов не произведено по причине невыполнения ФАУГИ названных обязанностей, что препятствует службе судебных приставов осуществить свою государственную функцию по принудительному исполнению судебных актов, а также создает потенциальную угрозу для взыскания убытков со службы судебных приставов по искам взыскателей либо собственников имущества.
Следовательно, служба судебных приставов вправе потребовать в судебном порядке исполнения ФАУГИ его обязанности, предусмотренной Положением о Росимуществе, по перечислению денежных средств в установленном порядке не только за реализованное, но и утраченное при реализации имущество.
Аналогичная правовая позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации изложена в постановлении от 04.03.2014 N 18275/13.
Перечисленные нарушения норм материального права на основании части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влекут отмену обжалованных судебных актов.
Поскольку суды установили фактические обстоятельства, но допустили нарушение норм материального права, суд кассационной инстанции считает возможным принять новый судебный акт без передачи дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В соответствии с пунктами 4, 5.3 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее -Положение), полномочия собственника в отношении имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, осуществляет Росимущество, которое действует как непосредственно, так и через свои территориальные органы.
Росимущество обеспечивает перечисление в установленном порядке денежных средств, полученных в результате реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество (пункт 5.33 Положения).
На основании пункта 5.47 Положения Росимущество осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на финансовое обеспечение возложенных на него функций.
Согласно подпункту 12.1 пункта 1 и пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств и выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенным в абзаце втором пункта 2 постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", рассматривая иски, предъявленные согласно статьям 16, 1069 Гражданского кодекса, и удовлетворяя их, суды в резолютивной части решения суда должны указывать на взыскание денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не с государственного или муниципального органа.
Таким образом, стоимость имущества, арестованного УФССП в рамках исполнительного производства, переданного по поручению ТУ ФАУГИ для реализации и утраченного хранителем, подлежит взысканию с Российской Федерации в лице Росимущества за счет казны Российской Федерации.
Учитывая, что УФССП передало ООО "Фортуна" для реализации арестованное имущество - запасные части к автомобилям стоимостью 338 800 рублей, уценка данного имущества не производилась, указанная сумма подлежит взысканию.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 06.03.2014 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2014 по делу N А03-14633/2013 отменить. Принять новый судебный акт.
Взыскать с Российской Федерации в лице Территориального управления
Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае за счет казны Российской Федерации в пользу Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю 338 880 рублей стоимости переданного для реализации имущества.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Лаптев |
Судьи |
Т.А. Рябинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно подпункту 12.1 пункта 1 и пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств и выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенным в абзаце втором пункта 2 постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", рассматривая иски, предъявленные согласно статьям 16, 1069 Гражданского кодекса, и удовлетворяя их, суды в резолютивной части решения суда должны указывать на взыскание денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не с государственного или муниципального органа.
...
решение Арбитражного суда Алтайского края от 06.03.2014 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2014 по делу N А03-14633/2013 отменить. Принять новый судебный акт."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 августа 2014 г. N Ф04-7672/14 по делу N А03-14633/2013