г. Тюмень |
|
7 августа 2014 г. |
Дело N А03-18374/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 августа 2014 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сидоровой А.В.,
судей Лаптева Н.В., Рябининой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Пелевиной О.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Шавровой Надежды Вениаминовны на решение от 25.02.2014 Арбитражного суда Алтайского края (судья Мошкина Е.Н.) и постановление от 21.05.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Стасюк Т.Е., Сухотина В.М., Ярцев Д.Г.) по делу N А03-18374/2013 по иску администрации города Бийска (659306, Алтайский край, город Бийск, улица Ленина, 250, ИНН 2204001327, ОГРН 1022200567212) к индивидуальному предпринимателю Шавровой Надежде Вениаминовне, (Алтайский край, город Бийск) об обязании прекратить потенциально опасную деятельность для неопределенного круга лиц.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Алтай (судья Гуткович Е.М.) в заседании участвовали представители индивидуального предпринимателя Шавровой Надежды Вениаминовны - Михайлова Г.Г., Панчук Н.В. по доверенности от 19.01.2014.
Суд установил:
администрация города Бийска Алтайского края (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Шавровой Надежде Вениаминовне (далее - предприниматель) об обязании прекратить потенциально опасную деятельность для неопределенного круга лиц.
Решением от 25.02.2014 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 21.05.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе предприниматель просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на то, что с учетом положений статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) Администрация не вправе обращаться с подобными требованиями, так как между сторонами отсутствуют гражданские правоотношения; постановления о привлечении предпринимателя к административной ответственности не являются допустимыми доказательствами осуществления предпринимательской деятельности в нарушение требований законодательства; копии путевых листов в отсутствие подлинников не могут быть приняты в качестве надлежащих доказательств, акты выездных проверок также не являются допустимыми и достоверными доказательствами.
Суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов кассационной жалобы, выслушав представителей заявителя, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, предприниматель имеет лицензию на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом N 22-АСС-2007799 сроком действия до 13.09.2016, на праве собственности предпринимателю принадлежат транспортные средства ПАЗ 4234 государственные номера: К 181 РО 22, Х 151 СТ 22, М 570 ТХ 22, Е 929 СЕ 22, Р 961 СС 22, Н 646 СА 22.
Предпринимателем в рамках проведения конкурса в период с 21.02.2013 по 05.04.2013 на осуществление пассажирских перевозок по муниципальной маршрутной сети города Бийска, подано 10 заявок, которые отклонены на стадии вскрытия конвертов в связи с ненадлежащим их оформлением.
Результаты конкурса опубликованы в газете "Муниципальный вестник" и размещены на интернет-сайте Администрации.
В течение августа 2013 года, а также в последующие периоды, предприниматель, не являясь победителем конкурса, в отсутствие договоров с администрацией, осуществляла деятельность по перевозке пассажиров по городскому муниципальному маршруту N 23 города Бийска на принадлежащих ей автобусах, о чем свидетельствуют постановления о назначении административного наказания, акты выездных транспортных проверок маршрутных автотранспортных средств на муниципальной маршрутной сети города Бийска от 31.10.2013, 14.11.2013, 25.11.2013, 27.11.2013, 27.01.2014, 06.02.2014.
Администрация, ссылаясь на то, что деятельность предпринимателя осуществляется без соблюдения действующего законодательства в сфере транспортного обслуживания населения города, потенциально угрожает безопасности и может привести к причинению вреда лицам, пользующимся этими услугами, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя требования, пришли к выводу о подтверждении материалами дела факта осуществления предпринимателем пассажирских перевозок с нарушением действующего законодательства.
Суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов соответствуют примененным нормам права, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, учитывая следующее.
Согласно статье 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.
Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 ГК РФ способами, а также иными способами, предусмотренными законом.
В силу абзаца третьего статьи 12 ГК РФ одним из способов защиты нарушенного права является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
На основании пункта 1 статьи 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа отнесены к вопросам местного значения городского округа.
Согласно части 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон о безопасности дорожного движения) органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Отношения по организации пассажирских перевозок на территории Алтайского края регулируются Законом от 12.09.2007 N 91-ЗС "Об организации транспортного обслуживания населения в Алтайском крае", в соответствии с которым деятельность по перевозке пассажиров по городским маршрутам осуществляется на основании заключенного с уполномоченным органом местного самоуправления договора по итогам конкурсного отбора в соответствии с законодательством Российской Федерации и Алтайского края.
Согласно пунктам 11, 12 раздела 3.2 Правил организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на территории города Бийска, утвержденных решением Думы города Бийска от 25.08.2009 N 98 (далее - Правила N 98), с целью отбора перевозчиков, обеспечивающих наиболее безопасные и комфортные условия перевозки пассажиров, укрепления транспортной дисциплины в организациях и среди индивидуальных предпринимателей, удовлетворения потребностей населения города в пассажирских перевозках, повышения культуры и качества обслуживания пассажиров Администрация города не реже 1 раза в 3 года проводит конкурс на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным пассажирским транспортом по муниципальной маршрутной сети, с последующим заключением договоров с победителями конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автобусами по муниципальной маршрутной сети города Бийска.
Пунктом 13 Правил N 98 установлено, что перевозка пассажиров по муниципальной маршрутной сети города автомобильным пассажирским транспортом без заключения договора не допускается.
В силу статьи 2 Федерального закона от 08.08.2011 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на бумажном носителе.
Суды, рассмотрев материалы дела, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ, доводы и доказательства сторон, а именно: акты проверок, проведенных совместно специалистами Администрации и инспекторами ОБДПС ГИБДД МУ МВД "Бийское", с приложенными к ним материалами проверок, в том числе фотоснимков; свидетельства о собственности на транспортные средства; путевые листы с отметкой о собственнике транспортных средств - предпринимателе, а также с отметкой о прохождении водителем предрейсового осмотра и допуске к управлению транспортным средством; договор от 01.02.2013, заключенный между обществом с ограниченной ответственностью "ЕвроДизельБийск-2005" и предпринимателем, на проведение предрейсового медицинского осмотра; трудовые договоры с водителями транспортных средств, признали доказанным факт оказания предпринимателем услуг по перевозке пассажиров по маршруту N 23 города Бийска.
Пунктом 13 Правил N 98 установлено, что перевозка пассажиров по муниципальной маршрутной сети города автомобильным пассажирским транспортом без заключения договора не допускается.
Таким образом, осуществление перевозок пассажиров по маршрутной сети города Бийска производится только на основании заключенного договора и по результатам проведенного конкурсного отбора перевозчиков. Возможность допуска перевозчика к оказанию соответствующих услуг без заключения договора об организации пассажирских перевозок по муниципальной маршрутной сети города Бийска не предусмотрена.
Статья 3 Закона о безопасности дорожного движения среди принципов обеспечения безопасности дорожного движения называет приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
На основе анализа указанных норм права, принимая во внимание, что заявки предпринимателем в рамках проведения конкурса на осуществление пассажирских перевозок по муниципальной маршрутной сети города Бийска отклонены, договор на осуществление перевозок между уполномоченным органом и ответчиком не заключался, суды обоснованно удовлетворили требования администрации.
Согласно статье 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1). Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 2). Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности (часть 3).
Суды, руководствуясь названными положениями процессуального закона, оценили представленные в материалах дела доказательства, указав результаты оценки принятых и отклоненных судами доказательств, а суд кассационной инстанции не усматривает нарушения норм процессуального права, в том числе статей 68, 75 АПК РФ. Такой подход соответствует сформировавшейся судебной практике (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.07.2011 N 18484/10, от 05.07.2011 N 17545/10).
Доводы кассационной жалобы, в том числе о передаче транспортных средств в аренду, о недостоверности доказательств, представленных в материалы дела, по существу сводятся к несогласию заявителя с произведенной судами оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных на их основании фактических обстоятельств. Вместе с тем, в соответствии с положениями статьи 286, части 2 статьи 287 АПК РФ суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судом при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 13031/12).
Ссылка заявителя кассационной жалобы на ненадлежащий способ защиты, учитывая имеющиеся властные полномочия со стороны Администрации, судом кассационной инстанции отклоняется. Способ защиты гражданских, избранный Администрацией, соответствует статье 12 ГК РФ, позволяющей использовать в качестве способа защиты пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В данном случае нарушены права Администрации как заказчика муниципального конкурса, где осуществляется отбор перевозчиков, обеспечивающих наиболее безопасные и комфортные условия перевозки, а также потенциально нарушаются права пассажиров и иных участников дорожного движения.
С учетом изложенного, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основанием для отмены принятых судебных актов, суд кассационной инстанции не установил.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 25.02.2014 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 21.05.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-18374/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Сидорова |
Судьи |
Н.В. Лаптев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы кассационной жалобы, в том числе о передаче транспортных средств в аренду, о недостоверности доказательств, представленных в материалы дела, по существу сводятся к несогласию заявителя с произведенной судами оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных на их основании фактических обстоятельств. Вместе с тем, в соответствии с положениями статьи 286, части 2 статьи 287 АПК РФ суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судом при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 13031/12).
Ссылка заявителя кассационной жалобы на ненадлежащий способ защиты, учитывая имеющиеся властные полномочия со стороны Администрации, судом кассационной инстанции отклоняется. Способ защиты гражданских, избранный Администрацией, соответствует статье 12 ГК РФ, позволяющей использовать в качестве способа защиты пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 августа 2014 г. N Ф04-6447/14 по делу N А03-18374/2013