Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 апреля 2011 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Цыгановой Е.М.
судей Антипиной О.И., Поликарпова Е.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Кемеровской области на решение от 06.10.2010 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Тимошенко Л.С.) и постановление от 30.12.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Хайкина С.Н., Солодилов А.В., Павлюк Т.В.) по делу N А27-11605/2010 по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Кемеровской области (ИНН 4223008709, ОГРН 1044223025307) к закрытому акционерному обществу "ДАМИН" (ИНН 5044067185, ОГРН 1085044003769) о признании недействительной государственной регистрации.
Другое лицо, участвующее в деле: Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Солнечногорску Московской области.
Суд установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 11 по Кемеровской области (далее - МИ ФНС России N 11 по Кемеровской области) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительной государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица - закрытого акционерного общества "ДАМИН" (далее - ЗАО "ДАМИН", Общество), произведенной на основании решений Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Солнечногорску Московской области (далее - Инспекция ФНС России по г. Солнечногорску) от 22.04.2010 N 1188, N 1189.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора судом привлечена Инспекция ФНС России по г. Солнечногорску.
Решением от 06.10.2010 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 30.12.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе МИ ФНС России N 11 по Кемеровской области, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение суда первой и постановление апелляционной инстанций и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя жалобы, действительной может быть признана регистрация, проведенная не только на основании полного пакета документов, которые по своему наименованию соответствуют требованиям Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", но и проведенная на основании документов, содержащих достоверную информацию относительно регистрируемых изменений, подлежащих внесению в Единый государственный реестр юридических лиц.
В порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзывы на кассационную жалобу от лиц, участвующих в деле не поступили.
Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых судебных актов, изучив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, 19.04.2010 в Инспекцию ФНС России по г. Солнечногорску представлены на регистрацию документы об изменении места нахождения ЗАО "ДАМИН" и об изменении сведений о лицах, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица (генерального директора). Местом нахождения Общества определен адрес: Кемеровская область, город Прокопьевск, ул. Гайдара, 60.
На основании заявления и представленных документов 22.04.2010 Инспекция ФНС России по г. Солнечногорску приняла решение N 1189 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Общества, связанных с изменением места нахождения юридического лица. Сведения об исполнительном органе внесены на основании решения от 22.04.2010 N 1188.
В Единый государственный реестр юридических лиц внесены соответствующие записи.
В связи с изменением места нахождения Общества его регистрационное дело было направлено в МИ ФНС России N 11 по Кемеровской области.
В результате проведения контрольных мероприятий МИ ФНС России N 11 по Кемеровской области установлено отсутствие ЗАО "ДАМИН" по вновь зарегистрированному юридическому адресу.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения МИ ФНС России N 11 по Кемеровской области в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, арбитражные суды обеих инстанций исходили из того, что Обществом в регистрирующий орган были представлены все необходимые для государственной регистрации документы.
При этом суды указали на то, что представление недостоверных сведений не является основанием для признания государственной регистрации юридического лица недействительной.
Выводы арбитражных судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации (пункт 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Перечень документов, необходимых для представления в регистрирующий орган для осуществления государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, определен пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 17 Закона о регистрации для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в котором подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица и текст этих изменений; документ об уплате государственной пошлины.
В силу пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов или представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Как установлено арбитражными судами, и не оспаривается МИ ФНС России N 11 по Кемеровской области, ЗАО "ДАМИН" для государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, был представлен полный пакет документов, необходимых для государственной регистрации.
Доказательств наличия у регистрирующего органа на дату регистрации информации о недостоверности сведений, содержащихся в представленных Обществом на регистрацию документах, материалы дела не содержат.
С учетом изложенного, оснований для отказа в регистрации, исчерпывающий перечень которых установлен статьей 23 Закона о регистрации у Инспекции ФНС России по г. Солнечногорску не имелось. Обязанность регистрирующего органа проверять достоверность представленных заявителем сведений законодательством о государственной регистрации не предусмотрена.
По смыслу Закона о регистрации государственная регистрация юридических лиц носит уведомительный характер, обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица и в заявлении, возлагается на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о регистрации.
Достоверность представляемых для данного вида регистрации сведений подтверждается заявителями, в отношении которых в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона о регистрации установлена ответственность за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений.
Таким образом, представление недостоверных сведений при оспариваемой государственной регистрации изменений в учредительные документы влечет иные правовые последствия.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 25 Закона о регистрации регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных МИ ФНС России N 11 по Кемеровской области требований.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции по делу не установлено.
С учетом изложенного судом кассационной инстанции отклоняются доводы заявителя кассационной жалобы как основанные на неправильном толковании норм права, обжалуемые судебные акты являются законными и отмене не подлежат, оснований для удовлетворения поданной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 06.10.2010 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 30.12.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-11605/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Е.М. Цыганова |
Судьи |
О.И. Антипина |
|
Е.В. Поликарпов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доказательств наличия у регистрирующего органа на дату регистрации информации о недостоверности сведений, содержащихся в представленных Обществом на регистрацию документах, материалы дела не содержат.
С учетом изложенного, оснований для отказа в регистрации, исчерпывающий перечень которых установлен статьей 23 Закона о регистрации у Инспекции ФНС России по г. Солнечногорску не имелось. Обязанность регистрирующего органа проверять достоверность представленных заявителем сведений законодательством о государственной регистрации не предусмотрена.
По смыслу Закона о регистрации государственная регистрация юридических лиц носит уведомительный характер, обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица и в заявлении, возлагается на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о регистрации.
Достоверность представляемых для данного вида регистрации сведений подтверждается заявителями, в отношении которых в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона о регистрации установлена ответственность за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений.
Таким образом, представление недостоверных сведений при оспариваемой государственной регистрации изменений в учредительные документы влечет иные правовые последствия.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 25 Закона о регистрации регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 апреля 2011 г. N Ф04-1599/11 по делу N А27-11605/2010