г. Тюмень |
|
2 сентября 2014 г. |
Дело N А27-16369/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Алексеевой Н.А.
Григорьева Д.В.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи (аудиозаписи) помощником судьи Катаевой А.Н., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КузбассАрм" на решение от 30.01.2014 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Драпезо В.Я.) и постановление от 06.05.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Ходырева Л.Е., Кривошеина С.В., Павлюк Т.В.) по делу N А27-16369/2013 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "КузбассАрм" (650000, город Кемерово, проспект Советский, 6, ИНН 4205201604, ОГРН 1104205009831) к Западно-Сибирской государственной инспекции пробирного надзора федерального казенного учреждения "Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации" (119019, город Москва, улица Новый Арбат, 11, ИНН 7730064419 ОГРН 1027739079213) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
Другое лицо, участвующее в деле: Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Сибирскому федеральному округу.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Новосибирской области (судья Красникова Т.Е.) в судебном заседании принимала участие представитель Западно-Сибирской государственной инспекции пробирного надзора федерального казенного учреждения "Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации" - Вишнякова В.А. по доверенности от 20.08.2014.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "КузбассАрм" (далее - общество, ООО "КузбассАрм") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Западно-Сибирской государственной инспекции пробирного надзора федерального казенного учреждения "Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации" (далее - административный орган) от 25.10.2013 N 008-13/48 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Сибирскому федеральному округу (далее - управление Росфинмониторинга).
Решением от 30.01.2014 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 06.05.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, вывод судов о наличии вины общества в невыполнении требований Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ) сделан без учета разъяснений административного органа и управления Росфинмониторинга, изложенных в письмах от 05.09.2013.
Кроме того, суды необоснованно не применили положения статьи 2.9 КоАП РФ при отсутствии в деянии общества существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В отзывах на кассационную жалобу административный орган и управление Росфинмониторинга просят оставить оспариваемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзывах на нее и выступлении присутствующего в заседании представителя административного органа, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, основными видами деятельности ООО "КузбассАрм" являются добыча руд и песков драгоценных металлов (золота, серебра и металлов платиновой группы), производство драгоценных металлов, оптовая торговля золотом и другими драгоценными металлами.
Прокуратурой Центрального района города Кемерово проведена проверки соблюдения ООО "КузбассАрм" законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в ходе которой выявлены факты заключения обществом в период 2011-2013 гг. договоров купли-продажи драгоценных металлов - добытой и переработанной на аффинажном заводе готовой продукции в виде слитков золота (в 2011 году на сумму 53 434 373 руб., в 2012 году - 133 611 721 руб., в 2013 году - 65 995 085 руб.). При этом сведения об указанных сделках обществом документально не фиксировались и в Федеральную службу по финансовому мониторингу не направлялись; работники общества не прошли обучение в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; правил внутреннего контроля в обществе не имеется.
По результатам проверки прокурор постановлением от 28.08.2013 возбудил в отношении ООО "КузбассАрм" дело об административном правонарушении и направил его в административный орган для рассмотрения.
Постановлением административного органа от 25.10.2013 N 008-13/48 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "КузбассАрм" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из наличия в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения и отсутствия нарушений порядка привлечения юридического лица к административной ответственности. Кроме того, судами сделан вывод о невозможности применения в данном случае положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций являются обоснованными и соответствуют материалам дела.
Частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ установлена административная ответственность за действия (бездействие), предусмотренные частью 1 названной статьи (неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока), повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 6 Закона N 115-ФЗ сделка скупки, купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ, пункта 5 Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.06.2012 N 808, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в соответствующий территориальный орган Федеральной службы по финансовому мониторингу не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, сведения по таким операциям, подлежащим обязательному контролю.
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях (часть 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ).
Согласно статье 5 Закона N 115-ФЗ к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами относятся, в том числе, организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций установили, что ООО "КузбассАрм" в своей деятельности допустило нарушения вышеуказанных положений Закона N 115-ФЗ.
При этом судами не приняты во внимание доводы общества об отсутствии у него обязанности по выполнению требований Закона N 115-ФЗ со ссылкой на разъяснения административного органа и третьего лица, изложенные в ответах на запросы общества от 05.09.2013.
Из указанных разъяснений следует, что контроль за исполнением организациями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов, требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма осуществляет надзорный орган в лице Пробирной палаты России; ООО "КузбассАрм" не состоит в территориальных инспекциях пробирного надзора на специальном учете лиц, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов.
Учитывая, что в запросах общества не содержалось полной информации о совершении им сделок купли-продажи драгоценных металлов на сумму, превышающую 600 000 руб., суды обоснованно не приняли вышеназванные письма в качестве доказательств отсутствия его вины в нарушении требований Закона N 115-ФЗ.
Поскольку ООО "КузбассАрм" не представлены доказательства, подтверждающие наличие каких-либо препятствий для выполнения предписанных законом действий, суды пришли к правильному выводу о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ.
Судами первой и апелляционной инстанций не установлено существенных нарушений положений КоАП РФ при привлечении общества к административной ответственности.
С учетом вышеизложенного суды правомерно отказали обществу в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления административного органа.
Возражения общества об отсутствии у него вины в совершении административного правонарушения направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, что недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции исходя из положений главы 35 АПК РФ.
Доводы общества о неприменении судами положений статьи 2.9 КоАП РФ, предусматривающей освобождение от ответственности за административное правонарушение в силу его малозначительности, подлежат отклонению.
В силу пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты с правильным применением норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 30.01.2014 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 06.05.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-16369/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
Н.А. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций установили, что ООО "КузбассАрм" в своей деятельности допустило нарушения вышеуказанных положений Закона N 115-ФЗ.
При этом судами не приняты во внимание доводы общества об отсутствии у него обязанности по выполнению требований Закона N 115-ФЗ со ссылкой на разъяснения административного органа и третьего лица, изложенные в ответах на запросы общества от 05.09.2013.
...
Учитывая, что в запросах общества не содержалось полной информации о совершении им сделок купли-продажи драгоценных металлов на сумму, превышающую 600 000 руб., суды обоснованно не приняли вышеназванные письма в качестве доказательств отсутствия его вины в нарушении требований Закона N 115-ФЗ.
Поскольку ООО "КузбассАрм" не представлены доказательства, подтверждающие наличие каких-либо препятствий для выполнения предписанных законом действий, суды пришли к правильному выводу о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ.
...
Доводы общества о неприменении судами положений статьи 2.9 КоАП РФ, предусматривающей освобождение от ответственности за административное правонарушение в силу его малозначительности, подлежат отклонению."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 2 сентября 2014 г. N Ф04-7422/14 по делу N А27-16369/2013