Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 апреля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тамашакина С.Н.
судей Бушмелевой Л.В., Мелихова Н.В.
рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Научно-производственная компания "Электронные приборы и системы" на постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2010 (судьи Рожков Д.Г., Литвинцева Л.Р., Солодкевич Ю.М.) по делу N А46-7049/2010 по иску общества с ограниченной ответственностью Научно-производственная компания "Электронные приборы и системы" (ИНН 5504010021, ОГРН 1025500986675) к Главному управлению по земельным ресурсам Омской области (ИНН 5503101004, ОГРН 1065503057443) о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка от 30.05.2007 N 654/2007 в части определения стоимости земельного участка, взыскании 469 690 рублей 54 копеек неосновательного обогащения, 112 725 рублей 73 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами.
Другие лица, участвующие в деле: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью Научно-производственная компания "Электронные приборы и системы" (далее - ООО НПК "Электронные приборы и системы") обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к Главному управлению по земельным ресурсам Омской области (далее - Главное управление) о признании недействительным в силу ничтожности на основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации пункта 2.1 договора купли-продажи земельного участка от 30.05.2007 N 654/2007, заключенного между Главным управлением и ООО НПК "Электронные приборы и системы", в части указания цены выкупаемого земельного участка - 553 018 рублей 54 копеек; о взыскании 469 690 рублей 54 копеек неосновательного обогащения; 112 725 рублей 73 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 30.05.2007 по 30.05.2010 из расчета 8% годовых согласно ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области.
Решением от 09.11.2010 Арбитражного суда Омской области (судья Голобородько Н.А.) исковые требования удовлетворены частично. Суд признал недействительным пункт 2.1 договора купли-продажи земельного участка от 30.05.2007 N 654/2007, заключенного между Главным управлением и ООО НПК "Электронные приборы и системы", в части установления цены выкупа земельного участка в размере, превышающем 115 212 рублей 18 копеек. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Постановлением от 07.02.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение от 09.11.2010 в обжалуемой части отменено, принят по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе ООО НПК "Электронные приборы и системы" просит постановление апелляционного суда отменить и оставить в силе решение арбитражного суда.
По его мнению, обжалуемый судебный акт принят при неправильном толковании норм материального права.
Заявитель полагает, что при расчете выкупной стоимости земельного участка следует применять положения части 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которой выкупная стоимость земельного участка устанавливается в пределах двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность принятых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления апелляционного суда.
Из материалов дела видно, что между Главным управлением (продавец) и ООО НПК "Электронные приборы и системы" (покупатель) заключен договор купли-продажи земельного участка от 30.05.2007 N 654/2007 (далее - Договор), согласно которому продавец обязался передать в собственность, а покупатель - принять и оплатить по цене и на условиях договора земельный участок из состава земель населенных пунктов с кадастровым номером 55:36:09 03 02:0006, площадью 3 090 кв.м, местоположение которого установлено относительно здания, имеющего почтовый адрес: город Омск, Ленинский административный округ, ул. Добролюбова, дом 60 (далее - участок), используемый под производственный цех.
На участке располагается следующий объект недвижимости: нежилое помещение - производственный цех, общей площадью 840, 5 кв.м, принадлежащий покупателю на основании договора купли-продажи нежилого помещения от 29.07.1996 N 471 (пункт 1.2 Договора).
Исходя из кадастровой стоимости земельного участка 4 698 487 рублей 80 копеек в приложении к Договору стороны произвели расчёт цены выкупа земельного участка в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Указа Губернатора Омской области от 19.06.2003 N 110 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Омской области", постановления Правительства Омской области от 25.08.2005 N 96-п "Об установлении цены земли при продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений" и Решения Омского городского Совета от 16.11.2005 N 298 "О земельном налоге на территории города Омска".
Пунктом 2.1. Договора стороны определили стоимость земельного участка 553 018 рублей 54 копейки.
Полагая, что при расчете выкупной цены земельного участка неверно определена кадастровая стоимость земельного участка, а также не применен льготный порядок исчисления выкупной цены, ООО НПК "Электронные приборы и системы" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Арбитражный суд, удовлетворяя исковые требования в части признания недействительным пункта 2.1 Договора, исходил из положений пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" о том, что цена земельного участка должна устанавливаться в пределах двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка.
Апелляционный суд, отменяя решение, и отказывая в удовлетворенной части иска, исходил из того, что указанная арбитражным судом норма Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в изложенной редакции установлена Федеральным законом от 24.07.2007 N 212-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности", который на дату заключения сторонами Договора не действовал, так как в соответствии с его статьей 7 он вступил в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования (первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Собрание законодательства РФ", 30.07.2007, N 31, ст. 4009; "Российская газета", N 164, 31.07.2007).
Суд кассационной инстанции считает выводы апелляционного суда правомерными, исходя из следующего.
Стоимость земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и подлежащего передаче собственнику объектов недвижимости, расположенных на данном земельном участке, определяется в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции до 24.07.2007) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ, действовавшей на дату заключения Договора) при продаже в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений стоимость таких земельных участков определяется в порядке, установленном пунктами 2 и 3 настоящей статьи (пункт 1). Субъектом Российской Федерации устанавливается цена земли в населенных пунктах с численностью населения: свыше 3 миллионов человек в размере от пяти - до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка; от 500 тысяч до 3 миллионов человек в размере от пяти - до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка; до 500 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов в размере от трех- до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка (на начало текущего календарного года). До установления субъектом Российской Федерации цены земли применяется соответствующая минимальная ставка земельного налога (пункт 2). При продаже земельного участка к его стоимости применяется поправочный коэффициент, учитывающий основной вид использования расположенных на земельном участке здания, строения, сооружения. Поправочные коэффициенты, учитывающие основные виды использования, утверждаются Правительством Российской Федерации в размере от 0,7 до 1,3 (пункт 3).
Согласно пункту 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
В силу пункта 1 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
В соответствии с Правилами оформления кадастрового плана земельного участка ГЗК-1-Т.О-04-01-01, утвержденными Первым заместителем руководителя Росземкадастра 10.04.2001, письмом Роснедвижимости от 20.02.2006 N ВК/0169 "О кадастровой стоимости" в кадастровом плане земельного участка отражаются сведения в том числе о виде разрешенного использования земельного участка и кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с записями в государственном кадастре недвижимости.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.03.2008 N 9504/07, постановление органа государственной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки является нормативным правовым актом.
Акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель является конечным правовым актом, устанавливающим кадастровую стоимость земельного участка, используемую при расчете.
В силу положений пункта 12 Правил проведения государственной и кадастровой оценки земель, споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
В установленном законом порядке определенная уполномоченным органом - Управлением Росреестра по Омской области кадастровая стоимость земельного участка не оспорена, в связи с этим кадастровую стоимость земельного участка, имеющего кадастровый номер 55:36:09 03 02:0006, площадью 3 090 кв.м в размере 4 608 488 рублей зафиксированную в кадастровом плане земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра от 01.03.2007 N 36/07-6178) следует считать правильной.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" при приобретении коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями - собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений цена таких земельных участков устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенной в иной местности.
Указанная норма Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ в изложенной редакции установлена Федеральным законом от 24.07.2007 N 212-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности".
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ он вступил в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования, за исключением статей 1 и 6 закона. Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Собрание законодательства РФ", 30.07.2007, N 31, ст. 4009; "Российская газета", N 164, 31.07.2007"; "Парламентская газета", N 99-101, 09.08.2007.
Таким образом, поскольку норма об установлении цены земельных участков в пределах двух с половиной процентов кадастровой стоимости при приобретении их коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями - собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений не действовала на дату заключения сторонами Договора, Федеральный закон от 24.07.2007 N 212-ФЗ не имеет обратной силы, следовательно, его нормы не могут быть применены к правоотношениям сторон, возникшим до введения в действие указанного закона.
Учитывая, что при расчете цены выкупа спорного земельного участка была установлена кратность стоимости земельного участка 8, что соответствует положениям статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ, в соответствии с которой субъектом Российской Федерации устанавливается цена земли в населенных пунктах с численностью населения: от 500 тысяч до 3 миллионов человек в размере от пяти - до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка (пункт 2), апелляционный суд правильно указал на отсутствие у арбитражного суда оснований для признания недействительным (ничтожным) пункта 2.1 Договора в части определения выкупной цены земельного участка в размере, превышающем 115 212 рублей 18 копеек.
Исследовав обстоятельства дела, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, апелляционный суд признал обоснованным применение ответчиком для расчета стоимости спорного земельного участка его кадастровую стоимость в размере 4 608 488 рублей, зафиксированную в кадастровом плане земельного участка, пришел к правильному выводу о том, что пункт 2.1 оспариваемого Договора в части определения цены выкупаемого земельного участка соответствует нормам земельного законодательства, а потому обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований в этой части.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, при принятии постановления апелляционным судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для его отмены не имеется.
Изложенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения апелляционного суда, им дана надлежащая правовая оценка, у суда кассационной инстанции не имеется оснований для их переоценки.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2011 по делу N А46-7049/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Научно-производственная компания "Электронные приборы и системы" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
С.Н. Тамашакин |
Судьи |
Л.В. Бушмелева |
|
Н.В. Мелихов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Учитывая, что при расчете цены выкупа спорного земельного участка была установлена кратность стоимости земельного участка 8, что соответствует положениям статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ, в соответствии с которой субъектом Российской Федерации устанавливается цена земли в населенных пунктах с численностью населения: от 500 тысяч до 3 миллионов человек в размере от пяти - до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка (пункт 2), апелляционный суд правильно указал на отсутствие у арбитражного суда оснований для признания недействительным (ничтожным) пункта 2.1 Договора в части определения выкупной цены земельного участка в размере, превышающем 115 212 рублей 18 копеек.
Исследовав обстоятельства дела, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, апелляционный суд признал обоснованным применение ответчиком для расчета стоимости спорного земельного участка его кадастровую стоимость в размере 4 608 488 рублей, зафиксированную в кадастровом плане земельного участка, пришел к правильному выводу о том, что пункт 2.1 оспариваемого Договора в части определения цены выкупаемого земельного участка соответствует нормам земельного законодательства, а потому обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований в этой части.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, при принятии постановления апелляционным судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для его отмены не имеется."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 апреля 2011 г. N Ф04-1346/11 по делу N А46-7049/2010