Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 мая 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Мелихова Н.В.
судей Бушмелевой Л.В., Тамашакина С.Н.
рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Кемеровской области кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области N Ф04-1831/2011 (5861-А27-21) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 01.11.2010 (судья Плискина Е.А.) по делу N А27-9303/2010 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2011 (судьи Журавлева В.А., Бородулина И.И., Колупаева Л.А.) N 07АП-11324/10 по этому делу об оспаривании обществом с ограниченной ответственностью "Аскор" (ИНН 4205098643, ОГРН 1064205012420) результата государственной кадастровой оценки федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" земельного участка, признании незаконными действий Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (ИНН 4205077178, ОГРН 1044205100059) по формированию в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка.
Заинтересованными лицами в деле участвуют: Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля", Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата".
Протокол судебного заседания вел помощник судьи Долгих М.Г.
В заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Аскор" Гатьятулин Р.Р. по доверенности от 14.07.2010.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Аскор" 25.06.2010 обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее - Управление Росреестра), Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Федеральная служба Росреестра) о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка площадью 11 846 кв.метров с кадастровым N 42:24:0101021477, проведенной ФГУП "ФКЦ "Земля" по заказу и под контролем Управления Росреестра в сумме 62 015 732 рублей 40 копеек и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере 5 235 рублей 37 копеек за 1 кв.метр.
Также заявитель просил признать незаконными действия Управления Росреестра по формированию в государственном земельном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка площадью 11846 кв.метров с кадастровым N 42:24:0101021:477 в сумме 62 015 732 рублей 40 копеек и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 5 235 рублей 37 копеек, расположенного в городе Кемерово по проспекту Ленина, 59А, выразившиеся в осуществлении ненадлежащего контроля за ходом исполнения государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель; ненадлежащей предварительной проверке отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области и внесении в государственный кадастр недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка в сумме 62 015 732 рублей 40 копеек.
Заявитель просил признать незаконными действия Федеральной службы Росреестра по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка площадью 11 846 кв.метров с кадастровым N 42:24:0101021:477 в сумме 62 015 732 рублей 40 копеек и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 5 235 рублей 37 копеек, выразившиеся в ненадлежащей проверке отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области.
Кроме того, заявитель просил обязать Управление Росреестра исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка площадью 11 846 кв.метров с кадастровым N 42:24:0101021:477 в сумме 62 015 732 рублей 40 копеек и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 5 235 рублей 37 копеек за 1 кв.метр.
Требование собственника земельного участка мотивировано нарушением прав при внесении органом кадастрового учета в государственный земельный кадастр (государственный кадастр недвижимости) сведений о кадастровой стоимости земельного участка без сбора, учета и статистического анализа рыночной информации о стоимости земельных участков.
До принятия судебного акта к участию в деле были привлечены Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля", Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области.
Решением от 01.11.2010 Арбитражный суд Кемеровской области признал недостоверным результат государственной кадастровой оценки земельного участка площадью 11 846 кв.метров с кадастровым N 42:24:0101021:477 в сумме 62 015 732 рублей 40 копеек и удельного показателя кадастровой стоимости в размере 5 235 рублей 37 копеек за 1 кв.метр.
Также суд признал незаконными действия Федеральной службы Росреестра и Управления Росреестра, которые выразились в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка площадью 11 846 кв.метров с кадастровым N 42:24:0101021:477 в сумме 62 015 732 рублей 40 копеек и удельного показателя кадастровой стоимости в размере 5 235 рублей 37 копеек за 1 кв.метр.
На ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области возложена обязанность по исключению из государственного кадастра недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка площадью 11 846 кв.метров с кадастровым N 42:24:0101021:477 в сумме 62 015 732 рублей 40 копеек и удельного показателя кадастровой стоимости в размере 5 235 рублей 37 копеек за 1 кв.метр.
Суд первой инстанции сделал вывод о несоблюдении порядка и расчета кадастровой стоимости, а также ненадлежащей проверке отчета оценщика органом кадастрового учета.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2011 решение суда первой инстанции оставлено в силе.
Суд апелляционной инстанции подтвердил выводы о несоблюдении органом кадастрового учета порядка построения статистической модели и расчета кадастровой стоимости исходя из определенного состава факторов, сведений об их значении, рыночной информации, ненадлежащей проверке предоставленного отчета.
В кассационной жалобе Управление Росреестра просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, направить дело на новое рассмотрение.
Управление Росреестра считает, что кадастровая стоимость земельного участка ООО "Аскор" внесена в государственный кадастр недвижимости на основании акта определения кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с процедурой расчета, которая определена Методическими указаниями, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 N 222.
С учетом утвержденного постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 519 результата государственной кадастровой оценки земельного участка, Управление Росреестра полагает, что права и интересы заявителя не нарушены, в том числе не влекут неблагоприятные последствия по уплате земельного налога.
Кроме того, заявитель указывает на проведение проверки отчета.
ФГУП "ФКЦ "Земля" в отзыве поддержало кассационную жалобу Управления Росреестра, ходатайствует о проведении судебного заседания в отсутствие своего представителя.
ООО "Аскор" в отзыве отклонило кассационную жалобу Управления Росреестра, ходатайствует о приостановлении кассационного производства до рассмотрения в порядке надзора дела N А27-4849/2010 Арбитражного суда Кемеровской области.
В судебном заседании представитель ООО "Аскор" поддержал выводы судов первой и апелляционной инстанций.
Другие участвующие в деле лица отзывы на кассационную жалобу Управления Росреестра не направили, извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Руководствуясь статьей 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции отклоняет ходатайство ООО "Аскор" о приостановлении кассационного производства в связи с отсутствием правовых оснований.
Проверив в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции считает, что решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, в собственности ООО "Аскор" находится земельный участок площадью 11 845,53 кв.метров с кадастровым N 42:24:0101021:477, расположенный в городе Кемерово по проспекту Ленина, 59А (свидетельство о государственной регистрации от 30.12.2008 серия 42 АВ N 838388).
Выписка из государственного кадастра недвижимости от 02.02.2010 содержит сведения о кадастровой стоимости этого земельного участка в сумме 62 015 732 рублей 40 копеек и удельном показателе кадастровой стоимости 1 кв.метра в размере 5 235 рублей 37 копеек.
Ссылаясь на отчет ООО "Бизнес" от 29.03.2010 N 20-03-10 как независимого оценщика об определении рыночной стоимости этого земельного участка в сумме 40 886 000 рублей, ООО "Аскор" в соответствии с нормами главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оспорило достоверность результата государственной кадастровой оценки земельного участка, действия по формированию в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка.
Из пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации вытекает, что порядок проведения государственной кадастровой оценки земель для установления кадастровой стоимости земельных участков находится в компетенции Правительства Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации компетентны при утверждении средних уровней кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Пунктами 1, 9 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
Согласно пунктам 5, 10 Правил N 316 территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости осуществляют государственную кадастровую оценку земель на основании статистического анализа рыночных цен, иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости. Результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
Во исполнение пунктов 11 и 13 Правил N 316 Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации приказом от 12.08.2006 N 222 утвердило Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка.
Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков отражаются в акте определения кадастровой стоимости земельных участков, который удостоверяется должностным лицом управления Роснедвижимости по соответствующему субъекту Российской Федерации, уполномоченным на выполнение учетных кадастровых записей (пункт 1.4 Методических указаний N 222).
Управлением Росреестра по Кемеровской области 20.01.2009 утвержден акт определения кадастровой стоимости земельного участка площадью 11 845,53 кв.метров с кадастровым N 42:24:0101021:477, в соответствии с которым кадастровая стоимость земельного участка ООО "Аскор" составила 62 015 732 рублей 40 копеек.
При расчете кадастровой стоимости использован удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков в сумме 5 235 рублей 37 копеек за 1 кв.метр, соответствующий 5 виду разрешенного использования.
В разделе II Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, содержится порядок определения кадастровой стоимости земельных участков.
Административный регламент Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утвержденный приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 и зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации от 26.07.2007 N 9913, предусматривает, что исполнение государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" заключается в том числе (пункты 8, 9, 10, 11), в проверке результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представлению результатов государственной кадастровой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр.
Контроль выполнения работ по определению кадастровой стоимости земель в субъекте Российской Федерации осуществляет Управление Росреестра, проверку результатов работ проводит Федеральная служба Росреестра (пункты 8.1, 9.5 Административного регламента).
Указанные нормативные правовые акты предусматривают особый порядок расчета уполномоченными лицами государственной кадастровой стоимости земель и не содержат положений о необходимости обязательного учета рыночной стоимости земельного участка, определенной конкретным независимым оценщиком.
Коллегия администрации Кемеровской области в силу предоставленных полномочий на законном основании постановлениями от 27.11.2008 N 519 и 520 утвердила средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам) и результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области согласно приложениям.
Расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области, составленный ФГУП "ФКЦ "Земля" (исполнителем) на основании заключенного с Управлением Роснедвижимости государственного контракта от 29.06.2007 N 140, был проведен при непосредственном контроле Управления Роснедвижимости по Кемеровской области в соответствии с протоколом предварительной проверки от 11.11.2008.
Соответствие отчета Управления об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации Методическим рекомендациям в установленном порядке было проверено Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости согласно акту проверки от 24.11.2008.
Поэтому Управление Росреестра правильно исполнило функции по контролю за выполнением работ, связанных с определением кадастровой стоимости земельных участков, предоставлению результатов оценки на проверку в Федеральную службу Росреестра, внесению утвержденных сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведения о кадастровой стоимости земельного участка) в государственный кадастр недвижимости.
Доказательства внесения Управлением Росреестра в государственный кадастр сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка, которые не соответствуют сведениям, ранее представленным на утверждение, отсутствуют.
Поскольку оспариваемые действия органа кадастрового учета соответствуют требованиям законодательства, регулирующего правоотношения в сфере государственной кадастровой оценки земель, совершены в рамках предоставленных полномочий, суд первой инстанции сделал неправомерный вывод о недостоверности результата государственной кадастровой оценки земельного участка ООО "Аскор" и необоснованно признал незаконными действия этого органа по формированию в государственном реестре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости этого участка согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Требование ООО "Аскор" в части исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка не соответствует способу защиты нарушенного права.
Ошибочные выводы суда первой инстанции о применении указанных норм права не устранены судом апелляционной инстанции.
Таким образом, основанием для отмены обжалуемых судебных актов являются неправильные выводы суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции, повлекшие неправильное применение норм материального права.
Принимая во внимание выяснение судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции считает возможным принять новый судебный акт по существу спора.
Так как действия Управления Росреестра по формированию в государственном кадастре недвижимости данных о кадастровой стоимости земельного участка соответствуют положениям законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, не нарушают прав и интересов ООО "Аскор", заявленные требования о признании их незаконными и обязании исключить эти сведения из государственного кадастра недвижимости подлежат отклонению согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 01.11.2010 по делу N А27-9303/2010 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2011 по этому делу отменить.
Принять новый судебный акт. В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Аскор" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мелихов |
Судьи |
Л.В. Бушмелева |
|
С.Н. Тамашакин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Административный регламент Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утвержденный приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 и зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации от 26.07.2007 N 9913, предусматривает, что исполнение государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" заключается в том числе (пункты 8, 9, 10, 11), в проверке результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представлению результатов государственной кадастровой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр.
Контроль выполнения работ по определению кадастровой стоимости земель в субъекте Российской Федерации осуществляет Управление Росреестра, проверку результатов работ проводит Федеральная служба Росреестра (пункты 8.1, 9.5 Административного регламента).
...
Коллегия администрации Кемеровской области в силу предоставленных полномочий на законном основании постановлениями от 27.11.2008 N 519 и 520 утвердила средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам) и результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области согласно приложениям.
...
Принимая во внимание выяснение судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции считает возможным принять новый судебный акт по существу спора.
Так как действия Управления Росреестра по формированию в государственном кадастре недвижимости данных о кадастровой стоимости земельного участка соответствуют положениям законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, не нарушают прав и интересов ООО "Аскор", заявленные требования о признании их незаконными и обязании исключить эти сведения из государственного кадастра недвижимости подлежат отклонению согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 мая 2011 г. N Ф04-1831/11 по делу N А27-9303/2010
Хронология рассмотрения дела:
30.07.2012 Определение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-9303/10
18.01.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1831/11
13.12.2011 Определение Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1831/11
20.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9077/11
22.07.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9077/11
30.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9077/11
13.05.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1831/11
24.01.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-11324/2010
01.11.2010 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-9303/10