Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 мая 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тамашакина С.Н.,
судей Бушмелевой Л.В., Шуйской С.И.,
рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области кассационную жалобу Главного управления по земельным ресурсам Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 11.11.2010 (судья Чернышёв В.И.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2011 (судьи Рыжиков О.Ю., Киричёк Ю.Н., Кливер Е.П.) по делу N А46-10445/2010 по иску индивидуального предпринимателя Макарова Александра Петровича (ИНН 550705234469, ОГРНИП 306550703400024) к Главному управлению по земельным ресурсам Омской области (ИНН 5503101004, ОГРН 1065503057443) о признании недействительной части сделки и применении последствий её недействительности.
Другие лица, участвующие в деле: Министерство финансов Омской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области.
В заседании принял участие представитель индивидуального предпринимателя Макарова Александра Петровича - Дмитренко Н.А. по доверенности от 13.08.2010.
Суд установил:
индивидуальный предприниматель Макаров Александр Петрович (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Омской области с иском, уточненным в порядке, установленном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Главному управлению по земельным ресурсам Омской области (далее - Главное управление) о признании недействительным пункта 2.1 договора купли-продажи земельного участка от 27.08.2008 N 1608/4444-2008, заключенного между Предпринимателем и Главным управлением, в части превышения выкупной цены земельного участка над размерами, установленными федеральным законом, на 5 857 580 рублей 07 копеек, а также приложение к договору (расчет цены выкупа земельного участка) и взыскании 5 857 580 рублей 07 копеек.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Омской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области.
Решением от 11.11.2010 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2011, требования удовлетворены частично. Суд признал недействительным пункт 2.1 договора купли-продажи земельного участка от 27.08.2008 N 1608/4444-2008, заключенного между Главным управлением и Предпринимателем, в части превышения законно установленной выкупной цены земельного участка (7 787 577 рублей 45 копеек) на 812 759 рублей 55 копеек, а также приложение к договору (расчет цены выкупа земельного участка). Взыскал с ответчика в пользу истца 812 759 рублей 55 копеек и 4 000 рублей расходов по оплате государственной пошлины.
Главное управление обратилось с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований Предпринимателя.
По его мнению, обжалуемые судебные акты являются незаконными, выводы судов противоречат нормам действующего законодательства.
Заявитель указывает, что при заключении оспариваемого договора купли-продажи Главное управление руководствовалось пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", который определяет порядок расчета выкупной цены земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в пределах двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, при этом законом не предусматривается, что при определении цены продажи земельного участка должны быть использованы сведения, содержащиеся непосредственно в нормативно-правовом акте.
Главное управление полагает, что при определении выкупной цены земельного участка, орган исполнительной власти должен учитывать сведения, содержащиеся в ГКН на момент заключения сделки, что учитывалось при заключении договора купли-продажи земельного участка от 27.08.2008 N 1608/4444-2008.
В отзыве на кассационную жалобу Предприниматель указал, что считает кассационную жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Представитель Предпринимателя в заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность принятых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела видно, что между Главным управлением (продавец) и Предпринимателем (покупатель) заключен договор купли-продажи земельного участка от 27.08.2008 N 1608/4444-2008 (далее - Договор), в соответствии с условиями которого продавец обязался передать в собственность, а покупатель - принять и оплатить по цене и на условиях договора земельный участок из состава земель населенных пунктов с кадастровым номером 55:36:12 03 08:114, площадью 83 134 кв.м, местоположение которого установлено относительно здания конторы, имеющего почтовый адрес: город Омск, Октябрьский административный округ, ул. 3-я Молодежная, дом 2 (далее - Участок), используемый для производственных целей в границах, указанных в кадастровом паспорте Участка, площадью 83 134 кв.м.
Согласно пункту 1.2 Договора на земельном участке располагаются объекты недвижимости, принадлежащие покупателю на праве собственности: РМЗ - одноэтажное кирпичное здание с антресольным этажом, с одной двухэтажной кирпичной и одной одноэтажной кирпичной пристройками общей площадью 2 148,8 кв. м, литеры Л-Л2 (свидетельство о государственной регистрации права от 07.10.2002 серии 55 АА N 430794); двухэтажное кирпичное здание конторы, общей площадью 1 192,50 кв. м, литера А, трансформаторная подстанция 110/6кВ "ГНС", площадью по наружному обмеру 2 167, 60 (свидетельство о государственной регистрации права от 07.10.2002 серии 55 АА N 430788); столовая - двухэтажное шлакоблочное кирпичное здание общей площадью 741, 8 кв. м, литера З, (свидетельство о государственной регистрации права от 07.10.2002 серии 55 АА N 430795); склады заполнителей - двухэтажное кирпичное здание общей площадью 1 638, 40 кв. м, литеры С-С16 (свидетельство о государственной регистрации права от 07.10.2002 серии 55 АА N 430790); одноэтажное здание РМЦ с антресольным этажом и одноэтажной кирпичной пристройкой общей площадью 1 532, 3 кв. м, литеры К, К1 (свидетельство о государственной регистрации права от 15.08.2008 серии 55 АВ N 745071); компрессорная - одноэтажное кирпичное здание с одной двухэтажной кирпичной пристройкой, с одной одноэтажной кирпичной пристройкой, общей площадью 342, 30 кв. м, литеры Е, Е1, Е2 (свидетельство о государственной регистрации права от 07.10.2002 серии 55 АА N 430854); Цех N 1 - двухэтажное кирпичное здание с двумя одноэтажными кирпичными пристройками и одной надстройкой, общей площадью 3 075, 3 кв. м, литеры О, О1, О2 (свидетельство о государственной регистрации права от 07.10.2002 серии 55 АА N 430793); бытовое четырехэтажное панельное здание, общей площадью 1 247, 60 кв. м, литера Ю (свидетельство о государственной регистрации права от 07.10.2002 серии 55 АА N 430851); распределительный тепловой пункт - одноэтажное кирпичное здание, общей площадью 99, 20 кв. м, литера У (свидетельство о государственной регистрации права от 07.10.2002 серии 55 АА N 430848); производственные цеха - одноэтажное железобетонное строение с пятью железобетонными пристройками и одной надстройкой, общей площадью 13 642, 20 кв. м, литеры И-И5 (свидетельство о государственной регистрации права от 07.10.2002 серии 55 АА N 430852); склад готовой продукции - одноэтажное здание, общей площадью 5 473, 00 кв. м, литера О1 (свидетельство о государственной регистрации права от 07.10.2002 серии 55 АА N 430792); склад цемента общей площадью 355, 20 кв. м, литеры Х, Х1, Х2, Х3 (свидетельство о государственной регистрации права от 07.10.2002 серии 55 АА N 430850); бытовой корпус - одноэтажное керамзитобетонное здание, общей площадью 439, 70 кв. м, литера М (свидетельство о государственной регистрации права от 07.10.2002 серии 55 АА N 430791); гараж Электроцех - одноэтажное кирпичное здание с одноэтажной кирпичной пристройкой, общей площадью 1 226, 70 кв. м, литеры Щ, Щ1, Щ2 (свидетельство о государственной регистрации права от 07.10.2002 серии 55 АА N 430789); подстанция электроцеха ТП-7354 - одноэтажное металлическое здание, общей площадью 15, 30 кв. м, литера Ж (свидетельство о государственной регистрации права от 07.10.2002 серии 55 АА N 430853).
Кроме того, на данном земельном участке располагаются иные объекты недвижимого имущества (бойлерная, шесть железобетонных банок склада цемента, металлический ангар - временное сооружение, проходная), права, на которые не зарегистрированы в установленном законом порядке.
Пунктом 2.1 Договора установлено, что стоимость земельного участка составляет 8 600 337 рублей.
Платежным поручением N 15 от 27.08.2008 Предприниматель произвел оплату по Договору в полном размере.
Полагая, что Главным управлением неправильно определена выкупная цена земельного участка, Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Арбитражный суд, частично удовлетворяя заявленные требования, а апелляционный суд, оставляя решение в силе, исходили из того, что выкупная цена земельного участка должна быть рассчитана исходя из двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, полученной в результате умножения площади земельного участка на средний удельный показатель кадастровой стоимости земель по видам разрешенного использования согласно приложению к Постановлению Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П.
Суд кассационной инстанции считает выводы судебных инстанций правомерными исходя из следующего.
Стоимость земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и подлежащего передаче собственнику объектов недвижимости, расположенных на данном земельном участке, определяется в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ, до 1 января 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения; коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Пунктом 1.1 Постановления Правительства Омской области от 25.08.2005 N 96-п "Об установлении цены земли при продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений" (в ред. Постановлений Правительства Омской области от 15.03.2006 N 26-п, от 19.12.2007 N 164-п, от 26.12.2008 N 217-п), определено установить на период до 1 января 2010 года цену земли в размере двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка при продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков:
1) коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения;
2) коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений;
3) гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 09.04.2009 N 14649/08, для приобретения собственником такого объекта недвижимости земельного участка по льготной цене, установленной пунктом 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ достаточно установить факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий.
Принадлежащие на праве собственности Предпринимателю объекты недвижимости первоначально были отчуждены в процессе приватизации, а затем переданы истцу по акту приема-передачи недвижимого имущества от открытого акционерного общества "Завод сборного железобетона N 3".
Пунктом 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Во исполнение указанных правовых норм, а также в соответствии с пунктами 35, 36 статьи 4 Закона Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области" Постановлением от 19.12.2007 N 174-П Правительство Омской области утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36 в соответствии с приложением к этому постановлению.
Согласно подпункту 674 приложения к постановлению Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" средний удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, входящего в кадастровый квартал 55:36:12 03 08 и предназначенного для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, составляет 3 747 рублей за кв. м.
Исследовав обстоятельства дела, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд пришел к правомерному выводу о том, что пункт 2.1 Договора в части определения выкупной цены земельного участка, не соответствует нормам действующего законодательства, поскольку Предпринимателем была произведена оплата выкупной цены в большем размере, чем предусмотрено законом, правильно произведя расчет, обоснованно взыскал в пользу Предпринимателя уплаченную им разницу выкупной стоимости земельного участка в размере 812 759 рублей 55 копеек.
Апелляционный суд, рассматривая доводы апелляционной жалобы, правомерно поддержал выводы арбитражного суда по существу спора.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, при принятии обжалуемых судебных актов судебными инстанциями не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы имеющиеся в деле доказательства, оснований для их отмены не имеется.
Изложенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения апелляционного суда, им дана надлежащая правовая оценка, у суда кассационной инстанции нет оснований для их переоценки.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 11.11.2010 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2011 по делу N А46-10445/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления по земельным ресурсам Омской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
С.Н. Тамашакин |
Судьи |
Л.В. Бушмелева |
|
С.И. Шуйская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Во исполнение указанных правовых норм, а также в соответствии с пунктами 35, 36 статьи 4 Закона Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области" Постановлением от 19.12.2007 N 174-П Правительство Омской области утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36 в соответствии с приложением к этому постановлению.
Согласно подпункту 674 приложения к постановлению Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" средний удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, входящего в кадастровый квартал 55:36:12 03 08 и предназначенного для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, составляет 3 747 рублей за кв. м."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 мая 2011 г. N Ф04-2509/11 по делу N А46-10445/2010