Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 мая 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Шуйской С.И.,
судей Бушмелевой Л.В., Мелихова Н.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области, ведении протокола судебного заседания помощником судьи Перминовой Е.В. кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Южно-Сибирская лизинговая компания" (заявителя) на решение от 17.11.2010 Арбитражного суда Омской области (судья Глазков О.В.) и постановление от 18.02.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Сидоренко О.А., Золотова Л.А., Лотов А.Н.) по делу N А46-12243/2010 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Южно-Сибирская лизинговая компания" (ИНН 5503080185, ОГРН 1045504011134) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (ИНН 4297012377, ОГРН 1045504038524), федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата по Омской области" (ИНН 5503051770, ОГРН 1025500754400) о признании недействительным решения.
В заседании приняли участие представители: от общества с ограниченной ответственностью "Южно-Сибирская лизинговая компания" (заявителя) - Клюге Н.Н. по доверенности от 01.04.2010,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (заинтересованного лица) - Аверина А.Д. по доверенности от 30.12.2010.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Южно-Сибирская лизинговая компания" (далее - ООО "Южно-Сибирская лизинговая компания") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление Росреестра) о признании недействительным решения от 05.07.2010 N 36/10-3242 "Об учёте изменений объекта недвижимости" в части изменения статуса сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:17 01 10:76 в сумме 11 156 324 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 3 002 руб. 24 коп. за 1 мI, внесённых в государственный кадастр недвижимости в соответствии с результатами оценки земель поселений Омской области, утверждёнными указом губернатора Омской области от 19.06.2003 N 110 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Омской области", с "архивные" на "учтённые" путём исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о дате ликвидации данных характеристик и об обязании Управления Росреестра в течение 10-ти дней со дня вступления в законную силу вынесенного судебного решения.
Заявление в суд мотивировано тем, что поскольку 27.12.2007 в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о кадастровой стоимости земельных участков, рассчитанной на основании постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36", то запись о кадастровой стоимости в размере, рассчитанном на основании указа губернатора Омской области от 19.06.2003 N 110, является аннулированной и не может использоваться.
Определением от 12.10.2010 Арбитражного суда Омской области по ходатайству Управления Росреестра в качестве второго заинтересованного лица привлечено федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата по Омской области" (далее - кадастровая палата).
Решением от 17.11.2010 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 18.02.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано за их необоснованностью.
В кассационной жалобе ООО "Южно-Сибирская лизинговая компания" просит отменить состоявшиеся судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Податель жалобы полагает, что судебные акты вынесены при недоказанности наличия полномочий у Управления Росреестра по изменению статуса кадастровых сведений с "архивные" на "учтённые".
Не согласен с выводами апелляционного суда о том, что для принятия оспариваемого решения Управления Росреестра не требовалось предусмотренных законом оснований; утрата юридической силы указа губернатора Омской области N 110 в части утверждения отдельных показателей не означает невозможность применения сведений государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости для определения налоговой базы по земельному налогу, начиная с 01.01.2008; признание незаконными действий уполномоченного органа по внесению в кадастр сведений о кадастровой стоимости земельного участка, утверждённой постановлением Правительства Омской области N 174-п, а также исключение этих сведений из государственного кадастра недвижимости не свидетельствуют о том, что кадастровая стоимость земельного участка для целей исчисления земельного налога не определена.
Неправильным считает применение судами норм земельного законодательства и законодательства о государственном кадастре.
В представленном отзыве Управление Росреестра просит оставить без изменения оспариваемые судебные акты, считая их законными и обоснованными.
Кадастровая палата о времени и месте слушания дела уведомлена, однако в судебное заседание своих представителей не направила, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В судебном заседании представитель ООО "Южно-Сибирская лизинговая компания" поддержал позицию кассационной жалобы, а представитель Управления Росреестра возражал против удовлетворения жалобы.
Выслушав пояснения представителей сторон, рассмотрев материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на неё, проверив в соответствии со статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств дела усматривается, что ООО "Южно-Сибирская лизинговая компания" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 55:36:17 01 10:76 площадью 3 716 мI, категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для общественно-деловых целей под здание, местоположение установлено относительно одноэтажного здания (автозаправочная станция), имеющего почтовый адрес: город Омск, Ленинский административный округ, проспект Сибирский, 15 (свидетельство о государственной регистрации права от 13.05.2009 N 908153).
Решением от 31.03.2009 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-61/2009 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Региональная сеть АЗС" признаны незаконными действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (далее - Управление Роснедвижимости), правопредшественника Управления Росреестра, выразившиеся в издании приказа N 78 от 24.06.2007 о присвоении, в том числе вышеупомянутому земельному участку с кадастровым номером 55:36:17 01 10:76 седьмой группы видов разрешённого использования - земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии.
Кроме того, суд обязал Управление Роснедвижимости исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:17 01 10:76 в сумме 26 095 647 руб. 16 коп. и удельном показателе в размере 7 022 руб. 51 коп. за 1 мI.
Исполняя указанное решение суда, Управление Росреестра приняло решение от 05.07.2010 N 36/10-3242 "Об учёте изменений объекта недвижимости" в части изменения статуса сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:17 01 10:76 в сумме 11 156 324 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 3 002 руб. 24 коп. за 1 мI, внесённых в государственный кадастр недвижимости в соответствии с результатами оценки земель поселений Омской области, утверждёнными указом губернатора Омской области от 19.06.2003 N 110, с "архивные" на "учтённые" путём исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о дате ликвидации данных характеристик.
Заявитель, считая, что данное решение противоречит закону и нарушает права и интересы ООО "Южно-Сибирская лизинговая компания", оспорил его в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из правомерности восстановления Управлением Росреестра сведений о кадастровой стоимости и удельном показателе спорного земельного участка, утверждённых указом губернатора Омской области от 19.06.2003 N 110.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами оплаты за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Частью 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Признание незаконными действий уполномоченного органа по внесению в кадастр сведений о кадастровой стоимости земельных участков, утверждённой постановлением Правительства Омской области N 174-п, а также исключение этих сведений из государственного кадастра недвижимости, совершённое Управлением Росреестра во исполнение судебного акта, не привело, как верно отмечено судами, к неопределённости кадастровой стоимости земельного участка для целей исчисления земельного налога.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В силу правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 21.09.2010 N 7309/10, под утверждёнными результатами государственной кадастровой оценки земель должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Действовавшим до 17.05.2008 Федеральным законом от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" было предусмотрено, что сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Единый государственный реестр земель и кадастровые дела подлежат вечному хранению, их уничтожение и изъятие не допускаются (статья 17).
Пунктом 5.2.4 Порядка ведения государственного реестра земель кадастрового района (раздел "Земельные участки"), утверждённого приказом Росземкадастра от 15.06.2001 N П/119 установлено, что при внесении изменений в формы "Сведения о базовых платежах и оценке" в случае изменения значения внесённых характеристик запись, содержащая такие характеристики, аннулируется и добавляется новая запись.
В статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) определены принципы ведения государственного кадастра недвижимости, включая постоянное хранение содержащихся в государственном кадастре недвижимости документов, недопущение их уничтожения и изъятия из них каких-либо частей (пункт 3); сохранение ранее внесённых сведений в случае изменения кадастровых сведений (пункт 7).
Проанализировав приведённые нормы, суды пришли к правильному выводу, что кадастровые сведения, внесённые в государственный кадастр недвижимости (ранее государственный земельный кадастр), в случае их изменения не исключаются из кадастра, такие сведения сохраняются в кадастре, приобретая статус "архивных".
Данный статус в настоящее время закреплён Порядком ведения государственного кадастра недвижимости, утверждённым приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42 (далее - Порядок).
Поскольку сведения о кадастровой стоимости принадлежащего заявителю земельного участка в сумме 11 156 324 руб. и удельном показателе в размере 3 002 руб. 24 коп. за 1 мI были утверждены указом губернатора N 110 и внесены в государственный кадастр на основании этого указа, то обоснован вывод судов, что они не исключались из него после утверждения сведений постановлением Правительства Омской области N 174-п, находятся в государственном кадастре недвижимости, наличие у них статуса "архивные" не подтверждает исключение из кадастра.
Что касается довода заявителя об отсутствии у кадастрового органа, каковым является Управление Росреестра, полномочий по принятию оспариваемого решения, то он отклоняется.
Руководствуясь статьёй 23 Закона о государственном кадастре недвижимости, Административным регламентом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Ведение государственного земельного кадастра", утверждённого приказом Минэкономразвития России N 235 от 12.07.2007, Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", пунктом 18 Порядка, суды установили полномочия Управления Росреестра по проведению государственного кадастрового учёта, в том числе по учёту изменений объекта недвижимости.
Принимая во внимание обязательность исполнения вступившего в законную силу решение суда, принцип платности землепользования, принцип непрерывности внесения в государственный земельный кадастр изменяющихся характеристик земельных участков, принцип сохранения ранее внесённых сведений (статья 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 1, 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 4 Закона о государственном кадастре недвижимости), суды признали законным решение Управления Росреестра от 05.07.2010 N 36/10-3242, которым восстановлены утверждённые указом губернатора Омской области от 19.06.2003 N 110 сведения о кадастровой стоимости и удельном показателе земельного участка с кадастровым номером 55:36:17 01 10:76.
Более того, упомянутым решением Управления Росреестра не нарушаются права и законные интересы заявителя в предпринимательской и экономической деятельности как налогоплательщика, так как восстановленная кадастровая стоимость и удельный показатель земельного участка меньше, чем утверждённые постановлением Правительства Омской области от 19.07.2007 N 174-п.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку указанные условия отсутствуют, то ООО "Южно-Сибирская лизинговая компания" правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы заявителя свидетельствуют не о неправильном применении и нарушении судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а о несогласии с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, не выявлено.
С учётом изложенного кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 17.11.2010 Арбитражного суда Омской области и постановление от 18.02.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-12243/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
С.И. Шуйская |
Судьи |
Л.В. Бушмелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Принимая во внимание обязательность исполнения вступившего в законную силу решение суда, принцип платности землепользования, принцип непрерывности внесения в государственный земельный кадастр изменяющихся характеристик земельных участков, принцип сохранения ранее внесённых сведений (статья 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 1, 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 4 Закона о государственном кадастре недвижимости), суды признали законным решение Управления Росреестра от 05.07.2010 N 36/10-3242, которым восстановлены утверждённые указом губернатора Омской области от 19.06.2003 N 110 сведения о кадастровой стоимости и удельном показателе земельного участка с кадастровым номером 55:36:17 01 10:76.
Более того, упомянутым решением Управления Росреестра не нарушаются права и законные интересы заявителя в предпринимательской и экономической деятельности как налогоплательщика, так как восстановленная кадастровая стоимость и удельный показатель земельного участка меньше, чем утверждённые постановлением Правительства Омской области от 19.07.2007 N 174-п.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 мая 2011 г. N Ф04-2513/11 по делу N А46-12243/2010