Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 27 мая 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Шуйской С.И.,
судей Бушмелевой Л.В., Мелихова Н.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (заинтересованного лица) на постановление от 19.01.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Жданова Л.И., Павлюк Т.В., Солодилов А.В.) по делу N А27-4679/2010 по заявлению открытого акционерного общества "Издательско-полиграфическое предприятие "Кузбасс" (ИНН 4205081512, ОГРН 1054205033475) к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области (ИНН 4207012377, ОГРН 1024202052380), при участии третьих лиц: федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный кадастровый центр "Земля", коллегии администрации Кемеровской области, о признании незаконным отказа в исключении из государственного земельного кадастра сведений о кадастровой стоимости земельного участка и удельном показателе.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Издательско-полиграфическое предприятие "Кузбасс" (далее - ОАО "ИПП "Кузбасс") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области (далее - Управление Роснедвижимости), правопредшественнику Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее - Управление Росреестра), о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 09.03.2010 N 02/08-1394, в исключении недостоверных сведений в государственном земельном кадастре о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0501013:310 площадью 25 099,76 мI в сумме 162 191 637 руб. 15 коп. и удельном показателе в размере 6 461 руб. 88 коп. за 1 мI, расположенного по адресу: г. Кемерово, пр. Октябрьский, 28, а также об обязании Управления Росреестра исключить эти сведения из государственного земельного кадастра.
Заявление в суд со ссылкой на нормы статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, утверждённые Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила N 316), Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утверждённый приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 (далее - Административный регламент), Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов, утверждённые приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания N 39) мотивировано тем, что удельный показатель и кадастровая стоимость земельного участка определены заинтересованным лицом без учёта его рыночной стоимости.
Решением от 13.07.2010 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Титаева Е.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Определением от 20.10.2010 Седьмой арбитражный апелляционный суд перешёл к рассмотрению дела по правилам первой инстанции и к участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований привлёк федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее - ФГУП "ФКЦ "Земля") и коллегию администрации Кемеровской области.
В связи с рассмотрением апелляционным судом дела по первой инстанции заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил требования и просил признать незаконным отказ Управления Росреестра в исключении вышеуказанных им сведений, недостоверными результаты государственной кадастровой оценки спорного земельного участка, незаконными действия заинтересованного лица по формированию недостоверных сведений и устранении нарушений путём обязания Управления Росреестра исключить их из государственного земельного кадастра.
Постановлением от 19.01.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, требования удовлетворены в полном объёме.
В кассационной жалобе Управление Росреестра просит отменить вынесенное постановление апелляционного суда и оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению подателя жалобы, апелляционный суд не вправе был рассматривать новые требования, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции.
Не согласно заинтересованное лицо с признанием действий Управления Роснедвижимости по проверке результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов в отсутствие заявленных требований.
Отзыв на кассационную жалобу заявитель и третьи лица в установленном законом порядке не представили.
ОАО "ИПП "Кузбасс, Управление Росреестра, ФГУП "ФКЦ "Земля", коллегия администрации Кемеровской области о времени и месте слушания дела уведомлены, однако в судебное заседание своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность состоявшихся судебных актов, суд кассационной инстанции находит их подлежащими отмене по следующим основаниям.
Из установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств дела следует, что ОАО "ИПП "Кузбасс" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 42:24:0501013:310 площадью 25 099,76 мI, категория земель - земли населённых пунктов, разрешённое использование - для производственных нужд (свидетельство о государственной регистрации права от 24.07.2008 N 815459).
Получив кадастровую выписку от 30.06.2009 N 4200/001/09-161243, согласно которой кадастровая стоимость принадлежащего заявителю земельного участка, составляющая 162 191 637 руб. 15 коп., определена с учётом удельного показателя в сумме 6 461 руб. 88 коп., ОАО "ИПП "Кузбасс" обратилось в Управление Роснедвижимости с запросом о предоставлении информации об определении указанной кадастровой стоимости и удельного показателя (письмо от 08.10.2009 N 184).
Управление Роснедвижимости в письме от 26.10.2009 N 01/12-4964 сообщило, что после проведения в 2007-2008 годах работ по актуализации государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Кемеровской области в соответствии с Методическими указаниями N 39 результаты кадастровой оценки были утверждены постановлениями коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 519 "Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)" и N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов Кемеровской области" и применяются для целей налогообложения и других целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01.01.2009.
Ссылаясь на недостоверность сведений о кадастровой стоимости земельного участка, ОАО "ИПП "Кузбасс" направило 09.02.2010 в адрес Управления Роснедвижимости заявление N 130 об исключении этих сведений из государственного земельного кадастра, на что орган кадастрового учёта ответил отказом в письме от 09.03.2010 N 02/08-1394.
Названное обстоятельство послужило основанием для обращения ОАО "ИПП "Кузбасс" с настоящим заявлением.
При отказе в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции исходил из того, что заявителем не представлено доказательств о признании оспариваемых сведений недостоверными и не обоснована обязанность Управления Росреестра исключать из государственного земельного кадастра сведения о кадастровой стоимости.
Кроме того, суд посчитал, что фактически заявитель оспаривает процедуру определения кадастровой стоимости, о чём требование ОАО "ИПП "Кузбасс" не заявлялось.
Рассмотрев уточнённые требования, апелляционный суд счёл подлежащим отмене решение суда и удовлетворении заявленных требований по тому основанию, что государственная функция по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, в том числе внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков возложена на Управление Росреестра, которым неправильно рассчитана кадастровая стоимость спорного земельного участка, что повлекло завышение кадастровой стоимости этого участка.
Вместе с тем апелляционным судом не учтено следующее.
В силу части 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно пунктам 1 и 9 Правил N 316 на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
В пункте 4 Административного регламента перечислены государственные функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, включая контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; проверку результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Из пункта 10 Правил N 316 вытекает, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки.
В полномочия органов кадастрового учёта входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утверждённых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 7309/10, под утверждёнными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчёта включённых в такой акт итоговых цифр.
Расчет кадастровой стоимости земельных участков с 9-м видом разрешённого использования населённых пунктов Кемеровской области, составленный ФГУП "ФКЦ "Земля" (исполнителем) во исполнение заключенного с Управлением Роснедвижимости государственного контракта от 29.06.2007 N 140, осуществлён при непосредственном контроле органа кадастрового учета, о чём свидетельствует протокол предварительной проверки от 11.11.2008.
Правильность отчёта об определении кадастровой стоимости земельных участков 24.11.2008 была проверена Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, которое сочло его соответствующим Методическим указаниям N 39.
Представленные Управлением Роснедвижимости результаты государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Кемеровской области, в том числе средний уровень земельных участков в кадастровом квартале 42:24:0501013 в размере 6 461 руб. 88 коп. за 1 мI по 9-му виду разрешённого использования, утверждены постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 519, которое не оспорено, не отменено и не признано недействующим в указанной части.
Порядок определения кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков регламентирован Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешённого использования или уточнения площади земельного участка, утверждёнными приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 (далее - Методические указания N 222).
В частности, в пункте 2.1.3 Методических указаний N 222 закреплено, что при образовании нового земельного участка в границах существующего поселения, кадастровая стоимость определяется путём умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешённого использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Земельный участок с кадастровым номером 42:24:0501013:310, расположенный в кадастровом квартале 42:24:0501013, является вновь образованным, так как поставлен на кадастровый учёт 23.06.2008 и не вошёл в Перечень земельных участков в составе земель населённых пунктов Кемеровской области, расчёт кадастровой стоимости которых произведён по состоянию на 01.01.2007.
Значение кадастровой стоимости данного земельного участка в сумме 162 191 637 руб. 15 коп. получено Управлением Роснедвижимости в результате умножения его площади на удельный показатель кадастровой стоимости в размере 6 461 руб. 88 коп. за 1 мI, который утверждён постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 519. Поэтому эти сведения не являются недостоверными.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку оспариваемые действия заинтересованного лица соответствуют нормам действующего законодательства и не нарушают права и интересы заявителя в предпринимательской и иной экономической деятельности, то оснований для признания их незаконными у суда апелляционной инстанций не имелось. Отсутствовали основания и для признания недостоверными оспариваемых сведений и обязании Управления Росреестра исключить их из государственного кадастра.
При таких обстоятельствах обжалуемый судебный акт подлежит отмене на основании части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В то же время не может быть оставлено в силе решение суда первой инстанции, так как им допущены нарушения норм процессуального права, являющиеся основанием для отмены судебных актов в любом случае, и не рассмотрены уточнённые ОАО "ИПП "Кузбасс" требования. В связи с указанным решение суда первой инстанции также подлежит отмене.
С учётом выяснения судами обстоятельств дела, исходя из заявленных требований ОАО "ИПП "Кузбасс", суд кассационной инстанции считает возможным принять новый судебный акт.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 13.07.2010 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 19.01.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-4679/2010 отменить.
Принять новый судебный акт. В удовлетворении требований ОАО "ИПП "Кузбасс" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
С.И. Шуйская |
Судьи |
Л.В. Бушмелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок определения кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков регламентирован Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешённого использования или уточнения площади земельного участка, утверждёнными приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 (далее - Методические указания N 222).
В частности, в пункте 2.1.3 Методических указаний N 222 закреплено, что при образовании нового земельного участка в границах существующего поселения, кадастровая стоимость определяется путём умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешённого использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
...
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 мая 2011 г. N Ф04-2819/11 по делу N А27-4679/2010
Хронология рассмотрения дела:
26.11.2012 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-4679/10
13.01.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2819/11
20.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11545/2011
24.08.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11545/11
27.05.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2819/11
19.01.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-8178/2010
13.07.2010 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-4679/10